Site icon Companion UA

РФ расторгла договор с Азербайджаном о транзите нефти

Россия расторгла договор с Азербайджаном о транзите азербайджанской нефти через свою территорию.

Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

"МИДу России уведомить азербайджанскую сторону о принятом решении", – говорится в документе.

Согласно межгосударственному соглашению между Россией и Азербайджаном о транзите азербайджанской нефти, которое было подписано в 1996 году, по нефтепроводу Баку-Новороссийск должно транспортироваться не менее 5 млн тонн сырья в год. Тариф за его прокачку установлен в размере $15,67 за тонну.

Между тем, Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) прокачивает по этому нефтепроводу порядка 2 млн тонн нефти в год: 2,2 млн тонн в 2010 году, по 2 млн тонн в 2011-2012 годах, а планом на 2013 год предусматривается снижение до 1,6 млн тонн.

"Снижение планов прокачки на 2013 год по сравнению с 2012 годом связанно с тем, что ГНКАР большую часть нефти будет направлять на переработку", – говорил ранее "Интерфаксу" источник в ГНКАР.

"Нам официально не поступало никаких документов от российской стороны о прекращении действия договора о транзите азербайджанской нефти по Баку-Новороссийск", – заявили агентству "Интерфакс-Азербайджан" в пресс-службе ГНКАР во вторник.

Ранее пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин не исключал, что между Россией и Азербайджаном может быть заключен новый договор о транзите нефти.

В статье, опубликованной в корпоративном журнале "Транснефти" почти год назад, говорилось, что трубопровод Баку-Новороссийск "работает сегодня на пределе рентабельности и "АК "Транснефть" (РТС: TRNF) несет в связи с этим серьезные потери, ведь по межгосударственному соглашению компания вынуждена резервировать мощности на все 5 млн тонн".

"Действия азербайджанских коллег, нарушающих соглашение, определенно не отвечают интересам нашей страны. Тем не менее, добиться пересмотра этого документа, не соответствующего практике нормального рыночного взаимодействия, ОАО "АК "Транснефть" пытается уже несколько лет", – говорилось в статье.

"Транснефть" отмечала также, что соглашение между Россией и Азербайджаном по транспортировке нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск может противоречить положениям Всемирной торговой организации (ВТО).

"По сути, транспортировка нефти – услуга, причем косвенно ограничено количество товара из других стран, которое с помощью данной услуги транспортируется. Это является нарушением недискриминационного режима", – отмечало издание.

Основной принцип торговли ВТО – это принцип свободы транзита. "Так или иначе, возможно возникновение проблем по этому вопросу. Транзит азербайджанской нефти может затрагивать интересы и других стран – членов ВТО", – говорилось в журнале.

Азербайджан добывает около 50 млн тонн нефти в год. Для своих нужд страна использует около 20% этого объема, остальная часть уходит на экспорт. Помимо маршрута Баку-Новороссийск (1483 км) одним из основных направлений экспорта азербайджанской нефти является трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (1773 км) пропускной способностью 50 млн тонн в год. По нему каспийская нефть транспортируется к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Еще одно направление – нефтепровод Баку-Супса (837 км), по которому нефть приходит через Грузию. Его мощность около 10 млн тонн в год.

Кроме того, Азербайджан активно участвует в проекте Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), который предусматривает создание маршрута Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Если он будет реализован, каспийская нефть придет по нефтепроводу в страны Западной и Центральной Европы.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version