Отбить охоту к производству фальсификата может только применение надежных комплексных элементов защиты, основанных на ноу-хау.
Эффект численного превосходства таким оброзом нивелируется. Легальному производителю – капитану и вдохновителю своей команды – ничего не остается, кроме как перекрыть противнику доступ к деньгам – сделать его товар непродаваемым и непокупаемым. Для этого он должен использовать такие средства защиты своего товара, которые позволили бы продавцам (при их желании) не брать на реализацию фальсификат, а покупателям – легко понять, какого происхождения товар им предлагают приобрести.
Вот о такой защите мы и поговорим.
Защита на 360 градусов
К современным методам (элементам) защиты предъявляются следующие основные требования:
- расходы на копирование элементов защиты должны быть такими, чтобы это было экономически невыгодно. Проще говоря, нужно сделать так, чтобы фальсификация обходилась дороже производства оригинала и потеряет всякий смысл;
- одновременное использование защиты нескольких уровней – например, визуальной для потребителя и визуальной и специальной для экспертов, когда на каждом из уровней существуют свои элементы для квалифицированной идентификации;
- сохранение механической целостности защитных элементов и элементов упаковки в процессе перехода товара от производителя к потребителю и доступность проверки целостности на любом этапе;
- режимная и правовая защита, доступность контроля за производством самих защитных элементов.
Специалисты подчеркивают, что даже самые совершенные способы защиты в одиночку малоэффективны. Надежный контроль подлинности продукции и защита от подделки обеспечиваются только комплексно.
Во-первых, одна и та же защита не может одинаково эффективно функционировать в условиях различного окружения: неконтролируемого (покупатель), контролируемого (специалисты организации обращения товара, то есть продавцы) и профессионального (органы сертификации и контроля, органы экспертизы). Поэтому в комплекс должны входить открытые, скрытые и лабораторные защиты.
Во-вторых, одна защита крайне редко сочетает в себе одновременно возможности визуального и приборного контроля.
Радужная защита
Конечно, абсолютной защиты товара от подделок пока никто не придумал. Да и быть этого не может, поскольку любую утилитарную вещь, созданную одним человеком или группой людей, всегда смогут повторить другие. Вопрос только во времени и средствах. Причем если на подделку придется сильно потратиться, то у фальсификатора может просто пропасть желание связываться с данным товаром. Поэтому-то и желательно, чтобы защитный комплекс содержал ноу-хау на технологии и материалы. Ведь если технология и материал изделия очевидны и доступны, это только провоцирует его подделку.
На сегодняшний день наиболее полно отвечает вышеперечисленным требованиям голографическая защита. Голограммы (голографические защитные элементы, ГЗЭ) выполняют в виде самоклеющихся аппликаций, фольги горячего тиснения, оверлея (для пластиковых карт), деметаллизированных голограмм и проч. В одной голограмме в зависимости от потребностей заказчика могут сочетаться разные степени защиты:
- собственно оригинальная голограмма с уникальной игрой цветов. Такую голограмму невозможно повторить существующими копировальными аппаратами;
- микронадписи, не подлежащие оптическому копированию;
- скрытое изображение, видимое только с помощью специальных приборов;
серийная или индивидуальная нумерация голограмм; - разрушаемость при попытке отклеивания для повторного использования.
Говоря языком специалистов, голограмма обеспечивает надежный клиентский уровень защиты, настроенный на конкретного потребителя. Она объединяет в себе возможности визуального, сертифицированного и профессионального контроля, не поддается копированию.
Дополнительным плюсом является то, что изготавливать ГЗЭ могут только предприятия, имеющие на это государственную лицензию. А импорт голограмм строго контролируется (ну, или должен строго контролироваться).
Наноситься голограмма может на любом этапе как самим производителем товара (например, в момент расфасовки продукта), так и на полиграфическом предприятии под контролем заказчика (при изготовлении упаковки или печати бланков).
Следует отметить, что в Украине существует национальное производство различных голограмм, включая деметаллизированные сверхвысокого разрешения, которые применяются на денежных знаках и документах строгой отчетности. По своим характеристикам они не только не уступают зарубежным аналогам, но и превосходят большинство из них. В основе их производства лежат отечественные ноу-хау. Единственная компания в Украине, которая презентует такие ноу-хау, – специализированное предприятие «Голография», входящее в консорциум ЕДАПС. В начале февраля 2008 г. оно представило деметаллизированную голограмму, по разрешающей способности превышающую аналогичную швейцарскую разработку.
Для иллюстрации эффективности защиты с помощью голограмм приведем лишь один пример. Согласно данным Минфина, в августе 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года заказ новых, более защищенных акцизных марок с ГЗЭ на алкогольную продукцию увеличился на 24,7%. А в сентябре рост составил уже 29,25%. Причем динамика увеличения производства алкогольной продукции составляет 5-10%. Объяснение такому расхождению цифр только одно – некоторые производители алкоголя вынуждены покупать легальные марки, так как поставщики фальшивых марок не смогли наладить печать более сложных элементов.
Информирование потребителя
Разумеется, у голограмм тоже есть свои недостатки. Главный из них связан, как ни странно, с основным достоинством голограммы – трудностью ее подделки. А раз трудно подделать, то потребитель часто удовлетворяется самим фактом ее наличия и не хочет (или не может) точно идентифицировать более тонкие элементы изображения. Этим и пользуются фальсификаторы, просто имитируя оригинальную голограмму.
Поэтому производителю, решившемуся на первый шаг – защиту товара с помощью голографических элементов – нужно обязательно сделать и второй: проинформировать (доходчиво и убедительно) потребителей о том, что именно могут они увидеть на настоящей голограмме.