Site icon Companion UA

Не нужно поворачивать реки вспять

Николай Толмачев, основной владелец и генеральный директор группы ТММ


Сделать из идеи совершенство – вот то, что объединяет все проекты, которыми занимался и продолжает заниматься Николай Толмачев. Но, говоря об этом, он уточняет: «То совершенство, которое возможно при исходных ресурсах. Сейчас я иду к тому, чтобы использовать как можно меньше ресурсов, создавая как можно более совершенные вещи. Задачи транспорта, экологии, энергетики и ядерной физики мне очень близки. А тот бизнес, который я уже создал, – это машина, работающая и без меня».


Как можно успеть реализовать столько масштабных проектов? – вопрос, который напрашивается сам собой. Задать его стоило бы в конце беседы, но я не удержалась и спросила об этом в самом начале. Забегая наперед, скажу, что на реализацию всех своих идей Николай Толмачев выделил себе  800 лет…


При таком количестве разнонаправленных бизнесов, которыми вы управляете, что помогает эффективно использовать свое время?
Есть несколько очень простых правил, одно из которых – правило Парето. Это когда из 100% задач, возникающих ежедневно, нужно решить 20%, а они по своей важности закроют 80% проблем. Получается мультиэффект (улыбается). В любом случае вы не имеете права принять решение, которое не будет закрывать несколько проблем сразу. Когда возникает масса проблем, а вы одним решением их просто захлопываете – вот это искусство управления.


Главное – не пытаться решить все и сразу. Все решить невозможно. У менеджера есть всего 24 часа, и прожить их ему нужно гармонично. Если заставить его работать 18 часов в сутки, то он превратится в быстрорасходуемый материал. Не сможет возобновляться, обучаться и уже через пару лет может оказаться просто в больнице. Я придерживаюсь мнения, что 8 часов интенсивной работы лучше, чем 18 экстенсивной. Если у вас перегружено правое полушарие, переключитесь на левое. Если нужен интенсивный мыслительный процесс, переключитесь на эмоции. А лучшая эмоция – это смех, радость. Кстати, производство смеха – самый лучший бизнес (Николай Толмачев много лет спонсировал команду КВН Харьковского авиационного института. – Прим. ред.).



Работая столько лет в строительном бизнесе, изменения в котором очень динамичны, вам нужно просчитывать тренды. На сколько лет вперед вы загадываете?
Я начал бы с циклов. Они просчитаны и приняты мною. Есть пятилетний цикл и двенадцатилетний. Пятилетний – это тот план, с которым удобно работать. При необходимости он всегда может сократиться до четырех лет или перерасти в шесть. Компания ТММ прошла три такие пятилетки, сейчас живем в четвертой и постепенно реализуем задуманное.


Что касается двенадцатилетнего цикла, то это та периодичность, с которой развивается человек. У меня, к примеру, в следующем году окончание очередного цикла – мне исполнится 48. В этом возрасте человеку нужно ответить себе на многие вопросы. А на самом деле, свой жизненный путь я выстраиваю на 800 лет вперед.


Да бросьте…
Почему (улыбается)? 800 лет – это тот ресурс, который отведен человеку, и он может его использовать. Но люди его сами себе сокращают. А если серьезно, то человек сам определяет горизонт своих возможностей и к нему стремится. Чем дальше горизонт – тем дольше и качественнее к нему идешь. Когда цели длинные, то не обращаешь внимания на мелкие неурядицы. Рынок может просесть, может взлететь и затем снова опуститься. Но что для 800 лет означает такая цикличность?..


Идея в том, чтобы идти по гребням волн. Было такое время, когда я вел свои многочисленные бизнесы по таким вот гребням. У каждого проекта – своя волна. Есть краткосрочные бизнес-проекты, среднесрочные и «долгоиграющие» инновационные проекты, а есть просто вечные.


Почему для вас важно создавать бизнесы с полным циклом?
Полный цикл – для меня закон и моя же рекомендация всем. Не нужно ломать природу и поворачивать реки вспять. У каждого природного явления есть свой жизненный цикл, и если вы его верно определили, то не будете расстраиваться, когда придет время дереву стать дровами. Рано или поздно цикл завершается. Так и в любом бизнесе. Возьмем строительство: есть время подготовки строительной площадки, разработки концепции, проекта, документации и проч. Продажа, эксплуатация – это все этапы жизни одного организма. Затем приходит время утилизации объекта, чтобы освободить площадку для чего-то нового.


Я не революционер – люблю, когда растение растет медленно, красиво и сильно.


Разве в бизнесе так просто определить, когда время начинать проект, а когда его сворачивать?
Для этого есть здравый смысл, экспертиза и различные технологии. Да и информация накапливается таким образом, что в один момент становится ясно: чаша весов склонятся к какому-то решению. Если время пришло – решение без труда воплощается, а если нет, то и расстраиваться нечего. Нужно просто подождать. Это можно сравнить с работой человеческого организма во время бега на длинную дистанцию. Наступает момент, когда кажется, что все, больше не могу. Но если перетерпеть, то как бы ниоткуда появляется второе дыхание и приходит победа. Однако в моей жизни было две или три ситуации, когда я просто говорил, что это не моя задача и не мне ее решать. Я понимал: правильнее смириться с тем, что не смог чего-то изменить.


В основе каждого вашего бизнеса лежит принцип «максимизации ответственности». В какой сфере современной жизни вы не стали бы придерживаться этого правила?
Не стал бы придерживаться его там, где главенствует мораль. Человек имеет право на ошибку. Максимально отвечать за каждый проступок – это не по-человечески. Наказание всегда должно быть меньше, чем преступление. Это касается моего отношения ко всем людям, в том числе и к сотрудникам. Если человек совершил ошибку и осознал это – результат будет. Опыт всегда полезен. Но при чьих-то проступках я всегда загибаю пальцы. И если сжаты уже все пальцы, то протянутая рука помощи превращается в кулак.


Успешность для вас понятие объективное или субъективное?
Скорее, субъективное. Иногда, если не получаешь материального или экономического результата, который можно назвать успехом, все равно ощущаешь, что это был твой триумф. Даже если результат какого-либо действия отрицательный, все равно в будущем он позволит не повторять тех же ошибок. К примеру, проект не приносит нам прибыли, но все, кто принимал в нем участие, получили ее. Она как бы распределилась между всеми. Для меня это тоже успех. Ведь участники проекта – наши клиенты, они к нам придут в следующий раз и принесут прибыль уже нам.


Как вы определяете, будет ли новое направление бизнеса успешным?
Я всегда исхожу из того, что твой продукт должен быть кому-то нужен. Успех любого нового направления – в сочетании трех факторов: наличие инновационных технологий, сырья и каналов сбыта. Если присутствуют хотя бы два из этих факторов, то этот бизнес надо развивать, а если все три – то это направление обязательно будет успешным.


К примеру, у меня есть направление бизнеса, специализация которого – нержавейка, металлоконструкции и проч. Почему я этим занялся? Потому что такие материалы нужны были для производства и строительства. Когда был объявлен тендер на закупку, то, проанализировав предложение, я понял, что все это можно сделать за половину суммы, обозначенной в них. Так все и началось.


Вы отделяете ваш бизнес от занятий философией и наукой?
Единство – цель жизни. А бизнес – часть жизни, его нельзя рассматривать как отдельную составляющую. Как можно отделить философию, науку и бизнес от жизни? Никак. Если мне что-то не нравится, то я этого делать не стану, значит, и в жизни моей этого не будет. Без вдохновения делать ничего не захочется, да и не получится. К примеру, в своей работе я поставил себе триединую цель. Первое – научиться не создавать мусора или хотя бы полностью его перерабатывать в строительные материалы. Второе – потреблять меньше энергии. И третье – получать удовольствие от такого минимального потребления. Речь не идет о том, чтобы до предела уменьшать потребительскую корзину, а о том, чтобы ее гармонизировать, а это уже философия. 


В какой момент вы пришли к пониманию того, что ваше мировоззрение уже сложилось?
Если что-то определилось и сформировалось – перенесите это на бумагу. Я сейчас пишу несколько работ, и когда их закончу – все станет на свои места. А сейчас это только записанные отрывки. Да, теоретически мое мировоззрение уже сложилось, на многие вопросы есть ответы, но они меня побуждают к тому, чтобы материализовать свои идеи. В жизни мне многое уже понятно, знаю, как вести себя в самых различных ситуациях. Я прошел много стадий – от рождения до прощания. Другое дело, что открытыми остаются вопросы: как это подать, кому это нужно?


Погодите, какого прощания? 
Это как камикадзе, которые отправлялись в полет, простившись с жизнью, а если возвращались, то уже в новую жизнь и с новым пониманием.


Какие идеи из авиастроения вы чаще других переносите в бизнес?
Во-первых, идею замкнутого цикла. Далее – систему резервирования каналов управления. Это по аналогии с поступлением информации, когда есть как минимум четыре канала – телефон, факс, почта, телеграф. Если три из них перебиты, то все равно останется один и информация будет доставлена. Так и в управлении.


Из авиации в бизнес я перенес теорию графов. Не я один, кстати. Помните, была такая известная задача коммивояжера? Когда почтальону или рассыльному нужно было доставить что-то в 20 разных точек в 20 разных городах. В его распоряжении – три вида транспорта: авто-, авиатранспорт и железная дорога. А времени немного. Такая задача решается только с использованием теории графов. В бизнесе подобных задач много. 


Четвертое, что заимствовано из авиации, это так называемый закон больших чисел. Когда ты покупаешь дорогую вещь, то жалеешь деньги только один раз. Потом это приобретение не только окупается благодаря значительному сроку эксплуатации, но еще и приносит тебе радость. Ты только один раз скривишься и скажешь «дорого», но потом лет десять радуешься и работаешь благодаря этому приобретению. Для нас этот принцип проявляется так: если мы приобретаем технику, то только самую лучшую – это Caterpillar. Знаете, как приятно было общаться с президентом этой компании во время нашего очередного к ним приезда. Мы для них совсем не крупные заказчики. Постоянные, но небольшие в их масштабах. Так вот, президент спросил: «Почему вы рассчитываете на нас?». Я ответил: «Потому что у нас с вами совпадают жизненные ценности. Нам, как и вам, нужен результат не только сиюминутный, а результат всегда.


Что, по-вашему, недопустимо в управлении бизнесом?
Эмоции не должны руководить. Они должны присутствовать, но не главенствовать. Если что-то не получается, не выходит, то оно не должно становится поводом для негатива. Эмоцию надо прожить и сразу «отпустить».


В бизнесе недопустимы завышенные ожидания. То есть не то чтобы их совсем не должно быть, но их нужно постоянно корректировать. Чем больше таких корректировок, тем реже придется спускаться с небес на землю.


Не стоит также отстраняться и закрываться от опасности. Знаете, как легко проверяется то, чем живет человек? Представьте себе фотографию человека, который спускается с «американских горок». Так вот, некоторые закрывают глаза в надежде, что так опасность быстрее минует. Это один подход к жизни. А некоторые, наоборот, открывают их как можно шире и тогда получают больше удовольствия, в том числе и от борьбы со своим страхом. А страхи есть у каждого. К ним надо относиться как к подсказкам, указаниям на то, что вам нужно определить источник страха, установить, где он – снаружи или внутри. Если снаружи, его нужно понять и поселить внутрь, а потом разобраться. Это не я сказал, а Карлос Кастанеда.


Разработка самолета для вас была реализацией давно вынашиваемой мечты или производственной необходимостью?
У меня в жизни было много проектов самолетов. В том числе и пассажирского. Но сейчас авиационная тема не может быть мною продолжена. Так складываются обстоятельства. Не пришло еще время, видимо. Когда оно придет, я продолжу эти разработки. Дело в том, что пока нет отклика на рынке. А я уже говорил, что каждая разработка должна быть кому-то нужна.


На данный момент у нас есть разработанный сельхозсамолет, есть машина для первичного обучения пилотов. Свою разработку я представлял в кировоградском училище, но нет бюджета, а значит, нет и интереса.


Авиация сегодня для меня ностальгия, но я не теряю ее из виду. На данный момент рассматриваю возможность создания самолета для мониторинга урожая, насаждений, строительства, котлованов и всего, что на поверхности. Использовать для таких наблюдений спутник намного дороже. Стоимость одного космического снимка доходит до $10 тыс., стоимость же одного полета самолета – около $100.
Такие «глаза» нужны уже сейчас. Когда следишь за происходящим, проще принять любое решение. Достоверная информация – это первое, что нужно для эффективного управления.


Каков ваш основной принцип работы с партнерами?
Равноправие. Это означает, что маленький партнер имеет такие же права, как и большой, но на малую часть. Я всегда говорю: уберите цифры, в физике нет абсолютных величин, есть пропорции. Все складывается из пропорций.







О причинах интереса к физике


Моя научная работа возникла по необходимости. Дело в том, что на мои вопросы, начинающиеся с «почему», никто не мог ответить. Очень часто я упирался в что-то, не имеющее ответа. Разработки по ядерной физике уходят корнями в 1998 г. Тогда существовала (и сейчас существует) группа ученых, которые занимались вопросом создания альтернативного источника энергии. Задача нешуточная, согласитесь. Тогда я собрал около 20 ученых из ХФТИ и вывез их, грубо говоря, в лес. На конференцию. Так как я этот выезд финансировал, то и вопросы имел право задавать тоже я. Меня тогда заботил вопрос, какая же частица наиболее подвижна, наиболее управляема. После длительного воркшопа мы пришли к выводу, что это электронный пучок. Возникла другая задача – экспериментальным методом проверить, как можно создать электронный ускоритель. В 2000 г. нами была собрана лабораторная установка и проведен первый эксперимент. В результате получилось, что наша установка способна производить ядерные изменения в атомах металлов. Небольшая установка, которая была собрана буквально голыми руками! Ранее считалось, что для такого эффекта нужна колоссальная энергия. Проведя 10 тыс. экспериментов, мы получили подтверждение нашей теории и совершенно фантастические результаты по изменению изотопного состава. То есть тот самый источник энергии, который я искал. С этим результатом надо было работать дальше и, естественно, мы подключили к процессу и других инвесторов, и мировое сообщество, и СНБО страны. Были выступления на конференциях, обсуждения… Уже восемь лет прошло с того времени, а до сих пор в ученых кругах говорят, что такого просто не может быть. Сейчас я вышел из проекта. Меня это уже не волнует, потому что результат получил. Но вопрос «почему так?» остался для меня без ответа. И все же я знаю, что если нужно сконцентрировать энергию, сделать это можно.
Сейчас я работаю над докторской, в которой затрагиваются основополагающие законы физики. В частности, проблема вакуума. У меня и к ней есть вопрос «почему?». К постулату, утверждающему, что вакуум – есть ничто. Почему? Ведь природа пустоты не терпит, и это закон. Пустота должна быть чем-то заполнена. Не буду сейчас вдаваться в подробности, расскажу только об основной теме, над которой работаю. Я считаю, что вакуум заполнен определенным эфиром, а тот, в свою очередь, состоит из частиц, называемых мною тахионами. Это моя модель эфира. Если посмотрите в Википедии, то там есть определение тахиона как частицы, которая движется быстрее скорости света. Есть также такое понятие, как «барион». Это все то, что мы видим, то есть материя. Я предполагаю, что эфир состоит из тахионных нитей. Но частица, заполняющая эфир, должна быть связана с материей. Так вот, на основе этого тахионно-барионного взаимодействия я создал уравнение сохранения энергии, равновесия. Умозрительно определил размеры и энергию, другие характеристики тахиона. А дальше все просто: используя это предположение, я получаю ответы на те вопросы, которые ранее в физике были неразрешимы. Похоже на фантастику, правда?
Если вы еще когда-нибудь услышите слово «тахион», значит, моя работа была не напрасна. Надеюсь, что так оно и будет. Это либо плод моей воспаленной фантазии, либо величайшее открытие современности.







Авиатор, строитель и философ


Николай Толмачев – основатель, основной владелец и генеральный директор девелоперско-строительной группы ТММ (Технологии. Маркетинг. Менеджмент).
Родился в 1961 г. В 1984 г. с отличием окончил Харьковский авиационный институт по специальности инженер-механик самолетостроения. В 2000 г. – Харьковский национальный университет им. В. М. Каразина по специальности финансы и кредит. Кандидат экономических наук. Удостоен государственной премии Украины в области науки и техники за 2002 г.
Женат, двое сыновей.
Является вице-президентом Строительной палаты Украины и Украинской строительной ассоциации, а также членом совета директоров Украинской строительной ассоциации и совета Строительной палаты Украины.
В группу ТММ входят: компания «Т.М.М.», «ТММ-Энергобуд», «Укрцукортеплоизоляция», «ТММ-Будкомплект», Кировоградский завод строительной керамики, «Таврида Плаза», мощности по производству бетона и металлоконструкций, светоотражающих алюминиевых и ПВХ-конструкций, вентиляционных систем и систем кондиционирования и проч.
В разной степени принимает участие в таких бизнесах, как «ТММ-Банк», Харьковский завод строительных смесей, страховая компания «Ориана», сельскохозяйственная компания «Синтал Д», завод марочных вин и коньяков «Коктебель».

Exit mobile version