Site icon Companion UA

Вечер сюрреализма ожидает поклонников Петра Мамонова 23 февраля, когда мэтр сыграет в Киевской консерватории спектакль «Шоколадный Пушкин».

ГАСТРОЛИ

Вечер сюрреализма ожидает поклонников Петра Мамонова 23 февраля, когда мэтр сыграет в Киевской консерватории спектакль «Шоколадный Пушкин».

Несколько лет назад классик французского постструктурализма Юлия Кристева высказала мысль о том, что сегодня человечеству необходимо заново обратиться к сюрреализму и переосмыслить наследие представителей этого движения, просуществовавшего без малого пятьдесят лет. Тем самым Кристева подарила сюрреализму шанс вновь обрести массовый интерес к себе со стороны широкой общественности, несколько утраченный за эти годы.

Киевский художник и продюсер Геннадий Гутгарц, уже не впервые устраивающий гастроли Петра Мамонова в Киеве, почувствовав веяние времени, также решил обратиться к сюрреализму при подготовке представления в столице нового проекта – спектакля Петра Николаевича «Шоколадный Пушкин».

Появление фигуры Мамонова в русскоязычном культурном поле много лет назад само по себе было явлением экстраординарным – слишком уж странно было видеть этого артиста на фоне серых советских эстрадных исполнителей и стереотипных «рок-групп». Музыка Мамонова оказалась не в меньшей степени шокирующей для слушателей, нежели его поведение на сцене и философия творчества и жизни вообще. Спустя годы, Мамонов по-прежнему остается одним из главных культурных феноменов России, гастролируя по всему миру со своими эксцентрическими спектаклями. Идеи Андре Бретона и его соратников Мамонову явно не чужды, но чтобы окончательно придать действу «Шоколадный Пушкин» сюрреалистическую окраску, вечером 23 февраля в фойе консерватории будут экспонироваться работы классика сюрреализма, всемирно известного изобретателя паранойя-критического метода Сальвадора Дали. Графические работы Дали из серии иллюстраций к Овидию специально предоставлены известным украинским коллекционером Игорем Дыченко, чья коллекция является в нашей стране единственной частной коллекцией, находящейся на государственном хранении. По словам Гутгарца, Дыченко оказался поклонником Мамонова, а Мамонов отнесся к идее выставки работ Дали во время своего спектакля с пониманием.

После Киева «Шоколадный Пушкин» Петра Мамонова будет показан в Нью-Йорке.

Спектакль «Шоколадный Пушкин» и выставка работ Сальвадора Дали состоятся 23 февраля в оперной студии консерватории по адресу: ул. Крещатик, 11, тел. 493-5715. Начало спектакля в 19.00.

Стоимость билетов 50-200 гривен.

ТЕАТР

Многочисленные мифы «еврейского вопроса» развеивает в своем моноспектакле «Шейлок» английский актер Гарет Армстронг.

В 1998 году спектакль «Шейлок» был признан британской прессой одним из самых значительных событий Эдинбургского фестиваля искусств, после чего отправился в успешные гастроли по всему миру. «Шейлока» видели зрители США и Новой Зеландии, Франции и Испании, за свой удивительный спектакль валлийский актер Гарет Армстронг (родился, изучал драматическое искусство и сыграл свои первые роли в Уэльсе) неоднократно награждался на различных европейских фестивалях, в том числе и на фестивале моноспектаклей в Киле (Германия) в 2001 году. Там его, кстати, увидел и пытался пригласить в Украину директор фестиваля «Киев майский» Алексей Кужельный, но, увы, денег на гонорар англичанину не нашлось. Теперь, к везению наших театралов, все расходы, связанные с гастролями Гарета Армстронга в Украине, взял на себя Британский совет, более того – сделал посещение «Шейлока» бесплатным для зрителей.

Впрочем, куда важнее бесплатных билетов то, что организаторы побеспокоились о синхронном переводе текста пьесы. Ее, между прочим, написал сам Армстронг при весьма любопытных обстоятельствах. За год до премьеры своего спектакля актер сыграл главную роль, Шейлока, в постановке «Венецианского купца» Шекспира в театре Салисбери. Надо сказать, что, в отличие от хрестоматийных «Гамлета», «Ромео и Джульетты», «Бури», «Короля Лира» или «Сна в летнюю ночь», к этой пьесе гениального драматурга режиссеры обращаются крайне редко. По довольно щекотливой причине: великий гуманист выглядит в ней, скажем деликатно, не слишком доброжелательно настроенным к евреям. Этот антисемитский душок за несколько столетий так и не выветрился из образа гнусного, алчного ростовщика Шейлока, который в кульминационный момент пьесы даже требует от благородного дворянина оплатить свой денежный долг фунтом собственного мяса. Шейлока зачастую и играют омерзительным до карикатурности картавым стариком с огромным крючковатым носом. Так его изображали в театрах третьего рейха (Гитлер настоятельно рекомендовал «Венецианского купца» немецким режиссерам), таким он предстает и в недавно шокировавшей Париж постановке «Комеди Франсез». Гарет Армстронг – актер серьезный. Готовя роль в «Венецианском купце», он «влез» в Шейлока и его историю настолько глубоко, узнал о своем герое так много, что в конце концов решил поделиться результатами своих исследований и обнаруженными поразительными находками с публикой. Так возник замысел спектакля «Шейлок», спектакля-размышления, спектакля-аттракциона, спектакля-оправдания. Оправдания и автора, и его героя. Гарет Армстронг не просто играет фрагменты шекспировской пьесы (в том числе и знаменитую сцену в суде, где наглый процентщик собирается отрезать своими костлявыми лапами кусок плоти должника). За полтора часа сценического действа он успевает рассказать еще историю этой «черной» комедии и показать, как исполняли эту роль великие английские артисты – от Ричарда Барбиджа в шекспировском «Глобусе» до романтика Эдмунда Кина, который первым постарался вызвать у зрителей хоть каплю сочувствия к Шейлоку. Но и этого мало: Армстронг параллельно еще сыплет сведениями по «еврейскому вопросу», развеивая многочисленные мифы. Он рассказывает, когда и где впервые возникли гетто, и кто первый обвинил иудеев в вампиризме. Мало того, актер доказывает, что сам-то «антисемит» Шекспир никогда воочию не видел ни одного еврея – по указу короля Эдварда I они еще в 1290 году были изгнаны из Англии, и даже в XVII столетии этот запрет был еще не отменен. Но если вы, не дай Бог, решили, что «Шейлок» – просто театрализованная лекция, то поспешим вас успокоить: это динамичный, озорной спектакль, в котором искусный лицедей каждую минуту примеряет на себя различные маски, успевая все же при этом быть и лиричным, и даже трагичным. Словом, как писала после премьеры лондонская Independent, это «выдающийся спектакль».

Спектакль «Шейлок» состоится 16 февраля в Донецке, во Дворце культуры имени Горького по адресу: Киевский проспект, 15; 22 февраля – в Киеве в актовом зале Института международных отношений по адресу: ул. Мельникова, 36/1. Начало спектаклей в 19.00.

Пригласительные билеты на спектакль можно получить в бюро Британского совета в Киеве, позвонив по телефону 490-5603.

ГАЛЕРЕИ

Трансформация образов классической литературы стала отправной точкой проекта Faust & Margarita, открывшегося в Центре современного искусства при НаУКМА.

Последним проектом ЦСИ с четкой концепцией был «Бренд «Украинское», представленный в самом конце 2001 года. После него идеи всех выставок Центра ускользают от какого-либо четкого определения. То есть какие-то мысли, передающиеся посредством пресс-релизов, есть, но в итоге все превращается просто в выставку новых работ разных художников. Концепцию выставки «Не только шоколад», например, помимо тщательно разжеванного желания швейцарских художников показать, что на их родине есть не только кондитерские магазины, но и современное искусство, понять так и не удалось.

Но в этот раз отсутствие тщательно разработанных идей, подчиняющих себе творчество художника, и стало концепцией проекта. Изначально кураторы Faust & Margarita – Наталия Манжалий и Ольга Кашимбекова – предполагали переосмысление современными художниками классических образов Гете. Однако, по-видимому, подготовка проекта заняла слишком много времени, и теперь во главу угла ставится не умение творца что-либо переосмыслить, а его способность индикации социальных тенденций, подчас скрытых от глаз обычных людей. Более того, именно стремление к этой индикации и ничем не ограниченный творческий поиск, а вовсе не банальная визуализация кураторских идей, стала лейтмотивом выставки.

Но работа над образами все же осталась. Образ Фауста представляет немец Штеффен Мюле, а образ Маргариты – украинец Сергей Братков, ныне живущий и работающий в Москве. И теперь Фауст – это угроза ограничения индивидуальной свободы каждого под предлогом борьбы со злом и безопасности всего общества, а Маргарита – провоцирующая своей сексуальностью это же общество женщина, утомленная давлением стереотипов порядочного поведения. Мюле – это странные макаберные коллажи, Братков – как всегда удивительная работа с моделью, в данном случае, певицей-эмигранткой, живущей в Германии. Видео, в котором обнаженная, но предусмотрительно снятая по пояс девушка совершает недвусмысленные движения, распевая песни Марлен Дитрих, – это даже не столько продуманная провокация, сколько усталость и желание напоследок шокировать, в чем-то высокомерно посмеявшись над образом мышления социума. Фауст и Маргарита со временем стали явно агрессивнее, но одновременно и ранимее, превращаясь из искателей вечных ценностей или жертв обстоятельств в немые единицы, к которым ограничения или команды общества применяются не выборочно, а так же, как и к остальным единицам.

Выставка Faust & Margarita продлится до 16 марта в Центре современного искусства при НаУКМА по адресу: ул. Сковороды, 2, тел. 238-2446.

ГАЛЕРЕИ

Ирония над национальными штампами стала основой еще одного украинского художественного проекта – выставки работ Дмитрия Гапчинского «Сентиментальная Украина».

По мнению Дмитрия Гапчинского, мода на Украину должна рождаться в самой Украине. Но если во всем мире в девяностые годы зародилась массовая мода на Японию, в первую очередь из-за суперсовременной культуры этой страны, то мода на Украину должна, видимо, рождаться из иронии над давно опостылевшими всем национальными штампами, вроде лубочных образов казаков, шаровар и вышиванок.

Культурный проект «Сентиментальная Украина» – это совместная работа художника, представившего зрителям живопись и графику, и известной группы «Танок на Майданi Конго», выступившей на открытии выставки. Именно под музыку «ТНМК» Гапчинским и создавался цикл, а слова «Ой, якби менi впало те, що менi треба» из песни «ПоRAPалось серце» стали названием одной из картин и своего рода слоганом выставки. Сами же работы – живопись и графика – сцены из жизни довольно забавных персонажей, как будто созданных для того, чтобы украшать страницы детской украинской книги сказок. Почерк Гапчинского узнаваем, и поэтому чисто стилистически «Сентиментальная Украина» напоминает его цикл «Про счастье». Правда, здесь роль милых зайчиков исполняют миниатюрные казачки. Казачки находятся в состоянии мечтательного полусна (или же просто сна) и изрекают фразы, как бы стереотипные для украинской ментальности. По большому счету, как подарки на память об Украине для иностранных гостей эти работы действительно могут быть интересны.

Одна из картин Гапчинского, «Козак Мамай», была продана на аукционе, устроенном прямо во время открытия «Сентиментальной Украины». Стартовая цена работы составляла всего восемьдесят гривен, ушла же она за шестьсот. Штампы, даже увиденные сквозь призму иронии, все же пользуются успехом. Может быть, дело в сознании?

Выставка «Сентиментальная Украина» продлится до 25 февраля в галерее «Срiбнi Дзвони» по адресу: ул. Январского восстания, 18/29, тел. 254-5777, 254-5778.

СПОРТ

Элита бильярдного спорта соревновалась в четвертом международном турнире по русскому бильярду («пирамида») «Кубок Ивана Дзюбы», состоявшемся в харьковском клубе «Мастер».

В состязаниях выступили сорок шесть украинских и российских спортсменов. Из сильнейших отечественных бильярдистов отсутствовали только Ярослав Винокур, Игорь Губарев и Сергей Широбоков.

С каждым годом в турнире участвует все больше молодежи. Поэтому соперничество 15-летних спортсменов со «старой гвардией» стало основной интригой турнира. Харьковчане надеялись, что, как и в прошлом году, победителем станет их земляк, абсолютный чемпион Украины-2002 года, пятнадцатилетний Александр Паламарь. Тем более, что у спортсмена было боевое настроение – незадолго до «Кубка Ивана Дзюбы» Саша стал победителем международного турнира в Костроме (Россия). Но повторить прошлогодний успех Паламарь не сумел. Проиграв две встречи, Александр занял десятое место. Хорошо играл ровесник Паламаря, любимец местной публики, Радомир Кононенко, и только отсутствие турнирного опыта не позволило ему показать более высокий результат. Отвернулась фортуна и от победителя «Кубка Виталия Масола» киевлянина Антона Паринцева. Пятое место огорчило талантливого игрока.

Первым финалистом стал днепропетровец Станислав Петрив, тяжело начинавший турнир и в первых турах в нелегкой борьбе победивший малоизвестных спортсменов. Зато в полуфинале Петрив не имел особых проблем в игре с Анатолием Маливанчуком, обыграв чемпиона СССР «в сухую» – 5:0. Но это было первое поражение Маливанчука, и по турнирной сетке он стал участником второго полуфинала, где встретился с Юрием Тарасюком. Эта игра заслуживала того, чтобы быть финальной. Начинающие спортсмены смело могли записывать данный поединок на видеокамеру, чтобы потом учиться у мастеров. Проигрывая 1:2, Анатолий Маливанчук забил подряд восемь шаров и сравнял счет – 2:2. Однако благодаря победе в последующих трех партиях в финал вышел Тарасюк. А дяде Толику, как называют Маливанчука большинство бильярдистов, осталось довольствоваться третьим местом.

Финальная игра между Станиславом Петривым и Юрием Тарасюком закончилась со счетом 7:5 в пользу днепропетровца Петрива. Как рассказал Станислав, в этом году он планирует вместе с Юрием Тарасюком принять участие в соревнованиях Российской профессиональной бильярдной лиги, где уже выступает одессит Ярослав Винокур.

РЕСТОРАНЫ

День святого Валентина большинство столичных рестораторов предлагают отметить изысканным ужином вдвоем.

Избравшим 14 февраля в качестве пристанища таверну «Пантагрюэль» будет предоставлена уникальная возможность отведать блюда из нового дегустационного меню, наиболее популярные позиции из которого утвердятся в основном перечне блюд. И для каждого гостя – бокал французского шампанского Mumm. Исполняемые вживую арии на французском и итальянском языках призваны создать романтическую обстановку. Никаких развлекательных программ, конкурсов и шумных танцев. «Мы умышленно создаем интимную обстановку для романтического изысканного ужина вдвоем», – говорит Алена Шпаченко, PR-менеджер ресторана.

Такие же ненавязчивые декорации для встречи влюбленных решили создать в ресторане «Свинг», где 14 февраля Alex Dixie Band играет специальную «валентиновскую» программу, и в ресторане «Эгоист», в котором с 18.00 до 24.00 будет звучать фортепианная музыка. В обоих заведениях шеф-повар преподнесет гостям приятный сюрприз – специально разработанный по случаю праздника десерт. К тому же в «Свинге» на столах будет красоваться испанское вино с тематическим названием «Сан Валентин». Его, кстати, предложат посетителям и в «Конкорде».

Лучший способ побаловать любимых деликатесами – отправиться в День Святого Валентина в «Сюрприз». Легкий и изысканный ужин стоимостью в 130 у. е. состоит из 7 блюд (горячее на выбор). Блюдо из гусиной печени с инжиром и яблоками, свежайшие устрицы Fine de Cler, рыба в зеленом бульоне или королевская перепелка, запеченная с инжиром и абрикосами в виноградном соусе. И напоследок – шоколадный десерт. Музыкальный аккомпанемент трапезы – джаз.

Самую насыщенную программу в День Святого Валентина составили в ресторане «Империя»: Александр Злотник, Анна Дорош, Максим Челик, арт-балет «Созвездие «Анико», Олег Кульчицкий, дрессированные голуби… И сюрприз – известный в пределах СНГ гость, имя которого пока содержится в тайне. Конечно же, кроме зрелищ, влюбленных обеспечат «хлебом» – готовится специальное меню, предусмотрена бутылка шампанского на двоих и минеральная вода. Стоит это удовольствие 1210 грн., начало программы в 20.00, места необходимо резервировать заранее.

Отметить день влюбленных в славянском стиле предлагает ресторан «Царское село». В театрализованном шоу под чутким руководством Леля примут участие посетители ресторана. Кроме того, в «Царском селе» не забыли, что 14 февраля – именины Валентины и Валентина, поэтому пришедших в ресторан обладателей этих имен также поздравят. И никто из гостей не останется без печенья-валентинки в форме сердечка и бокала вина.

Все рестораны Мировой карты (USG) сошлись во мнении, что влюбленных развлекать не нужно, они и без того счастливы, а вот подарков и приятных сюрпризов будет предостаточно…

Ресторан «Мимино» в этот день расцветет живыми цветами. Специальный грузинский коктейль для горячих сердец, всем девушкам – нежные сюрпризы, напиток вечера – грузинское шампанское «Старый Тбилиси», а также влюбленным и самым романтичным парам – подарки от ресторана и фитнес-центра «Фаворит».

Шефы Tequila House, «Асахи» и «Липского Особняка» в подарок всем влюбленным приготовили особенные десерты. Tequila House, кроме сладкого лакомства, предложит идеальный коктейль для вечера любви, а «Липский Особняк» наполнит залы звуками любовных серенад. Шеф-повар Марат Реус считает, что шоколад – лучший подарок тем, кто влюблен, – от него в этот вечер шоколадные сюрпризы.

Паб-ресторан «Голден Гейт» вместо интимного вечера при свечах приглашает на бурное веселье с поздравлениями от Робина, сюрпризами от барменов и танцами до упаду.

Самое нестандартное поздравление любимого – в японском стиле! Как это делается? Приходите в ресторан «Асахи» 14 февраля – там расскажут и покажут. И поздравят. Кроме того, влюбленных здесь ждет веселый фокусник и сладкие комплименты от шефа прекрасной половине человечества. Засидевшимся допоздна влюбленным японский ресторан предложит программу Opium Dance Club, где всю ночь можно будет погружаться в атмосферу культового московского клуба «Пропаганда», и бассейн с прелестными ныряльщицами, устроенный прямо на танцполе.

Программа «Обнаженное танго» с демонстрацией коллекций белья Блюмарина, Кристиана Диора, Дольче Габбана, Нины Риччи, Миллесиа, представленных в сети бутиков «Ланжери С», ждет посетителей музыкального салона боулинг-клуба «Страйк». В рамках вечеринки также состоится акция клубного промоушена винной комнаты. Ведь 14 февраля – это не просто день любви, а и день Святого Трифона, казненного в Никее в 250 году. Согласно легенде в день казни на все виноградники напали насекомые, и виноградари призвали Святого Трифона защитить их. По традиции в этот день подрезают лозу, чтобы получить больший урожай. В наше время этот праздник отмечают садовники, виноградари и владельцы винных таверен. Начало в 20.00.

Exit mobile version