Подходы
Siemens расстается с телекомом
Siemens распродает активы, чтобы сосредоточиться на производстве оборудования для энергетики, промышленности и здравоохранения. Концерн объявил о продаже баварской инвестгруппе Arques Industries 80,2% акций своей «дочки» Siemens Home and Office Communication Devices (SHC). Последняя была создана в 2005 г. и специализируется на разработке продуктов под торговой маркой Gigaset, включая беспроводные DECT-телефоны, домашние мультимедийные устройства, а также широкополосные продукты и сервисы. В Западной Европе компания признана лидером рынка радиотелефонов (здесь устройство Gigaset имеется в каждой пятой семье, в Германии – в каждой второй). Правда, в финансовом плане этот бизнес не является ключевым: оборот SHC в 2007 г. составил 792 млн. евро, или порядка 1,1% совокупной выручки концерна (72,4 млрд. евро). Сумма нынешней сделки не раскрывается. Известно лишь, что до 2011 г. Siemens сохранит за собой пакет в 19,8%, чтобы обеспечить плавную передачу бизнеса. У Arques Industries останется право использовать марку Gigaset.
По завершении этих двух сделок у Siemens не останется ни одного актива в телекоммуникационном секторе. Хотя еще несколько лет назад именно этот бизнес был самым доходным в концерне – его продажи достигали 20 млрд. евро. Но затем прибыльность упала, и в 2005 г. Siemens передал тайваньской компании BenQ подразделение по выпуску мобильных телефонов, а в 2007-м – активы по разработке оборудования для сетей связи в СП Nokia-Siemens Networks.
Более того, Siemens готовится выйти из последнего бизнеса по производству электроники для массового рынка. Концерн начал искать покупателя на свои 50% акций в Fujitsu Siemens Computers, специализирующейся на выпуске компьютеров. Это совместное предприятие было образовано в 1999 г. и в минувшем году принесло 6,6 млрд. евро дохода. Его продажу эксперты одобряют: сейчас в данном сегменте конкуренция сильна как никогда, и от Fujitsu Siemens вряд ли стоит ожидать прорывов. По данным IDC, в регионе EMEA СП занимает четвертое место с долей ранка в 7,3%. Аналитики Mobile Research Group отмечают, что основной проблемой немецкого концерна была излишняя диверсификация бизнеса: «Siemens уделял слишком мало внимания развитию потребительской продукции, уровень инвестиций в это направление был намного меньше, чем у основных конкурентов».
Финансовые падения
Автоконцерны продолжают разояаровывать
Финансовый кризис и высокие цены на топливо все сильнее бьют по мировому автопрому. General Motors сообщил, что его продажи во II квартале упали на 18% – до $38,2 млрд. При этом потери составили $15,5 млрд. на фоне $891 млн. чистой прибыли годом ранее. Этот убыток стал третьим по величине за всю столетнюю историю автоконцерна (юбилей 16 сентября) после потери $39 млрд. в III квартале прошлого года и $21 млрд. в I квартале 1992 г. Но то были потери «бумажные», связанные с изменением отчетности и налоговыми льготами. В этот раз все гораздо серьезнее. Из всей суммы $9,1 млрд. пришлось на единовременные убытки, связанные с сокращением штата, банкротством производителя запчастей Delphi и списанием стоимости портфеля автомобилей, которые компания сдает в лизинг. С начала года акции GM подешевели на 60%, до уровня 1954 г. «Главной проблемой остается снижение продаж. При этом рецессия в США не способствует улучшению ситуации в концерне», – комментируют в Global Insight. Глава GM Рик Вагонер уже объявил о закрытии к 2010 г. четырех заводов по выпуску внедорожников и пикапов в Северной Америке. А недавно начал переговоры о продаже бренда Hummer (объем его реализации с начала года снизился на 40%) с производителями из Индии, России и Китая. По оценкам E&Y, за этот актив можно выручить не менее $1 млрд.
Реорганизация
Распродажа в Pernod Ricard
Pernod Ricard, вторая по величине алкогольная компания в мире, в течение ближайших 12-18 месяцев намерена продать некоторые свои нестратегические активы примерно на 1 млрд. евро. Цель такого шага – снизить долговую нагрузку после приобретения в марте водочного премиум-бренда Absolut за 5,63 млрд. евро. В настоящее время долги французской Pernod достигают 2,3 млрд. евро.
В первую очередь продажа коснется торговых марок, доставшихся компании в наследство от Allied Domecq (была куплена в 2005 г. совместно с Fortune Brands) и более не относятся к числу стратегических. В числе активов, которые могут уйти с молотка – финская водка Dry Anis, шведский коньяк Gronstedts, греческая водка Serkova, польские джины Lubuski, Star Gin и Red Port, а также испанский производитель вина Bodegas y Bebidas и аргентинский Graffigna, чья экспортная активность слишком мала для Pernod. Возможно, продан будет и ликер Kahlua (данный бренд сегодня считается старомодным, и потребуется много инвестиций, чтобы выдержать конкуренцию с популярным Baileys). Только за один этот актив удастся выручить порядка 250 млн. евро.
После реорганизации французы сосредоточатся на продаже крепких спиртных напитков. Этот сегмент рынка считается самым быстрорастущим. «Бренд Absolut демонстрирует просто взрывной рост», – заверяет г-н Принго. За минувший финансовый год, завершившийся в июле, продажи этой водки выросли на 12%. В то же время совокупные доходы увеличились всего на 2,3% (до 6,59 млрд. евро), а прибыль сократилась на 3% (до 1,5 млрд. евро). Причины до боли знакомые: падение курса доллара и снижение потребительской активности в США – на втором по объему рынке водки в мире.
Диверсификация
Google перейдет от покупок к инвестициям
Google – мировой лидер на рынке интернет-поиска – намерен основать собственный венчурный фонд. По данным The Wall Street Journal, возглавит его Дэвид Драммонд, вице-президент компании по корпоративному развитию. Все организационные процедуры, связанные с открытием фонда, возьмет на себя известный предприниматель и специалист по веб-проектам Уильям Марис.
В технологическом мире такая практика не нова: венчурные подразделения есть у Intel, HP, Motorola, Comcast и др. Характерно, что и сам Google появился в результате поддержки венчурного инвестора – в 1999 г. компанией Sequoia Capital за $12,5 млн. было приобретено его 10%. Сегодня стоимость этого пакета составляет $4,7 млрд.
Корпоративные конфликты
Перемирие в ТНК-ВР
Похоже, в многомесячном противостоянии акционеров нефтегазовой компании ТНК-ВР – британской ВР и консорциума российских инвесторов AAR в составе «Альфа-групп», Access Industries и «Ренова» – наметилось потепление. Председатель правления «Альфа-групп» Михаил Фридман и генеральный директор BP Тони Хейворд встретились за столом переговоров. Официально факт встречи и ее итоги не комментируются, но газета FT со ссылкой на достоверные источники сообщила, что Фридман и Хейворд договорились о перемирии.
Между тем финансовый директор ТНК-BP Джеймс Оуэн, находящийся на этом посту с января 2006 г., обнародования условий договоренности решил не ждать. Топ-менеджер покинул компанию по собственному желанию, заявив, что разногласия между инвесторами не позволяют ему независимо выполнять должностные обязанности.
Напомним, причиной конфликта в ТНК-ВР стали расхождения во взглядах сторон на стратегию развития компании. Поводом оказался вопрос несбалансированного представительства россиян и британцев в руководстве компанией. Чтобы убрать один из серьезных раздражающих факторов ВР в июле отозвала из России своих технических специалистов, прикомандированных к совместному предприятию с момента его основания в августе 2003 г.