Site icon Companion UA

За все в ответе

Олег Меньшиков и его «Театральное товарищество» работают по принципу «Хочешь, чтобы было сделано хорошо, делай это сам».


Театральное товарищество Олега Меньшикова» – проверенный временем бренд, чьи спектакли с одинаковым постоянством собирают полные залы в Москве, на гастролях за границей и в провинции. «Нас везде принимают как «Битлз», – с гордостью говорит Олег. Поэтому нет смысла распыляться о культурной ценности гастролей «Товарищества» в Киеве, где за неделю покажут два спектакля.


Олег Меньшиков – человек дистанции, он очень закрыт и осторожен. Тем более ценна недавняя премьера – моноспектакль «1900», где артист практически один на сцене общается со зрителем глаза в глаза, предельно откровенно. Он давно хотел сделать резкий моноспектакль, наглый и открытый, но не находил достойного материала. Автор «1900» (по-итальянски звучит симпатичней – «Новоченто»), Алессандро Барикко, в принципе, написал не пьесу, а роман, который его прославил в конце 1990-х, так как в Голливуде даже сняли фильм с Тимом Ротом. Но Меньшиков его не видел, у него были свои мотивы поставить эту вещь. Месседж нового спектакля он озвучил так: «Я вычитал у Леонида Зорина фразу, которая мне очень понравилась. Она могла бы стать эпиграфом к нашему спектаклю: «Кто выигрывает жизнь, тот проигрывает судьбу». Неплохо сказано. Я же всегда пытался выиграть судьбу и никогда не старался выиграть жизнь, поэтому мне было особенно интересно это ставить. Но я не представляю себя в программке «режиссер спектакля», а пишу «автор». И «1900» делает целый коллектив авторов. Отчасти это идет от того, что я вообще люблю собирать компанию людей, симпатичных друг другу. Конечно, последнее слово остается за мной и изначальная идея тоже моя. Но без них ничего не вышло бы».


Другой спектакль – «Игроки» по Гоголю – визитная карточка «Театрального товарищества Олега Меньшикова» и самого Меньшикова как режиссера. Его постановка семь лет назад обошлась в $300 тыс. – рекорд в сегодняшних драматических театрах. В 2002 г. спектакль был удостоен театральной премии «Чайка» в номинациях «Синхронное плавание» (лучший актерский ансамбль) и «Мелодии и ритмы» (лучшее музыкальное оформление). Это отличная комедия о магии игры, подменяющей реальность, и жизни шулеров, которые всегда и везде могут столкнуться с себе подобными. Вот в чем актуальность гениального Гоголя, ведь и сейчас ничего не изменилось: развеселая компания мошенников гонится не столько за денежными купюрами, сколько за удовольствием облапошить ближнего. Моноспектакль «1900» можно посмотреть 25-28 августа на сцене Театра украинской драмы имени Ивана Франко, а «Игроки» – 29-31 августа на сцене Театра русской драмы имени Леси Украинки. 







Об «Игроках»


«Это мужская история, мальчишник. Николая Васильевича Гоголя еще современники поругивали за то, что у него в пьесах нет любовных треугольников, женской перчатки, вуальки, туфельки… Ну, что ж, история действительно жесткая – без сантиментов. Но главное, есть богатейшая идея, где каждый найдет свою тему, поймает свою мысль, которая либо покоробит его, либо вызовет усмешку. Теперь я знаю точно, что Олег Евгеньевич эту историю давно облюбовал – он вообще обожает Гоголя. В «Игроках» заложена стихия игры, озорства, куража», – сказал как-то актер Виктор Сухоруков, задействованный в спектакле.







О «1900»


1900-й – это не год, а имя. Полностью оно звучит так: Дэнни Будмэн Т. Д. Лимон Тысяча Девятисотый. Так причудливо старый матрос окрестил подкидыша, найденного однажды в картонной коробке на борту океанского лайнера. Мальчик вырос и стал гениальным пианистом. Всю жизнь он провел на корабле, курсируя между Европой и Америкой. Сойти на берег попробовал лишь однажды, но не ступил дальше трапа. Итальянский писатель Алессандро Барикко рассказывает о том, что в этой судьбе была и своя красота, и своя трагедия: «Земля – корабль, слишком большой для меня. И дорога слишком длинна. Женщина слишком красива. И аромат слишком резкий. Музыку эту играть не под силу. Простите. Я не сойду на берег. Позвольте вернуться назад». Сам автор даже не предполагал, что эту историю будут играть в театре или снимут по ней фильм: «Не думаю, что существует название для текстов такого рода. В любом случае, это не важно. Мне кажется, это хорошая история, которая стоит того, чтобы ее прочитали».

Exit mobile version