«Асса» – фильм, изменивший сознание целого поколения, в чем и заключается его культурный феномен.
Как рождаются и умирают культы? Существует ли «формула культовости»? Что такое культ в урбанистической культуре? Как стать адептом того или иного стрит-культа? Такими вопросами задавался Борис Барабанов, журналист и продюсер, решив написать книгу о культурном феномене фильма «Асса» Сергея Соловьева. «Книгу перемен», состоящую из монологов Соловьева, Гребенщикова, Африки и других создателей фильма, не мог бы написать просто киновед. Бывший украинский диджей, ведущий одесского «Просто ради.О» так разложил по полочкам мотивацию того, что у него получилось.
Я обзавелся бродяжьей сумкой из кожзаменителя с надписью «Асса». Когда она износилась, надпись была вырезана и нашита на аналогичный аксессуар из джинсовой ткани. Словом «Асса» наравне со словом «Кино» были украшены обложки школьных тетрадей. В какой-то момент в ухе появилась клипса. Фильм спровоцировал фанатизм. Какому-то количеству людей крышу снесло безвозвратно. Фактически фильм стал трамплином для музыкантов и художников, имевших к нему отношение. Машина советского государственного кинопроката была включена на полную мощность, чтобы продвинуть в самые отдаленные уголки страны ленту, которая совершенно не была советской ни по содержанию, ни по языку. История «Ассы» опровергает все постулаты сегодняшней развлекательно-пропагандистской индустрии. Смотрите-ка: никому не известные люди с сомнительными песнями, хулиганистые художники, сбивающие с толку повороты сюжета, теснящиеся смысловые слои – и все это продано гигантскому количеству зрителей. Продано государством-монополистом, причем весьма успешно.
Читать смыслы, заложенные в «Ассе», можно до бесконечности. Хотите – можете считать ее «энциклопедией советской жизни». Несмотря на всю фантасмагоричность заснеженной Ялты, там есть все атрибуты совка: Брежнев, советские рубли, столовки-стояки, менты, урки, цеховики и простой народ, олицетворяемый гопником, избившим Бананана в участке. А хотите – смотрите «Ассу» как русский вариант антониониевского Blow Up. Пожалуй, более удачного аналога не найти во всей истории мирового кино. Превосходство фильма в том, что он и сейчас не смотрится как ретро.
Что такое культурный феномен Философское освоение культурных феноменов – придание им определенного целостного смысла – предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы. При этом под феноменами подразумеваются те устойчивые инварианты, с помощью которых осуществляется культурная преемственность и традиция, без поддержания которой существование культуры представляется невозможным. В этом ряду важным является сохранение наиболее значимых культурных инвариантов – непереходящих универсальных моментов «старого». |