Site icon Companion UA

B фокусе

«Журнал на украинском языке продавался тяжело»


Джед Санден, глава холдинга KP Media, прекратил издание журнала «Новинар», на развитие которого за год потратил $2 млн.


 


Падение


Европейское торможение
Перед зоной евро как никогда встала угроза рецессии. Во II квартале ВВП стран-членов валютного союза впервые со времени его основания в 1999 г. показал отрицательный рост – минус 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом (в I квартале рост составил 0,7%). Такое «сжатие» экономики связано с поквартальным снижением ВВП трех ее основных локомотивов: в Германии – на 0,5%, во Франции и Италии – на 0,3%. Хотя они и не пострадали напрямую от ипотечного кризиса в США, но укрепление евро и замедление темпов роста мировой экономики привели к снижению потребительского спроса и подорвали конкурентоспособность европейского экспорта. При этом рост цен на энергоносители подстегнул инфляцию в регионе до максимального за последние годы уровня – на 4% (в июле). Кроме того, сокращение ВВП в зоне евро может быть связано и с монетарными просчетами. По словам аналитиков Deutsche Bank, Европа не так агрессивно, как США, снижала процентные ставки (7 августа ЕЦБ оставил учетную ставку на уровне 4,25%), и теперь этот консерватизм возымел свои последствия.


Статистика ВВП усилила опасения, что европейская экономика сползает к рецессии, началом которой считаются два квартала отрицательного экономического роста подряд. Если это произойдет, тенденция к снижению курса евро, наметившаяся в последние недели на фоне негативных макроэкономических новостей из Западной Европы и падения цен на нефть, лишь усилится. В такой ситуации многие экономисты рассматривают укрепление позиций доллара как долгосрочную тенденцию.


Последствия


После Олимпиады будет чем заняться
Олимпийские игры оказали благотворное влияние на экономику Китая, но после их окончания страну ожидает суровая реальность. В первом полугодии поступления в госбюджет выросли на треть, увеличив его профицит. В июле, когда местные производители взялись за выполнение заказов, сделанных накануне соревнований, вялая экспортная торговля резко пошла в гору. Ее объем достиг $136,7 трлн. – на 17,6% больше, чем в предыдущем, месяце и на 26,9% – чем в июле 2007 г. Торговое сальдо в годовом исчислении увеличилось на 3,69% (до $25,3 трлн.), хотя в целом за первые семь месяцев этого года снизилось на 9,6%. Аналитики полагают, что столь оптимистичные цифры – явление временное, и в дальнейшем на экспорте скажется снижение потребительского спроса в США, ЕС и Японии. К тому же, по прогнозам, юань продолжит дорожать, делая китайские товары менее конкурентоспособными за рубежом.


Стремительный рост стоимости потребительской корзины в Китае в последнее время пошел на спад, поскольку цены на продовольствие были поставлены под контроль, а дотации на автомобильное топливо значительно увеличены. В итоге уровень инфляции в стране с 8,7% в феврале к июню опустился до 7,1%, что чуть ниже процентной ставки, под которую предоставляет кредиты китайский Центробанк. Это явно контрастирует с ситуацией в других странах, где инфляция стремительно растет, подогреваемая удорожанием электроэнергии и сырья. Так что если госконтроль за ценами на продовольствие в КНР ослабнет, так же как и энергетические субвенции, то искусственно сдерживавшаяся инфляция подпрыгнет вверх и будет измеряться двузначным числом.


Цифры
46,22 млн. человек составляло население Украины на 1 июля 2008 г. (по данным Госкомстата). В городах проживало 31,6 млн. человек, в селах – 14,6 млн. Согласно последней переписи населения, проведенной 5 декабря 2001 г., в стране проживало 48 457 100 человек.
8,34 млн. уникальных пользователей Интернета насчитывалось в Украине в июле (по данным SputnikMedia). Это на 2,4% больше, чем в июне.
$9,8452 млрд. составил дефицит внешней торговли Украины по итогам первого полугодия. Это в два раза больше, чем было год назад.
3900 торговых точек в 70 странах сейчас имеет испанская компания Zara. Она стала крупнейшим продавцом одежды в мире, обогнав Gap (3100 магазинов).
11,27 млн. процентов в июне 2008 г. составила инфляция в Зимбабве – абсолютный мировой рекорд.
20% потеряли мировые цены на золото, достигнув $800 за унцию – минимального показателя с декабря 2007 г. Причина – инвесторы переключились на металлы и нефть.
4,28 млн. мобильных телефонов продано в Украине в первом полугодии (по данным «Евросети»). Это на 6% меньше, чем год назад.
$500 млн. до 2013 г. намерены потратить Билл Гейтс и Майкл Блумберг на борьбу с табакокурением в развивающихся странах. Средства будут потрачены на разработку законодательства, социальную рекламу и информационные кампании.
737 тыс. кв. м составит прирост торговых площадей в украинских торговых центрах в 2008 г. (по оценкам Украинской Торговой Гильдии). По состоянию на июнь в стране насчитывалось около 263 торговых центров с общей торговой площадью 2,23 млн. кв. м. Заполняемость основной массы торговых центров составляет 90-100%.


«Переговоры со всеми остальными участниками прекращены»


Николай Лагун, председатель набсовета «Дельта Банка», сообщил, что банк находится в процессе закрытия сделки по продаже 49% своих акций российскому фонду Icon Private Equity


 


Прогноз


Производители фотоаппаратов навели фокус
Около 970 тыс. цифровых фотоаппаратов будет реализовано конечным потребителям в 2008 г. Стоить это будет украинцам ориентировочно $208 млн. Таким видят развитие данного рынка аналитики холдинга Unitrade Group.


Рассматривая результаты первого полугодия, в холдинге зафиксировали, что конечным потребителям за шесть месяцев было продано 478 тыс. фотоаппаратов (на сумму $97,9 млн.). По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. это на 36,5% больше в количественном выражении и на 23,3% – в денежном.


Наиболее востребованными оказались фотоаппараты бюджетного сегмента (до $150). Их доля выросла до 39%, тогда как в аналогичный период 2007 г. она составляла только 29%. Поясняется это, во-первых, ненасыщенностью рынка в стране, а во-вторых, ожесточением ценовых войн между вендорами и техническим прогрессом. В результате сейчас более функциональные устройства стоят дешевле.


Что касается функциональности, то, по данным Unitrade Group, на 10 процентных пунктов вырос сегмент имиджевых фотокамер. В то же время доли устройств так называемого начального уровня и техники, предназначенной для творческой съемки, снизились на 5 и 4 процентных пункта соответственно. Стабильной однопроцентной осталась доля зеркальных цифровых фотокамер.


Лидером продаж за анализируемый период в стране стал Canon (его доля составляет 28%). На втором и третьем местах расположились Olympus (25%) и Sony (18%).


Борьба форматов


Дескотопы не сдают позиций
Портативные ПК будут в центре внимания украинских потребителей этой осенью. Такого мнения придерживаются эксперты IDC, которые также прогнозируют, что именно на этом направлении будут сфокусированы маркетинговые усилия вендоров и их розничных партнеров. Такая ситуация будет наблюдаться даже несмотря на тенденцию вытеснения портативными системами настольного формата ПК. Так, доля десктопов во II квартале 2008 г. сократилась до 52,6%, тогда как в прошлом году она составляла 69,4%.


Кроме того, согласно данным компании, этот год не станет решающей точкой в противостоянии ноутбуков и настольных систем на украинском рынке. Десктопы останутся лидерами продаж, а ноутбуки не смогут шагнуть далеко за границы 44-46% продаж.


Такое развитие событий обусловлено тем, что рынок настольных систем в Украине все еще имеет достаточно неплохой потенциал. И если ранее зарубежные вендоры несколько его недооценивали и концентрировались в основном на контрактных корпоративных поставках, то во II квартале 2008 г. ситуация начала меняться. К примеру, пробными поставками мультимедийных систем стал заниматься Acer, и высока вероятность того, что и другие зарубежные вендоры последуют его примеру.


В целом, по информации IDC, украинский рынок персональных компьютеров во II квартале этого года вырос более чем на 56%. Весомость такому результату придает сравнение его со средним показателем роста по региону Центральной и Восточной Европы – около 29%.


Тенденции  


 Алкогольное опережение
«&»
: Чем, по-вашему, обусловлена такая неправдоподобная динамика роста украинского рынка?



Павел Мищенко, консультант по маркетингу компании «Альтера групп»:
«Если Nielsen делает такое заявление, значит, оно небеспочвенно. Однако, по нашим данным, реальный прирост объема рынка водки Украины за заявленный период несколько ниже. Причин такого расхождения может быть несколько, причем они связаны с особенностями получения такого рода информации. Во-первых, это может быть связано с перераспределением удельного веса различных типов торговых точек. В частности, за последнее время увеличилось значение такого канала сбыта, как крупные магазины, в которых механизмы получения информации о продажах подкреплены серьезным бухгалтерским учетом. Во-вторых, общая детенизация продаж алкоголя могла повлиять на данные из небольших магазинов и павильонов. И в третьих, мировая тенденция увеличения продаж алкоголя через КаБаРе наконец докатилась и до Украины».


«Цифра 3 миллиона тон у нас есть в планах»


Берн Штендель, генеральный директор «Альфред С. Топфер Интернешенал (Украина)», о планах экспорта зерна компанией из Украины в текущем маркетинговом году (июль 2008 – июнь 2009)


 


Замедление


Стратегия поменялась
Летний прогноз от Всеукраинской рекламной коалиции предполагает, что рекламно-коммуникационный рынок страны в этом году будет продолжать расти, но не так стремительно, как прошлом. Всего в рекламу будет вложено около $2,3 млрд., а темп роста рынка составит 25% (по сравнению с 2007 г.)



На замедление рыночного роста одновременно будут влиять несколько факторов. Особенно на отрасли отразятся общая экономическая ситуация в стране (высокий уровень инфляции и проч.) и изменение рекламной стратегии ряда крупных рекламодателей.


В частности, коалиция уменьшила прогнозируемый объем рекламных поступлений на телевидение – телеканалы получат на $20 млн. меньше. Прогноз, касающийся рекламных доходов прессы, наружной рекламы, рекламы в кинотеатрах, телефонных справочниках и Всемирной сети остался без изменений. Корректировке относительно зимних цифр подверглись радио, транспортная и внутренняя реклама. Последняя в основном за счет некоторых изменений оценки рекламных бюджетов.


Оптимизм


Перевыполнение плана – реально
Развитие украинской экономики в последние годы превзошло все ожидания оператора международного рынка C&C. Такое мнение высказал Франс Муллер, главный исполнительный директор Metro Cash & Carry International, прибыв в страну по случаю пятилетнего юбилея работы компании на нашем рынке. Возвращаясь на несколько лет назад, г-н Муллер отметил, что когда в центральном офисе компании принимали решение начинать работу в Украине, в планах было открыть не более шести магазинов, тогда как на данный момент их работает уже 20. В дальнейших планах оператора рынка – открывать в нашей стране не менее пяти магазинов в год.


Стратегию работы на украинском рынке компания выбирает исходя из своего 40-летнего опыта работы на международной арене, а также учитывая специфику потребностей покупателей страны. В частности, недавно стало понятно, что украинские КаБаРе готовы воспринять еще одну СТМ (собственную торговую марку) компании – HoReCa Select. При этом МЕТRО акцентирует внимание на том, что для этой СТМ будет характерно высокое качество. Напомним, что на данный момент портфель компании состоит из 17 СТМ. В дальнейших планах – выводить новые собственные торговые марки и расширять ассортимент уже существующих.


Потребности


Бизнесу не нужны новые площади
Согласно исследованию Real Capital Analytics, объем продаж коммерческой недвижимости в мире за первое полугодие 2008 г. сократился на 49%, до $306 млрд. Наиболее пострадали крупные развитые страны, в первую очередь Германия (-65%), США (-63%) и Великобритания (-57%). Из 84 исследуемых стран продажи выросли лишь в 35, из которых 30 – развивающиеся. «Снижение продаж коммерческой недвижимости в развитых экономиках связано с падением деловой уверенности, замедлением роста ВВП, и усилением требований к аренде и усложнением условий выдачи кредитов, – поясняют в Global Insight. – В то же время продажи в развивающихся странах достаточно высоки из-за роста макроэкономических показателей и улучшения торговых условий в последние годы». По прогнозам, благоприятная ситуация для сектора коммерческой недвижимости развивающихся экономик сохранится до конца года, тогда как на Западе положение будет лишь ухудшаться.


Exit mobile version