Site icon Companion UA

Зов биржи

Финансовый кризис может заставить компании отдать предпочтение инструментам фондового рынка, а не долговым инструментам.


Опрос генеральных, финансовых и исполнительных директоров российских, украинских и казахских компаний, готовящихся к IPO, проведенный «Делойт», четко определил круг проблем, которые приходится решать компаниям при выходе на биржу. Как отмечают организаторы, украинские компании, составившие почти треть из более 100 участников опроса, с интересом принимали участие в исследовании. Отчасти это связано с тем, что глобальный кризис ликвидности оказал не сильное влияние на их планы в отношении IPO. Отечественные компании воспринимают данный кризис как текущую проблему, которая должна уже разрешиться к тому времени, когда большинство из них будут проводить первичное размещение (то есть через один-два года). Однако ответы топ-менеджмента украинских компаний на некоторые вопросы исследования были достаточно неопределенными, что указывает на неполное понимание ситуации на рынках капитала и вопросов, связанных с размещением акций. Например, во многих случаях респонденты не совсем осознанно подходили к рассмотрению возможных альтернатив IPO или недооценивали стоимость публичного размещения на той или иной бирже. Тем не менее отечественные компании, как правило, показывали свою готовность обсуждать и более детально изучать процесс и последствия публичного размещения.


«Опрос проводился в декабре 2007 г. За полгода мало что изменилось. Мы видим возрастающий интерес к публичным рынкам. Все больше руководителей понимают, что IPO – хоть и дорогостоящий процесс, но это выход компании на абсолютно новый уровень. Поэтому расходы на его подготовку и проведение воспринимаются ими как инвестиции в дальнейшее развитие», – констатирует Григорий Павлоцкий, партнер «Делойт».


Ставка на инвестора
Исследование показало, что 57% украинских компаний готовы продать часть себя частному инвестору, и в большинстве случаев это рассматривается как шаг к IPO. В России такой показатель в два раза ниже. Скорее всего, это связано с тем, что крупнейшие российские компании, опрошенные ранее, не испытывают такой нужды в привлечении «коротких» денег и способны самостоятельно выйти на IPO. В Украине в число опрашиваемых компаний попали как крупнейшие украинские бизнес-группы, так и представители среднего бизнеса. Для них вопрос немедленного привлечения акционерного капитала более актуален, особенно в условиях удорожания заемных средств, в первую очередь банковских кредитов. Финансовый кризис может заставить компании отдать предпочтение инструментам фондового рынка, а не долговым инструментам, особенно когда инвестиционные банки не в состоянии взять на себя долговые обязательства. Поэтому компании, рассматривавшие облигации в качестве инструмента привлечения финансирования, теперь готовы разместить акционерный капитал. Для них привлечение частного финансового инвестора – логичный шаг по направлению к IPO. Привлечение частных инвестиций пользуется наибольшей популярностью у предприятий из секторов телекоммуникаций, высоких технологий и средств массовой информации.


В целом в стране более 80% респондентов отметили важность привлечения международных инвесторов. Почти половина из них уточнили, что такая ситуация возникла вследствие нехватки финансирования от украинских инвесторов. Кроме того, компании относятся скептически к способности внутренних инвесторов дать объективную и справедливую оценку их бизнесу в силу нестабильности и неясности ситуации на рынке. Один из респондентов отметил, что внешняя нестабильность представляет более серьезную угрозу для успешного проведения компанией IPO, чем внутренние факторы, поскольку, как принято считать, внутренние трудности, с которыми сталкивается компания, решаются проще. Руководители украинских компаний также считают, что внутренние инвесторы существенно недооценивают значимость корпоративного управления и в настоящий момент не готовы доплачивать за качественное корпоративное управление, как это делается на международных рынках. Некоторые из них при этом отмечают, что решение о преобразовании существующей в их компании системы корпоративного управления будет нелегким с психологической точки зрения. Тем не менее вполне возможно, что проводимое в настоящее время укрепление практики корпоративного управления на уровне государства проникает и в сферу бизнеса.


Лондон вне конкуренции
Компании, планирующие проведение IPO, чаще всего думают о Лондонской фондовой бирже (LSE). Исследование показало, что эта биржа, имея самую высокую стоимость размещения, является наиболее популярной площадкой среди компаний СНГ. И это при том, что 55% респондентов рассматривают стоимость размещения как основной фактор выбора площадки (среди не менее важных факторов рассматриваются также время размещения и уровень ликвидности). По мнению исследователей, в данном случае на решение компаний оказывает влияние психологический фактор. Когда речь заходит о престиже и ставится задача увеличения капитала более чем на $0,5 млрд., большинство респондентов отдают предпочтение именно Лондону. Считается, что данная биржа дает больше шансов на привлечение инвесторов.


В 2006 г. только две российские компании провели размещение на других мировых биржах (по сравнению с десятью на LSE). А в 2007 г. таких эмитентов не было вовсе, несмотря на активную работу других международных площадок с российскими эмитентами. Более 60% российских IPO 2007 г. проходили либо в форме размещения на Рынке альтернативных инвестиций (AIM) LSE, либо в форме двойного листинга в Великобритании и России (размещение акций на Российской фондовой бирже и выпуск депозитарных расписок в Лондоне).


Многие украинские компании привлекает возможность проведения размещения на иностранной площадке, особенно если они являются объектом пристального внимания фондовых рынков Варшавы, Франкфурта или Будапешта. Отечественные компании имеют более широкий выбор, поскольку Украина географически ближе к Европе и большее количество фондовых бирж активнее предлагают им свои услуги, чем компаниям из России и Казахстана. Украина – единственная страна СНГ, чьи ценные бумаги были допущены к котировке не только на Лондонской, но и на другой иностранной бирже. Тем не менее выбор многих эмитентов ограничен AIM или Варшавской фондовой биржей, так как они являются недостаточно крупными для проведения размещения на основном рынке LSE. Более того, многие украинские эмитенты предпочитают проводить размещение на альтернативном рынке Лондонской фондовой биржи, несмотря на то что он отличается более высокими затратами на проведение размещения именно для малых компаний по сравнению с другими международными площадками, предназначенными для компаний с малой и средней капитализацией. И это опять-таки при том, что ликвидность и затраты на проведение IPO (их упомянули 36 и 47% респондентов соответственно) считаются наиболее значимыми критериями для украинских компаний при выборе площадки для листинга (кроме того, в качестве определяющего фактора были названы и сроки проведения IPO).


Недопустимая ошибка
По мнению «Делойт», украинский рынок IPO, скорее всего, испытает подъем не раньше 2009-2010 гг. Некоторые компании все еще не готовы рассматривать возможность проведения IPO на внутреннем рынке вследствие жестких регулятивных ограничений, налагаемых государством, в особенности – на компании банковского сектора. Компании, планирующие провести IPO через год и позже, в настоящий момент видят задачу подготовки к публичному размещению следующим образом: реструктуризация организации, применение необходимых стандартов бухгалтерского учета и подготовка аудита финансовой отчетности за требуемый период. Большинство предприятий прежде всего начинают работать с финансовыми консультантами и аудиторами, что показывает общее понимание ими важности процесса подготовки к IPO. Тем не менее они стремятся минимизировать расходы, а это часто приводит к отсутствию всех необходимых ресурсов для подготовки и проведения листинга. Компания должна отдавать себе отчет в том, что сам процесс подготовки к публичному размещению и ее новый статус могут послужить причиной появления дополнительных затрат.


В целом затраты на проведение размещения имеют решающее значение для отечественных компаний, стремящихся сократить их любым путем. По мнению экспертов «Делойт», это недопустимая ошибка: стать публичной компанией в любом случае недешево, если организация отдает себе отчет в том, что нужно будет делать для поддержания успеха после проведения IPO. Эмитент должен сопоставить преимущества и недостатки статуса публичности и быть абсолютно уверенным в том, что он сможет себе позволить фактические расходы, подразумевающиеся данным статусом.


Эффект экономии за счет масштабов означает, что чем больше доходы фирмы, тем меньше становится доля обязательных расходов, связанных с обеспечением соблюдения нормативных требований, поскольку многие из необходимых выплат являются фиксированными (например, вознаграждение директоров). Для того чтобы получить возможность эффективно снизить стоимость капитала, привлеченного благодаря IPO, руководство компании должно обеспечить соответствие уровня ведения бизнеса статусу акционерной компании и после размещения продолжать развиваться.


Отраслевая специфика
Промышленность и торговля. При том, что большинство украинских компаний назвали развитие бизнеса основной целью привлечение капитала, 50% респондентов – представителей сектора промышленности и торговли – считают, что повышение уровня корпоративного управления и стандартов бухгалтерского учета является целью публичного размещения. Украинские компании из данного сектора хотят увеличить капитал «по относительно низкой цене», чтобы обеспечить себе развитие в долгосрочной перспективе.


Украинские респонденты по сравнению с их российскими коллегами показали низкий уровень осведомленности относительно цели привлечения консультантов к процессу подготовки к IPO.


Многие из этих компаний рассмотрели бы (или уже это сделали) возможность привлечения частного инвестора (60% респондентов из данного сектора), причем большинство считают, что привлечение частного инвестора – только шаг к IPO, а не конечная цель. Респонденты, прошедшие листинг, отметили, что недостаток осведомленности инвесторов из западных финансовых центров об акциях украинских компаний был главным препятствием к успешному проведению IPO.


Для компаний из сектора промышленности и торговли проведение IPO на внутреннем рынке, наверное, является лучшей возможностью, поскольку такие компании заинтересованы в долгосрочном развитии бизнеса при низких затратах. Масштаб IPO в данном, случае, скорее всего, будет скромнее, чем у предприятий тяжелой промышленности.


Высокие технологии, коммуникации и СМИ. Большинство компаний из этого сектора, принимавших участие в опросе, рассматривали несколько различных способов привлечения капитала. Например, четыре из пяти респондентов проявили особый интерес к прямым инвестициям. Их заинтересованность в привлечении стратегического инвестора, возможно, объясняется тем, что в дополнение к инвестированию им требуются экспертные знания по проблемам сектора.


Почти все компании из данного сектора, принимавшие участие в исследовании, заявили, что не смогут найти подходящих инвесторов на внутреннем рынке. Вместо этого они были заняты поиском иностранных компаний, являющихся экспертами в этой области. Как и большинство украинских компаний, предприятия из сектора телекоммуникаций, средств массовой информации и высоких технологий не были обеспокоены нынешним кризисом ликвидности, поскольку планируют размещение не раньше, чем через год или два.


Переход компании к большей прозрачности и внедрение процедур составления финансовой отчетности (их отметили 50% фирм из данного сектора, принимавших участие в опросе) были признаны наиболее сложными аспектами проведения IPO.


Энергетика и добывающая промышленность. Реструктуризация и введение процедур подготовки финансовой отчетности были названы основными трудностями и препятствиями при проведении IPO украинскими компаниями из сектора энергетики и добывающей промышленности.


Предприятия из этого сектора больше, чем представители какой-либо другой отрасли экономики, ожидали, что процесс подготовки к IPO будет сопряжен с трудностями. Один из респондентов признался: «Я смогу ответить на этот вопрос только после того, как мы завершим данный процесс. В любом случае это будет непросто». Все компании, представители сектора энергетики и добывающей промышленности, принимавшие участие в опросе, выразили сомнение относительно того, что внутренний рынок может предложить достаточно финансовых средств для удовлетворения их растущих потребностей. По их мнению, только очень небольшие по объему IPO ($20-30 млн.) могли бы обеспечить необходимое увеличение капитала на отечественном рынке.


Финансовые услуги. Украинские компании из сектора финансовых услуг, готовящиеся к IPO на внутреннем рынке, сильнее других ощущают на себе действие ограничений регулирующих органов. Эти компании, скорее всего, предпочтут привлечь частного или другого стратегического инвестора.


Банки в большинстве своем отвечали, что их целью является достижение более высокого уровня ликвидности активов и эффективной экономии затрат благодаря IPO. Предприятия из сектора финансовых услуг, в отличие от других, поставили ликвидность выше «интереса к акциям украинских компаний», назвав ее решающим фактором при выборе инвестора. Большинство отечественных банков подтвердили, что рассматривают также и альтернативы проведения IPO, в числе которых было названо привлечение частного инвестора. Респонденты из банковского сектора отметили, что кризис ликвидности приостановил попытки выпуска облигаций в текущем году.







«Важно с самого начала разработать стратегию»


Григорий Павлоцкий, партнер «Делойт»:
– Выбор площадки, сумма размещения, выбор консультанта, временные рамки и сам факт размещения – вопросы стратегического характера, которые должны быть заранее проработаны и решены, чтобы потом, во время процесса, не было кардинальных изменений в планах. Тогда процесс выхода на биржу будет наиболее эффективен и все деньги потратят не зря.
Как собственники могут преодолеть проблемные моменты, выявленные в исследовании? Я говорил бы не о том, как бороться с подобными проблемами, а как подготовить к этому собственника компаний, чтобы избежать ненужных проблем. Вcе эти вопросы – публичность, затратность, сложнось процесса – должны озвучиваться собственникам заранее, чтобы они были к этому готовы. Если правильно смоделировать процесс, подобрать консультантов, то затратную часть проекта можно спланировать наиболее эффективно. Например, процесс кажется очень дорогим, если собственники концентрируются на расходах шести-девяти месяцев, в течение которых идет процесс подготовки компании к IPO. Я считаю, что для того, чтобы действительно оценить целесообразность расходов, собственникам необходимо учитывать толчок, который IPO придаст компании как минимум на пять-шесть лет. Учитывая это, расходы, понесенные компанией, многократно окупаются.

Exit mobile version