91-летний миллиардер Керк Керкорян, сделавший свое состояние на игорном бизнесе и недвижимости, скупает акции Ford Motor, надеясь обрести влияние на компанию.
С одной стороны, бизнес – это командная игра. Но с другой – в любой команде велика роль лидера. А яркий бизнесмен часто фактически может заменять собой целую команду, добиваясь выдающихся результатов.
Инвестиционные игры вокруг Ford
Акции Ford Motor Сompany, неумолимо сползавшие в пропасть с конца минувшего года, в апреле резко подскочили в цене на новости о том, что мультимиллиардер Керк Керкорян приобрел 4,8% капитала (100 млн. акций) и собирается повысить свое участие в компании до 5,5% (еще 20 млн. акций). Руководство Ford призвало инвесторов сохранять спокойствие: Керкорян имеет привычку покупать и продавать одни и те же компании.
Неужели миллиардер дал маху, войдя в убыточное предприятие, как торопятся позлорадствовать некоторые комментаторы? Или за его игрой стоит какой-то скрытый смысл? Чтобы ответить на эти вопросы, надо перемотать пленку назад и лучше узнать Керкоряна.
Миллионер-самоучка
Ровесник Великой Октябрьской Соци-алистической революции (или, если хотите, Октябрьского переворота) Керкор (Керк) Керкорян родился в 1917 г. в городке Фресно, штат Калифорния. Он был младшим из четырех детей армянских эмигрантов Арона и Лили, которые переехали в Соединенные Штаты в 1915 г., спасаясь от турецкого геноцида армян. Неграмотному Арону на торговле изюмом удалось сколотить «бумажный миллион», который был успешно съеден экономическим спадом, поразившим Америку в 1920-1921 гг. Тогда, чтобы как-то прокормиться, Керкоряны перебрались в трущобы Лос-Анджелеса, где младший сын пошел в школу. Вскоре его исключили за драку и перевели в школу для трудных подростков, в которой он еле дотянул до восьмого класса. В девять лет Керк стал приносить домой деньги, зарабатывая их на всем, что подворачивалось, – от мытья машин до перетаскивания мебели. Однако свое будущее он видел в профессиональном боксе и даже стал местным чемпионом среди любителей.
В 1939 г. Керк впервые в жизни прокатился на двухместном самолете и с тех пор напрочь забыл о своих планах стать профессиональным боксером. Он отправился в летную школу одной из первых женщин-пилотов Флоренс Барнс по прозвищу Панчо. Она не только учила будущих летчиков, но и управляла ранчо, на территории которого располагалась летная школа. Поскольку денег на обучение у Керка не было, он предложил отработать свою учебу на ранчо. Теперь между уроками пилотирования Керкорян доил коров и убирал навоз. А через шесть месяцев получил не только лицензию летчика, но и место инструктора в школе Флоренс Барнс.
В возрасте 25 лет Керк, несколько приврав о своем образовании, поступил в Мортонскую воздушную академию, из стен которой вышел лейтенантом, летчиком-инструктором. Во время Второй мировой войны он перегонял через Атлантику из Канады в Великобританию бомбардировщики «Москито». За один рейс ему платили бешеные по тем временам деньги – $1000, и не зря: трансатлантические перелеты были сродни самоубийству. Дальность полета «Москито» составляла 1400 миль, а от берегов Канады до Шотландии 2200 миль. И если попутный ветер пропадал, самолеты и пилоты были обречены сгинуть в волнах океана. Фортуна любила Керка и не изменила ему ни во время войны, ни после, когда он зарабатывал перепродажей весьма подер-жанных самолетов, которые опять-таки собственноручно перегонял до места назначения.
В 1947 г. в возрасте 30 лет Керк вложил все заработанные деньги в небольшую чартерную авиакомпанию Los Angeles Air Service, которая обошлась ему в $60 тыс. Он переименовал ее в Trans International Airlines и превратил в первую в США чартерную службу, располагающую собственным самолетом. В то время калифорнийцы только-только открывали для себя Лас-Вегас, и Керкорян заколачивал неплохие деньги, катая знаменитостей и богачей в город-казино. Игорный мир быстро увлек в свои сети и самого Керка: спустить за ночь в казино $50-80 тыс. стало для него привычным делом.
Игра в бизнес влекла Керкоряна с не меньшей силой. В 1965 г. он вывел свою авиакомпанию на биржу. Акции скупили в основном американские армяне, подняв стоимость каждой с первоначальных $9,75 до $32. Эта операция дала в руки Керкоряна неплохой стартовый капитал, которым он распорядился с умом: доходы компании росли вплоть до момента продажи. В 1968 г. авиакомпанию купила корпорация TransAmerica, взамен Керк получил акции этого конгломерата на сумму $85 млн. и стал одним из крупнейших его акционеров. Так началась новая эра в инвестиционной карьере Керка Керкоряна.
Так становятся миллиардерами
Теперь Керкорян решил полностью посвятить себя инвестициям в недвижимость Лас-Вегаса. Новая игра в большие сделки увлекала его все больше. Торговать быстро дорожающей землей Лас-Вегаса он попробовал еще в 1962 г., купив примерно 8 га земли неподалеку от Стрипа (района, где расположены основные отели и казино) всего за $960 тыс. Невысокая цена объяснялась тем, что владения Керкоряна от Стрипа отделяла узкая полоска земли, принадлежавшая другим собственникам. Эта полоска была так узка, что на ней было невозможно разместить какое-либо сооружение. Керк без труда убедил владельцев расстаться с этими бесполезными участками общей площадью не больше полгектара, после чего цена его земли многократно выросла. Только сдавая ее в аренду, Керкорян за шесть лет получил $4 млн., а, продав в 1968 г. весь участок под строительство нового казино, – еще $5 млн. После этого Керк вывел формулу своего успеха: «Я просто не пытаюсь обглодать кость дочиста. Не жду, пока цены достигнут максимума. Ведь они имеют привычку неожиданно падать. Я делаю свой ход тогда, когда прибыль кажется мне справедливой».
В 1967 г. Керкорян начал строить в Лас-Вегасе самый большой отель в мире, купив необходимый участок за $5 млн. Еще за месяц до открытия отеля, названного International Leisure («Международный досуг»), его акции стоили в десять раз выше первоначальной цены. Однако у Керкоряна все еще оставались внушительные долги, погасить которые он собирался, проведя допэмиссию акций International Leisure. Но Комиссия по ценным бумагам (SEC) обвинила его в сокрытии части финансовой информации и запретила выпуск. Чтобы выплатить долги, он вынужден был продать половину своих акций в International Leisure владельцам сети отелей Hilton. Эта сделка была очень невыгодной: за пакет, который полгода назад стоил $180 млн., Керкоряну заплатили всего $16,5 млн. Ему также пришлось расстаться со своим домом в Лас-Вегасе, частным самолетом и яхтой. «Я называю это «держать запасной выход открытым», – вспоминает об этом случае сам Керк. – Можно потерять почти все и начать новый проект». Для этого ему не потребовалось и года. В 1972-м он уже начал строить новый, самый большой отель в мире.
Когда в 1969 г. Керкорян купил знаменитую голливудскую кинокомпанию Metro Goldwyn Mayer (MGM), то немедленно продал весь реквизит студии аукционному дому за $1,5 млн. Тем не менее, MGM оказалась эдаким неразменным пятаком. За свою жизнь он трижды покупал и трижды продавал эту киностудию. Первый раз Керк продал MGM создателю CNN и «Игр доброй воли» Теду Тернеру в 1986 г., который вернул ее обратно (за исключением фильмофонда) через год. В 1990-м он опять продал MGM, на этот раз итальянскому аферисту Джанкарло Паретти, а через год вернул ее. И наконец в 2005 г. году студию за $4,8 млрд. купила японская фирма Sony. Занятно, но независимо от того, продавал он MGM или покупал, с каждой сделкой Керкорян становился на несколько сотен миллионов долларов богаче.
На сегодняшний день состояние Керкора Керкоряна оценивается в $16 млрд. По версии журнала Forbes, он занимает 41 позицию среди богатейших людей мира, обойдя многих наследников финансовых империй и коронованных монархов.
Инвестиции в автомобильный сектор: снова азартная игра?
Сделав состояние на недвижимости и индустрии развлечений, Керкорян вспомнил о своем давнем увлечении «пламенными моторами». Но на сей раз это стали автомобильные моторы. В 1990-1991 гг. он собрал пакет акций переживавшей кризис корпорации Chrysler, ввел своего представителя в совет директоров, потребовав увеличить дивиденды и начать выкуп акций. Доведя свою долю до 9,8%, в 1995 г. он сделал враждебное предложение о поглощении Chrysler за $22,8 млрд., но потерпел неудачу. Год назад, когда DaimlerChrysler выставил убыточное американское подразделение на продажу, Керкорян предложил купить его за $4,5 млрд., но покупателем в итоге стал фонд прямых инвестиций Cerberus Capital Management, предложивший $7,4 млрд.
В 2005 г. Керкор скупил 9,9% акций General Motors, став крупнейшим частным акционером, и призвал руководство избавиться от марок Hummer и Saab, а главное – обсудить возможность альянса с Renault-Nissan. Генеральному директору GM Рику Вагонеру эта идея не понравилась, и хотя он начал переговоры об альянсе, в октябре 2006 г. они были прекращены. Керкорян продал акции GM.
В отличие от случаев с Chrysler и GM, Керкор одобряет действия нынешнего руководства Ford, в частности двухлетний план гендиректора Алана Малалли по выводу компании из кризиса. Так что же на самом деле на уме у Керкоряна? В своих предыдущих автомобильных приключениях он выступал в роли агитатора, призывающего компании предпринимать различные шаги по повышению благосостояния акционеров, например, продавать активы и увеличивать дивиденды. Но какую сиюминутную выгоду можно сегодня выжать из компании, вместе со всем автомобильным сектором переживающей далеко не лучшие времена? Вероятно, у Керкоряна имеется далеко идущий стратегический расчет, связанный с трещиной, образовавшейся во внутрисемейных отношениях собственников компании Ford.
Со дня основания фирмы в 1903 г. и по сей день семейству Форд удавалось держать плотный контроль над управлением компанией. Благодаря механизму привилегированных семейных акций Форды умудрились сохранить за собой 40% голосов даже после IPO 1956 г. Но резкое снижение доходности компании за время пятилетней каденции потомка Билла Форда на посту СЕО вызвало раскол в благородном семействе: мало кому из собственников понравилось сокращение стоимости их доли в компании на полмиллиарда долларов за этот, в сущности, непродолжительный срок. Кроме того, дивиденды были вообще упразднены. Автомобильные магнаты наняли в качестве консультанта инвестиционный бутик Perella Weinberg из Уолл Стрит, но и это не дало ничего, а лишь вызвано бурные дискуссии».
Теперь у Керкоряна появился реальный шанс хорошенько встряхнуть семейство Фордов, как это когда-то сделал Руперт Мердок с кланом Бэнкрофт, перекупив Dow Jones; в свое время аутсайдеры перетянули на себя контроль над некогда семейным предприятием The Wall Street Journal. Оказывается, не только у нас, но и в США лишь немногие предприятия надежно защищены от рейдерства, экономического шантажа и недружественных поглощений. После падения стоимости акций, находящихся в собственности Фордов, желание части семейства сохранить контроль любой ценой может значительно ослабнуть, и Керкорян не преминет этим воспользоваться. Форды усиленно совещаются, пытаясь вычислить истинную мотивацию Керкоряна. С одной стороны, если план выхода из кризиса осуществляется в полном соответствии с графиком, зачем отвлекать внимание менеджмента на инициативы нового инвестора? С другой – не в характере этого человека держать акции с одной лишь целью гринмейла, пассивно выжидая, когда хозяева захотят откупиться от него подороже. Несмотря на преклонный возраст, миллиардеру с легкостью удается поднимать вокруг своих миноритарных пакетов большие волны. Строятся догадки, что, затребовав для представителя Tracinda место в правлении, инвестор начнет добиваться от Ford более радикальных преобразований, например, реорганизации компании в холдинг при сохранении прибыльных подразделений, таких как подразделения в Европе и Бразилии, и отчуждении убыточных, таких как североамериканское подразделение. Кроме того, после неудачного опыта с GM Керкорян вряд ли оставил свою идею создать альянс с Renault и Nissan, генеральный директор которых Карлос Гон по-прежнему ищет союзников в США. В Детройте также поговаривают, что неплохо было бы осуществить слияние Ford и Chrysler, превратив тем самым их изматывающую конкуренцию во взаимное процветание. Что бы ни задумал Керкорян, с уверенностью можно сказать одно: скучно семейству Фордов в ближайшем будущем не будет.
Только факты
|