У маркетологов постепенно формируется понимание коммуникационной модели поведения бренда в интерактивной среде. Они и ставят задачи веб-дизайнерам.
ГоворЯ о создании сайтов, следует понимать, что главной задачей их заказчиков является коммуникация с целевой потребительской аудиторией и бизнес-партнерами. Поэтому рынок веб-дизайна по своим моделям и принципам функционирования можно сопоставить с рынками маркетинговых и PR-коммуникаций. В этих сферах лишь благодаря стратегическому подходу можно выстроить эффективный коммуникационный процесс с аудиторией вместо ситуативных решений. Специфика веб-дизайна предполагает наличие не только горстки креативных сотрудников, но и штата программистов.
О совмещении различных задач студиями веб-дизайна и рынке в целом мы говорили с Максимом Гаевым, основателем фирмы World Web Studio, которая выполняет проекты для крупных компаний почти десять лет, являясь одним из наиболее опытных игроков на украинском рынке веб-коммуникаций.
На рынке работает много студий веб-дизайна. Достаточно ли их для удовлетворения существующего спроса?
Интернет становится все более эффективным каналом коммуникаций и брендинга – постоянно растет число потенциальных потребителей, с которыми можно общаться посредством Сети. Это самым непосредственным образом влияет на востребованность веб-решений. Уже сейчас мы видим, что западные компании, работающие в гораздо более интернетизированной среде, сделали веб-коммуникации неотъемлемой частью своих маркетинговых, рекламных, HR- и PR-стратегий. Те украинские предприниматели, которые смогут подхватить данный тренд, адаптироваться к нынешним изменениям и подготовиться к грядущим переменам, получат мощные конкурентные преимущества.
Сегодня владельцы крупнейших национальных брендов и украинские подразделения транснациональных корпораций лучше других понимают необходимость присутствия и активной деятельности в Интернете. В нынешней медиасреде недостаточно просто иметь корпоративный сайт, необходимо использовать блогосферу, социальные сети, всевозможные фото- и видеосервисы, а также вирусные инструменты и рекомендационные двигатели для адресации сообщений пользователям. Все это требует соответствующих решений со стороны компаний, создающих инструменты веб-коммуникаций.
На данном рынке работает около 2 тыс. разработчиков, и лишь немногие из них способны выйти за рамки шаблонов, предложив клиентам индивидуальные решения. Не каждый разработчик стремится создать по-настоящему качественный сайт, равно как и не каждая компания стремится такой сайт иметь. В свете этого большинство украинских разработчиков концентрируются на стандартных дизайнерских решениях, в то время как студии, работающие с лидерами рынка, можно сосчитать на пальцах одной руки.
Что можно сказать об уровне конкуренции на данном рынке?
Она имеет место и на рынке шаблонных, и на рынке индивидуальных решений. В первом случае – в силу большого количества игроков, во втором – в силу небольшого числа клиентов, готовых серьезно инвестировать в интернет-продвижение. Хорошо, что их становится все больше. Конкуренция усилится, когда в Украине вырастет рынок интернет-рекламы, который сегодня по разным оценкам составляет чуть менее $20 млн. По сравнению с $20-миллиардным рынком США эта цифра не особенно впечатляет, зато динамика украинского рынка позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее – с каждым годом он практически удваивается.
Какую долю составляют корпоративные порталы в портфеле среднестатистической студии веб-дизайна?
Опишите мне эту среднестатистическую студию (смеется). Если серьезно, то доходы от разработки корпоративных порталов по-прежнему составляют львиную долю доходов веб-студий. При этом нужно отметить весьма позитивную тенденцию – у бренд-менеджеров, маркетинг-директоров и руководителей PR-департаментов постепенно формируется понимание коммуникационной модели поведения бренда в новой интерактивной реальности. Суть ее в том, что бренды должны вести свои коммуникации с целевой аудиторией посредством полезного и вовлекающего контента именно в тех точках медиасферы, где обитает пользователь. Нужно брать на вооружение мобильный маркетинг, геомаркетинг, социальные сети, видео- и фотохостинги и др.
Большинству средних и крупных компаний под силу сделать корпоративный сайт самостоятельно. Что заставляет их обращаться в студии?
Наверное, каждый человек может сшить несколько кусков ткани в один, но когда ему нужен качественный костюм, который идеально на нем сидел бы, он идет в ателье.
Какие ошибки чаще всего допускаются при создании корпоративных сайтов?
Наиболее распространенная ошибка – непонимание студиями того, что бриф клиента – это его сигнал о том, что «нужна ваша помощь, чтобы понять возможности и инструменты веб-коммуникаций для решения наших задач». Получая бриф, мы должны провести разносторонний ситуационный анализ и сформулировать «бриф +». Нужно показать клиенту: «Вот так мы можем реализовать то, что вы хотели, а вот то, что на основе наших исследований и нашего видения хотели бы вам предложить для повышения эффективности проекта». Не каждый клиент досконально разбирается в веб-коммуникациях, не каждый может четко сформулировать свои пожелания и потребности, но ведь он и не должен. Это обязанность разработчика веб-решений – выявлять потребности и удовлетворять их.
Если говорить об ошибках в процессе работы над проектами, то среди них наиболее частые такие: недостаточное внимание к этапу проектирования решения; частое внесение изменений в проект на этапе создания решения; отсутствие ведущего менеджера или группы менеджеров, координирующих работу конкретного проекта; недостаточное внимание к процессу передачи готового проекта клиенту; отсутствие программы продвижения после передачи проекта клиенту.
Каким основным критериям должен соответствовать качественный корпоративный сайт?
Мы называем эти критерии «факторами успеха». Среди них стильный и современный дизайн, представление имиджа компании в понятной и запоминающейся форме, интуитивно понятный и удобный интерфейс, цельность и масштабируемость, регулярное обновление, глобальное присутствие, достигаемое посредством активного продвижения.
В каких пределах колеблется стоимость услуг студии веб-дизайна по созданию корпоративного сайта?
Цену определяют цели сайта, установленные сроки, наличие или отсутствие исходных материалов и творческой концепции, а также другие факторы. Ценовой диапазон в этом случае – 15-25 тыс. евро при создании промо-сайта и 25-45 тыс. евро при создании корпоративного портала. Годовые бюджеты на комплексные решения – от разработки стратегии присутствия бренда в Сети до ее реализации и постсопровождения колеблются от 150 до 350 тыс. евро.
Есть ли при создании корпоративных порталов место креативу?
В современной интернет-среде внимание пользователя – самый дефицитный ресурс, поэтому очень важно использовать все инструменты, позволяющие этот ресурс заполучить. Креатив в их числе. Нужно понимать, что креатив – это не обязательно горилла, играющая на барабанах (реклама с такой гориллой получила в 2008 г. Гран-при на Каннском фестивале рекламы). Креатив должен быть уместен, только тогда он будет эффективным.
Насколько важно использование на корпоративных сайтах технологий Web 2.0?
Как и любой инструмент, технологии Web 2.0 должны применяться лишь там, где это уместно. Web 2.0 – это новый язык, на котором общаются пользователи: социальные сети, блоги, агрегаторы закладок, теггинг и многое другое. На Западе это пока более распространено, чем в СНГ – в Украине сервисы Web 2.0 используются лишь определенными группами пользователей. В то же время добавление социально-ориентированных элементов на корпоративных сайтах способно значительно повысить вовлеченность пользователя во взаимодействие с брендом. Можно с уверенностью сказать, что социализация медиасреды, кардинально изменившей поведение большинства интернет-пользователей в Западной Европе, Америке и Австралии, ни при каких обстоятельствах не обойдет Восточную Европу, в том числе и Украину. Поэтому со временем все больше Web 2.0 будет использоваться в создании веб-продуктов для украинских клиентов.
Соответствует ли активность украинских компаний в Интернете развитию рынка в Украине в целом?
Несмотря на то что многие компании предпринимают попытки отслеживать последние веяния в интернет-среде, пользователь все равно их опережает. Компании должны понять, что если они хотят добиться внимания пользователя, то нужно начать говорить с ним на одном языке. Им самим следует стать активными, интересными и полезными пользователеями.
Каких изменений на украинском рынке веб-дизайна вы ожидаете?
Сейчас весь рынок веб-решений составляет 20-25% рынка интернет-рекламы, то есть $4-5 млн. Однако мы не воспринимаем веб-дизайн как нечто самостоятельное. Это лишь этап веб-коммуникаций, на котором создается платформа для интерактивного взаимодействия с пользователем. В ближайшее время наступит эра «бесшовных» решений, когда компании перестанут мыслить категориями ATL, BTL, Интернета, мобильного маркетинга. Тогда для каждого проекта, товара или услуги с учетом их особенностей и характеристик целевой аудитории будет разрабатываться индивидуальный маркетинг-микс.