Телевизионные каналы не решаются отказаться от собственного производства контента и перейти на аутсорсинг. Однако это вопрос времени.
Несколько лет назад руководитель телеканала СТБ Владимир Бородянский придерживался мнения, что работа с внешним телепродакшеном – самая выгодная схема. Однако сегодня там есть свой продакшен на 500 эфирных часов в год. «Наш рынок еще недостаточно развит, чтобы внешние производители могли обеспечить каналы качественным продуктом», – поясняет г-н Бородянский. При СТБ создано сценарное агентство, отбирающее сценарии для телефильмов и телесериалов, открыта школа, отыскивающая в регионах и обучающая кадры. Как говорится, хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо – сделай это сам. Не исключено, что через какое-то время производственные мощности телеканала будут выведены в отдельную компанию. Начиная с 2000 г. независимые производители телепродукта в нашей стране растут, как грибы после дождя. Основатель крупнейшей в Восточной Украине продакшен-студии BTV company Андрей Будяк говорит, что пришел на рынок телепроизводства, отвечая на его потребности и оптимизируя собственные бизнес-процессы. «Сегодня мы производим 13 еженедельных телепроектов, пару презентационных фильмов и около 20 роликов в месяц, – рассказывает г-н Будяк. – Компания за семь лет увеличилась в 20 раз, сейчас в ней насчитывается около 60 человек. И я вижу, что в Украине есть перспектива роста этого рынка».
Плюсы и минусы творческого аутсорсинга
Плюсы налицо. Во-первых, платишь за уже готовый продукт – из замороченного производителя превращаешься в переборчивого покупателя.
Во-вторых, все производственные проблемы – не твоя забота. Звучит просто, но это очень весомый фактор. Генеральный директор телеканала «24» Роман Андрейко: «У нас есть проект «Люди-легенды». В его основе – уникальная видеохроника. Архивный материал является базовым для создания этого продукта. И сами мы вряд ли получили бы к нему доступ».
В-третьих, взрастить или, тем более, перекупить и содержать высококвалифицированный штат в телеиндустрии очень дорого. Чтобы покрыть расходы, нужно обеспечить специалистам бесперебойную нагрузку. В специализированном продакшене это возможно.
Наконец, телеканал чаще приобретает не продукт, а права на определенное количество показов. Поэтому цена может быть даже ниже себестоимости производства. А получить прибыль, продав свой проект второму каналу, третьему, за рубеж – это уже задача продакшена.
Однако на сегодняшний день многие проекты делаются собственными силами телеканалов. Кроме нехватки продукта, отвечающего творческим и техническим потребностям канала, и подходящих продакшену для его заказа, есть еще несколько причин:
- легче контролировать процесс получения товара с заданными свойствами;
- делать свои телепроекты интересно, ведь на телевидении работают увлекающиеся люди;
- в постсоветских странах практика аутсорсинга исторически менее развита, чем на Западе;
- есть телепрограммы имеджеобразующие или репутационные, которые не отдашь внешнему исполнителю, например, основной вечерний выпуск новостей;
- свою программу можно продать другим каналам или за рубеж – и получить прибыль.
Владимир Бородянский: «Свой продакшен – это «право первой ночи», снижение зависимости от действий конкурентов. Иными словами, собственное производство повышает капитализацию телеканала. И это, наверное, главное».
Бебибум
Недавно телеканал «1+1» сформировал собственную продакшен-компанию 1plus1 Production (ранее называвшуюся «Интер-Медиа», «1+1 Медиа»). ТРК «Украина» начала движение к созданию собственного производства. Тем не менее появление независимых телепродакшен – явная тенденция сегодняшнего украинского телерынка. Только в этом году их создано несколько. Экс-гендиректор телеканала «1+1» Юрий Морозов и экс-глава Госкомтелерадио Эдуард Прутник создали продакшен-компанию «Прима-фильм». Телеведущий Савик Шустер основал «Савик Шустер Студиос». Михаил Ткаченко, экс-гендиректор продакшен-студии «РиК-ТВ», в июле создал новую компанию «ОМ менеджмент», которая, кроме производства телевизионных программ, будет заниматься менеджментом кадров на телевизионном рынке. Творческая группа программы «Диваки» на ТОНИСе отделилась в «Диваки продакшен». До конца года планирует открыть украинскую «дочку» российская группа компаний «Централ Партнершип».
Сегодня в стране работают около 30 крупных и средних телепроизводственных компаний. К первому эшелону относят «Стар Медиа», PRO-TV, Film.UA (недавно появилась дочерняя продакшен-компания – Film.UA Television), Киевтелефильм. Ко второму – Inter Media Production, студию Оксаны Байрак, Fresh Production.UA, «Файно-компани», кинофабрику Копейкина. Есть специализирующиеся, например, Sota Cinema Group (на прокатном и фестивальном кино), студия «Пилот» (на адаптации развлекательных форматов).
С точки зрения бизнеса
«Телевизионный рынок в нашей стране развивается быстрыми темпами. Телеканалы инвестируют в программы украинского производства, а телепроизводителей еще недостаточно, чтобы удовлетворить спрос. Мы уверены, что сможем предложить качественный продукт в разных жанрах», – говорит Михаил Ткаченко, чей новый продакшен планирует до конца года создать три-пять проектов для местных телеканалов.
Также большинство участников рынка не видят сложности в том, чтобы новичку найти заказчика или сбыт для своей продукции. «Только бы она была качественная», – говорят они. «Но на старте новичку не стоит ожидать каких-то предпродаж или заказов со 100%-м финансированием. Очевидно, что необходимо начать с инвестирования собственных средств в производство нескольких фильмов, сериалов. Затем показать готовый продукт, который либо будет покупаться, либо нет. По мере получения рейтингов авторитет или будет формироваться, или нет», – делится опытом председатель совета директоров группы «Стар Медиа» Влад Ряшин.
Данный рынок ненасыщен, тем более что телепроизводители реализуют свою продукцию не только местным, но и русскоязычным каналам за рубежом. Зависимость количества и качества телепродукции от объема местного рекламного рынка, который в Украине, несмотря на постоянный рост, все же недостаточно большой, касается в основном так называемого локального телепродукта: информационные проекты, публицистика, развлекательные и общественно-политические шоу. Что касается сериалов, то все игроки рынка сходятся в одном: чтобы такой продукт окупился, реализации только в Украине мало – требуется продажа в Россию. Денис Замрий, маркетинг-директор Inter Media Production, специализирующейся на телефильмах: «Вся наша продукция может быть рентабельной только при условии ее продажи за границу, в Россию. Иначе нам просто не выгодно снимать. Украинский телевизионный и DVD-рынки не окупят расходы».
Распределение своего дохода от продаж Fresh Production UA оценивает так: 75% доходов приносят российские покупатели, 12,5% – украинские, а порядка 2% приходится на остальные страны СНГ и другие государства. «Стар Медиа» говорит о похожем: 85% доходов с российского рынка, 13% – украинского, 1% – с Беларуси и 1% – от продаж на другие территории.
Наиболее прибыльны телефильмы и сериалы. Например, 91% инвестиций «Стар Медиа» в производство программного продукта в 2008 г. идет на теленовеллы, телесериалы и телефильмы (оставшиеся 3% – в прокатное кино, 2% – в анимацию, еще 3% – в развлекательные проекты). К тому же это именно те масштабные, время- и ресурсоемкие проекты, которые, по словам телеканалов, наверняка будут переданы подрядчикам. Но и вложить придется много. Себестоимость сериала высокого уровня для прайм-тайма канала первого эшелона в Украине и России составляет около $200-400 тыс. за одну серию, хотя снимать можно и намного дешевле. Бюджет такого же телефильма составляет $300-500 тыс. От 10 до 40% от этой суммы – гонорары звезд. Снижение бюджета обычно отражается на качестве продукта, что смерти подобно, поскольку у украинского телезрителя очень высокие требования.
Путь на «дальние» рынки
Амбиции и экономика требуют прорыва на Запад. «Стар Медиа» планирует производить 3D-анимацию для канала Viasat History. «Мы рассчитываем на рост европейских продаж и выход на азиатский рынок, на который нацелены очень серьезно. Япония – первая ласточка», – говорит Влад Ряшин. Интересным примером может служить продажа сериала «Бедная Настя» производства российского «Амедиа» в 25 стран мира, включая родину жанра – Латинскую Америку. Film.UA продала «Сингапурским авиалиниям» права на показ на борту самолетов таких кинофильмов, как «Птица счастья» и «Если ты меня слышишь».
Развлекательные и тем более публицистические телепроекты – менее масштабные и прибыльные для производителя заказы. Сейчас само собой разумеющимся считается наличие на каждом телеканале проектов собственного производства, но часто они создаются силами самого канала.
На данный момент производство телепроектов в нашей стране – это чаще всего адаптация зарубежных форматов. Придумывать самим и продавать форматы – честолюбивая цель, подогреваемая журналистами, регулярно задающими телеменеджерам вопрос: «Почему вы покупаете идеи за границей, у нас что, своих нет?». Применить стратегию Голубого океана и стать производителем новых форматов собирается Савик Шустер. Но другие телеменеджеры считают, что пока это нерентабельно. Одно из важнейших правил для всех желающих основать свой продакшен, по мнению Влада Ряшина, – четкое понимание рынка, знание финансовых возможностей потенциальных покупателей, то есть понимание того, что этот рынок ничем не отличается от других.
Омрачает жизнь телепродакшена в Украине отсутствие (в отличие от России и Европы) поддержки национального продукта в виде налоговых преференций и государственных программ на фоне высоких пошлин на ввоз оборудования и государственного требования украиноязычности продукта.
И каждый из задействованных в этой сфере назовет одну и ту же главную проблему – кадры. Квалифицированных и творчески адекватных людей десятки, а нужны тысячи. Работа над наращиванием количества, которое должно перейти в качество, идет, но прибыль требуется здесь и сейчас, поэтому на нестерпимый кадровый голод жалуются все. Положительно сказывается на повышении уровня специалистов как раз работа по адаптациям форматов: она является хорошей школой для местных кадров.
Подытожить оценку этого бизнеса можно словами Дениса Замрий: «Сегодня на рынке дефицит качественного продукта и новых идей». А значит, рынку телепродакшена в Украине – развиваться.
Постиндустриальное телевидение
Дальнейшее развитие рынка связано с укрупнением и расширением территорий и созданием национальных и международных производственных групп, вертикально интегрирующих различные специализированные подразделения: от сценарных до прокатных. Например, Fresh Production Group объединяет семь компаний: Fresh Production UA, Fresh rental house, Fresh avto rental, студию Tornado, Amavi films, FTT postproduction и FTT Soundtrack. Все они независимы и работают как на совместные проекты группы, так и на внешний рынок.
Важный вопрос – будут ли украинские нишевые телеканалы заказывать свой эфирный продукт на аутсорсинге или производить сами? Анна Матвиишина, специалист по связям с общественностью канала ТВi: «В планах – создание собственных программ силами канала, как только будут готовы студии и налажен технологический процесс». Основная форма сотрудничества нишевых каналов с производственными структурами – покупка далеко не первого показа из библиотеки производителя. «Российские и украинские нишевые каналы пока не имеют средств для того, чтобы делать какие-то заказы, поэтому от них еще не поступало предложений», – говорит Влад Ряшин.
Второе возможное направление развития данного рынка – тематическая специализация, которая даст шанс на существование множеству небольших компаний. Например, производитель документальных программ об экстремальных видах спорта может претендовать на глобальную дистрибуцию своего продукта, что будет оправдано и экономически, и культурно. К тому же, если продакшен уже производит подходящий каналу по теме продукт, телеканал скорее разместит в нем заказ на производство, чем начнет налаживать такое же собственное. Пока специализация – вынужденный атрибут маленькой компании: небольшие продакшены, как правило, вынуждены специализироваться на определенном продукте. Но по возможности они стараются расширять спектр выпускаемой продукции, что повышает уровень доверия как со стороны заказчика, так и зрителя. Прерогатива больших компаний, наоборот, диверсифицировать жанры, темы и виды аудиовизуального производства: «Мы рассматриваем себя как большую киногруппу, искренно в это верим и соответственно работаем во всех направлениях производства», – говорит Виктор Мирский.
Современная теория управления бизнесом говорит о том, что важным для конкурентоспособности компании является разделение бизнес-процессов на основные и вспомогательные, с последующей передачей всех вспомогательных внешним специалистам. Это позволяет команде концентрироваться на развитии основного бизнеса.
Что же является основным бизнесом для телеканала? Распространение сигнала? Но для этого существуют спутниковые и кабельные операторы. Правильный ответ, наверное, таков: главная задача телеканала – построение бренда, организация программной сетки, формирование и удовлетворение ожиданий зрителей, обеспечение их перетекания из программы в программу на протяжении дня. В общем, основной бизнес телеканала – делать счастливыми зрителей и рекламодателей, а остальное можно заказать на стороне.