Site icon Companion UA

Топ-ответственность

Некоторые компании, стремясь упорядочить свои «зеленые» инициативы, проводят изменения своей организационной структуры.


Хотя большинство технологических гигантов сегодня демонстрируют активную природоохранную позицию, для Sun Microsystems экологическая ответственность – целая религия. Еще в 2006 г. журнал Fortune окрестил ее «самой «зеленой» компьютерной компанией, намного опережающей конкурентов как по количеству, так и масштабам своих экологических инициатив». Последние поистине разнообразны: начиная от разработки энергоэффективных серверов и совершенствования архитектуры дата-центров и заканчивая оптимизацией работы персонала.


Нас привлекли, скорее, не сами инициативы Sun, а то, кем и как они разрабатываются и внедряются, тем более что, по мнению экспертов, именно с этой компании началась волна «зеленых воротничков» в Силиконовой долине. Sun первой среди конкурентов адаптировала свою организационную структуру к новым трендам – создала подразделение по экологической ответственности (Eco Responsibility Office – ERO), учредила должности вице-президента по экологической ответственности и вице-президента по энергоэффективности. Последнюю позицию сейчас занимает Сабод Бапат, который в эксклюзивном интервью «&» рассказал о сути своей работы.


Каким образом Sun пришла к идее адаптировать свою организационную структуру под влиянием «зеленых» трендов?
Что хорошо для природы, то обязательно для бизнеса. Для Sun вопрос экологической ответственности включает как повышение энергоэффективности выпускаемых продуктов, так и оптимизацию внутрикорпоративных процессов. Мы пытаемся строить нашу ежедневную работу в соответствии с «зелеными» максимами, хотя понимаем, что гораздо сильнее на состояние окружающей среды способны повлиять путем производства энергоэффективных программ и систем. (По подсчетам Gartner, к 2015 г. расходы на эксплуатацию IT превысят их стоимость. – Прим. ред.) Поскольку мы регулярно отгружаем громадные объемы продукции, каждая сотня ватт энергопотребления, сэкономленная нашей технологией, в итоге превращается в несколько мегаватт, сэкономленных клиентскими дата-центрами. Такой подход помогает нашим заказчикам быть более экологически сознательными и конкурентоспособными, так как он сохраняет необходимую производительность их серверов при более низких расходах электричества.


Что касается внутрикорпоративных процессов, то мы верим: экологическая ответственность начинается с собственного офиса, поэтому стараемся ограничивать выделения СО2 своими внутренними системами.


Природоохранная деятельность для Sun – вопрос одинаково важный как с точки зрения прибыльности бизнеса, так и спасения планеты. В начале 2006 г. в США нами было создано подразделение ERO. Одновременно мы объединили свои «зеленые» инициативы под эгидой вновь назначенного вице-президента по вопросам экологической ответственности. На то время Sun являлась единственной технологической корпорацией, открывшей подобную позицию. Инициаторами этого шага стали наш СЕО Джонатан Шварц (возглавил Sun в апреле 2006 г., за чем последовала целая серия организационных трансформаций в компании. – Прим. ред.) и технический директор Грег Пападопулос. Впоследствии эта должность была переименована и стала звучать как «директор по устойчивому развитию». Ее занял Дейв Дуглас – человек, имеющий положительную репутацию в широких кругах, а также внутреннюю потребность заниматься вопросами охраны окружающей среды. В том же 2006 г. появилась и более узкая позиция вице-президента по энергоэффективности. На тот момент имел звание заслуженного инженера, что и предопределило мое назначение на данный пост.


Что входит в круг ваших обязанностей и каковы задачи ERO?
Функции ERO заключаются во внедрении экологически чистых стратегий, культивировании идей экономии потребления воды и электроэнергии, а также организации рабочего пространства. В широком плане наши цели таковы:



Моя роль более проста – я отвечаю за разработку «зеленых» стратегий и контролирую их соблюдение в отношении всего спектра поставляемых продуктов.


Какое место занимает ваше подразделение в организационной структуре Sun? Каков его бюджет?
Подразделение ERO, возглавляемое директором по устойчивому развитию, отчитывается перед высшим руководством Sun. Я отчитываюсь перед Дейвом Дугласом. Вместе мы сотрудничаем с остальными подразделениями (включая научно-исследовательские группы по разработке продуктов и группы технического обслуживания дата-центров), участвуем в международной деятельности, организуем рабочее пространство, взаимодействуем с поставщиками, персоналом и, конечно, клиентами.
К сожалению, Sun не комментирует особенности своей организационной структуры, поскольку информация о бюджетировании может быть использована при определении конкурентного паритета. Так что численность персонала ERO не назову. Но поскольку «зеленые» принципы являются основополагающими для компании, все 34 тыс. наших сотрудников так или иначе вовлечены в экологические проекты. Свой бюджет мы также не публикуем. Скажу лишь, что на наши «зеленые» программы и технологии идет часть ежегодных расходов на R&D, составляющих $1,5-2 млрд.


Какова роль ERO в ходе разработки новых продуктов и услуг?
Поскольку Sun считает энергоэффективность основополагающим критерием при разработке всего спектра продукции, ERO отводится здесь ключевая роль. Наша программа «зеленых» инноваций нацелена на создание энергоэффективных серверов, хранилищ данных, а также программного обеспечения и сервисов, которые благодаря более низкому потреблению энергии будут выгодно отличаться от разработок конкурентов.


Хотя не все здесь так однозначно. ERO постоянно вовлечено в поиск компромиссов между бизнес-вопросами при определении технологических и ценовых характеристик той или иной разработки, сроков ее вывода на рынок, графиков тестирования, с одной стороны, а с другой – с экологическими соображениями. Каждый такой компромисс – сложное решение, но именно благодаря такой коллективной работе продукты Sun завоевали множество наград за показатели производительности в расчете на 1 ватт затраченной энергии.


Что, по-вашему, самое сложное в ходе реализации «зеленых» проектов?
Подразделение ERO получает мощную поддержку своих инициатив внутри компании. Наибольшие трудности связаны с сопротивлением (пусть и неосознанным) корпоративных культур и организационных структур компаний-заказчиков. Например, часто решение о покупке серверов и хранилищ данных принимает IT-департамент, а счетами за электричество ведает департамент эксплуатации оборудования. Это усложняет для заказчика объединение капитальных вложений и операционных затрат в точке принятия решения о покупке. Правда, во многих клиентских организациях подразделения IT и эксплуатации все чаще объединяются, поскольку вопросы энергоэффективности становятся ключевыми в теме минимизации совокупных издержек.


Какие бонусы дает наличие ERO? Что вы считаете своим личным достижением?
Благодаря персональной ответственности топ-менеджеров Sun завоевала реноме «зеленого» лидера IT-пространства и первопроходца в сфере защиты окружающей среды, что неоднократно было отмечено известными мировыми изданиями. (В частности, система дистанционной работы Open Work в феврале получила признание авторитетного экологического фонда EDF. – Прим. ред.) 95% наших компонентов сегодня – перерабатываемые, повторно используемые или восстановленные. Все наши «зеленые» инициативы – не дань моде. Мы осознаем, что являемся не только частью решения экологической проблемы, но и частью самой проблемы.







Когда «зеленый» HR действительно работает


Сегодня важно понять одну простую вещь: чтобы компания стала экологически ответственной, таковым должен быть и каждый ее сотрудник. «Если вы просто создадите «зеленое» гетто в своей компании, то потерпите неудачу. Нужно интегрировать «зеленую» этику в саму ДНК организации», – убежден Энбрю Шапиро, СЕО консалтинговой фирмы GreenOrder. По его словам, сейчас слишком много компаний поручают вопрос устойчивого развития отдельному департаменту, призванному пропагандировать экологическую сознательность. Но часто его представители воспринимаются как бесполезные и надоедливые агитаторы, которые мешают работать и целыми днями рассказывают, что вам следует менять во имя спасения планеты. Это не работает. Куда эффективнее интегрировать экологические инициативы в ежедневную работу сотрудников, проводить тренинги, создавать межфункциональные команды для обмена идеями, открывать справочные столы, помогающие ответить на типичные вопросы о том, как что-то переработать, где найти «зеленых» поставщиков и т. д. 

Exit mobile version