Site icon Companion UA

Жизнь — непрерывная учеба

Советы финансистам: чему и как им стоит обучаться


Иво Шенфелд, финансовый директор компании «Филип Моррис Украина»


Иво Шенфелд, финансовый директор компании «Филип Моррис Украина», начинал обучение как специалист по транспортному оборудованию. Но благодаря многим годам самообразования
в сфере финансов сегодня он занимает значительную позицию в транснациональной компании.
Своим видением оптимального образования для финансового профессионала-руководителя он делится с читателями журнала &.ФИНАНСИСТ.


Начну с очевидного — финансовое или близкое к финансам образование никогда не помешает. Я встречался со многими финансовыми директорами на различных формальных и не очень мероприятиях. На таких встречах обычно не принято спрашивать людей о том, какое образование они получили. Но со временем я выявил, что наиболее типичное образование для финдиректора — экономика или бухгалтерский учет, у многих есть АССА или подобная квалификация. Хотя финансовый директор с образованием далеким от финансов (например, история искусств, иностранные языки) тоже не является исключением. Среди финансистов можно встретить бывших музыкантов, преподавателей, математиков. Я по образованию инженер (специалист по транспортному оборудованию: от двигателей машин до систем безопасности железнодорожных сетей), хотя также изучал экономику. К сожалению, в конце 1980-х, когда я был студентом университета, экономическое образование фокусировалось на пятилетнем процессе планирования, преимуществах социалистической экономики и очень убедительном оправдании, почему система свободного рынка обречена на провал. Эти знания не очень полезны сегодня. Думаю, если бы я проводил исследование среди людей, занимающих высокие финансовые позиции в компаниях стран ЕС, то, наверное, нашел бы там гораздо больше тех, у кого так называемое традиционное образование, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Здесь целому поколению пришлось абстрагироваться от того, чему они учились, и получить второе образование, которое более или менее применимо к работе. Но переходный период к рыночной экономике вроде бы завершается, и это замечательно, что студенты финансовых факультетов могут строить свою карьеру на финансовом поприще, а пианисты играть на фортепиано.


Чему обучаться финансовому директору
Ключевой вывод, сделанный мной на основании многолетнего опыта, заключается в том, что неважно, какое у вас образование, изучали ли вы кривую Лаффера, меркантилизм, «Капитал» Маркса или аграрные изобретения индейцев майя в Гватемале — вы не сможете построить успешную финансовую карьеру, основываясь только на этом. Хорошее традиционное финансовое образование является отличным стартом, но в любом случае — это только старт. По окончании университета процесс образования лишь начинается.


Многие выпускники финансовых вузов, получив свою первую работу, сталкиваются с дилеммой: должен ли я получить АССА? Или CIMA? Может быть, CFA? Или лучше CPA? Как на счет CIPA? Возможно, CIA? Или KGB? Действительно, есть много всемирно признанных бухгалтерских и финансовых программ. Многие из них кажутся обязательными для высококвалифицированных финансовых специалистов, которые хотят конкурировать на рынке труда, где глобализация бизнеса и внедрение международных стандартов распространяются со скоростью света. Все перечисленные программы занимают много времени, нелегко сочетаются с длинными рабочими днями, значительно ограничивают личную жизнь, затратные с точки зрения бюджета, поэтому сложно позволить себе закончить сразу несколько из них. Что же тогда выбрать?


Я считаю, что выбор зависит от двух факторов. Первый фактор — это стадия развития вашей карьеры. Если вы только начали работать и хотите довести свои знания в финансах и бухгалтерском учете до совершенства, идите как можно раньше на такие специализированные программы, как ACCA, CIMA или CFA. Поверьте, чем дольше откладывается подобное решение, тем сложнее будет его осуществить. Второй фактор — карьерные ожидания. Если вы хотите стать финансовым специалистом в бухгалтерском деле, АССА однозначно лучше для вас, чем МВА. Если есть желание стать биржевым брокером, то нет ничего лучше, чем CFA. Однако если вы уже имеете серьезные знания, опыт работы и думаете о руководящей должности в области финансов, я предлагаю выбрать программу МВА. Объясню почему.


Во-первых, роль финансового руководителя в мультинациональной компании не сводится к подсчету цифр. Сегодня компании ожидают гораздо большего: необходимо уметь руководить бизнес-процессами, активно участвовать в разработке долгосрочной стратегии, принимать решения во всех сферах бизнеса. Для того чтобы справляться с такими задачами, нужно знать не только финансовые элементы «уравнения», но и обладать знаниями в сферах маркетинга, производства, знать специфику продукта или услуг вашей компании. Во-вторых, глава отдела финансов не должен быть лучшим бухгалтером, казначеем, налоговым экспертом, системным специалистом или аудитором компании. Будет неэффективно, если один человек станет олицетворением всего перечисленного (хотя некоторые финансовые директора, с которыми мне доводилось встречаться, убеждали меня, что они и есть такие супермены). Я вижу финдиректора, скорее, в качестве лидера и наставника, нежели в роли всезнающего гуру. Он несет ответственность за выполнение своей командой поставленных целей и за поддержку других подразделений компании с тем, чтобы сделать их работу более эффективной. Если вы хотите занять высокую финансовую должность, будьте готовы к непрерывному процессу обучения на протяжении всей своей жизни. Бизнес-среда меняется, развивается, внедряются новые техники, тактики, стратегии, и это действительно захватывающе — идти в ногу с прогрессом. Хорошая новость заключается в том, что мы не одни в этом процессе. Многие компании понимают, что финансистам необходима поддержка и инвестируют в наше профессиональное развитие.


Как развивать персонал
Я хотел бы перейти к обсуждению еще одной важной роли финансового директора — развитию персонала. Как обеспечить развитие сотрудников, их профессиональный рост, дать ощущение того, что именно они вносят неоспоримый вклад в достижение бизнес-результатов? Мне кажется, что все мы мотивированы заработной платой, но не менее важно для каждого чувство признания и прогресса. Недостаточно отправлять сотрудников на дорогие тренинги, обеспечивать их АССА или МВА, если вы не готовы дать им возможность применить полученные знания на практике и самореализоваться. Какой смысл в АССА, если специалист занимается инвентаризацией?


Последнее, но не менее важное, и, наверное, наиболее сложное — объединить индивидуальные карьерные ожидания сотрудников с потребностями компании. Очень важно регулярно обсуждать с людьми их карьерные устремления, давать честную обратную связь о выполненной работе и карьерных возможностях, пытаться найти беспроигрышный вариант для двух сторон — сотрудника и компании. Звучит достаточно просто, но требует желания, времени и усилий.


Хочу завершить свои советы пожеланиями успешной карьеры в финансах и исполнения всех желаний. Успеха и большого прогресса в любых ваших достижениях. Примечание: не делайте меня ответственным, если ваша карьера не пойдет вверх быстро и стремительно. Может, вам просто не везет!
&.Ф.







Досье компании


ЗАО «Филип Моррис Украина» входит в состав компании «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ). ФМИ начала свою деятельность на украинском рынке в 1993 г., зарегистрировав представительство в Киеве. В 1994 г. был подписан договор об инвестициях с АО «Харьковская табачная фабрика» и приобретено 51% его акций. «Филип Моррис Украина» насчитывает более 1,3 тыс. сотрудников по всей стране, 900 из которых работают на предприятии. За период 1994-2006 гг. общий объем инвестиций, включая новое производство, составил $165 млн. В 2007 г. компания дополнительно инвестировала $45 млн. в новое высокотехнологичное оборудование и развитие складской инфраструктуры своего производства в Харьковской области.







Иво Шенфелд


Опыт работы: с 2006 г. по настоящее время — директор финансово-административного и компьютерно-информационного отделов ЗАО «Филип Моррис Украина».
2002-2006 гг. — директор отдела финансов «Филип Моррис Интернэшнл» в балтийских странах.
2000-2002 гг. — менеджер бизнес-планирования в 
штаб-квартире
«Филип Моррис Интернэшнл» в регионе Восточной Европы.
1997-2000 гг. — менеджер отдела финансов «Филип Моррис Словакия».
1992-1997 гг. — бизнес-аналитик в «Филип Моррис Чехия» («Филип Моррис Интернэшнл»).


Образование: окончил университет экономики транспорта и связи в г. Зилина, Словакия.

Exit mobile version