Site icon Companion UA

ИДЕИ В КНИГЕ

Стратегии роста компании в эпоху нестабильности


Книга — итог двухлетнего проекта по изучению ключевых стратегических решений. И хотя она содержит полезную схему для понимания и реагирования на поворотные моменты в развитии бизнеса, примеры часто воспринимаются как скрытая реклама консалтинговой компании Bain & Company, потому что наиболее успешно разработка стратегии происходила на предприятиях, привлекавших представителей именно Bain. (Bain & Company — третья в рейтинге 50 наиболее престижных консалтинговых компаний после McKinsey & Company и Boston Consulting Group. Это международная компания, специализирующаяся на стратегическом консалтинге. Причем основали ее выходцы из BCG.) Часто реклама в книге настолько навязчива, что начинает раздражать. Более того, все остальные концепции менеджмента названы авторами «идеями на час», лишенными твердой фактической основы, выброшенными на рынок без особого тестирования. Однако в остальном книга полезна любому руководителю, в том числе финдиректору.


Ключевая идея в том, что в основе прибыльного роста лежит четкое определение ядра — главного бизнеса компании, на который можно взглянуть с двух точек зрения. Первое определение соответствует взгляду извне, с точки зрения внешнего мира, где естественные границы бизнеса очерчены его базой — экономикой рынка. Второе определение — взгляд изнутри, с точки зрения сотрудников компании. Например, для Gilette товары для бритья остаются ядром бизнеса с момента основания компании (почти сто лет назад). Чтобы дать определение ядру своего бизнеса, необходимо решить, в чем состоят пять основных активов компании.



  1. Потенциально самые прибыльные, привилегированные клиенты.

  2. Наиболее дифференцированные стратегические возможности.

  3. Самые важные товары.

  4. Самые главные каналы.

  5. Любые другие важнейшие стратегические активы, связанные с перечисленными выше (например, патенты, бренды, узловое положение в чьей-либо сети).

Ответ на вопрос, в чем состоит ядро вашего бизнеса и источник потенциального конкурентного преимущества, требует понимания каждого из приведенных выше пяти измерений.


Согласно книге суть стратегии роста компании — в определении основного бизнеса по описанным критериям и в целевом направлении ресурсов в этот бизнес до тех пор, пока он не реализует свой потенциал развития. Наиболее успешно работающие компании занимают ведущие позиции в одном, максимум двух направлениях основного бизнеса, которые они постепенно продвигают в смежные сферы, укрепляя свое первоначальное ядро одновременно с его расширением за счет новых клиентов, каналов, продуктов или сфер приложения.


Выводы можно свести к трем основным идеям: что такое ядро бизнеса и его границы; в любом бизнесе уровень работы с использованием полного потенциала, как правило, выше, чем предполагает сама компания; операционные убытки возникают на многих уровнях — от разработки стратегии до руководства, организаторских способностей и эффективного управления.


Другие полезные выводы:



&.Ф.






Крис Зук, Джеймс Аллен. Стратегии роста компании в эпоху нестабильности (Profit From the Core: Growth Strategy in an Era of Turbulence). — С.-Пб.: Вильямс, 2007 г.; 192 с.


Exit mobile version