Джозеф Штиглиц, нобелевский лауреат в области экономики в 2001 году, профессор экономики в Колумбийском университете (США):
– Я не знаю деталей и не могу сравнивать Украину с другими странами. Однако сегодня государства Восточной Европы и бывшего СССР представляют для нас ценность в одном базовом отношении. Главным образом благодаря широким возможностям применения их мозгов. И это значит, что многие из этих стран имеют сумасшедший потенциал – очень квалифицированных людей, которые могут привести их к прогрессу. Я хочу сказать, что мир пока еще досконально не изучил потенциал и возможности этого рынка. Но Интернет быстро открывает рынки – начиная с рынка капитала и заканчивая рынком рабочей силы. Поэтому, если вы не создадите благоприятных возможностей для реализации этого потенциала, если вы будете плохо управлять экономической политикой и не будете содействовать экономическому росту, он просто перетечет в другие страны.
Лешек Бальцерович, президент Национального банка Польши, бывший вице-премьер-министр Польши:
– В деталях этого сегодня не знает, наверное, никто. Мы в Польше смогли найти ответ на данный вопрос с помощью рынка. Ведь централизованное планирование было плохо тем, что людям казалось, будто они знают, что для страны является лучшим. Но на самом деле они не знали этого. А как только ввели понятие экономической свободы (что подразумевает рынок), тотчас же множество людей начали пробовать искать наилучшие для себя возможности. Результаты их поисков порой удивительны, неожиданны, непредсказуемы. Польша стала очень большим производителем мебели и фурнитуры для стран Запада. И мы смогли стать важным субконтрактером для западных автомобилестроителей. Плюс к этому польские предприятия – вторые по величине производители запчастей. Это невозможно было предусмотреть – это результат появления рынка. Так что мой девиз такой: дайте возможности большому количеству людей, чтобы спрогнозировать возможности, открывающиеся перед государством. Другими словами, вместо того, чтобы пытаться достичь совершенства в прогнозировании того, что является для страны лучшим, гораздо целесообразнее дать людям свободу выбора в определении, что лучше всего для них самих.
Майкл Реднор, профессор Kellogg School of Management:
– Вы задаете мне вопрос, для ответа на который мне не хватает знаний. Но я могу сказать в общем. Такие страны, как Украина (речь о беднейших странах не идет), немногочисленны в мире и обладают чрезвычайным потенциалом человеческих ресурсов: высококвалифицированные специалисты, ученые, инженеры. Я не могу точно назвать перспективные сферы деятельности. Возможно, это прежде всего аэронавтика, сельское хозяйство и др. Однако когда говорят, что Украина – житница Европы, то я уточняю: да, возможно, она была таковой 50 лет назад, но сейчас для сельского хозяйства уже недостаточно плодородной земли и работящих крестьян. (Хотя, естественно, это неплохая основа для развития.) Также Украина обладает неплохим географическим положением. Но для того чтобы стать мощной экономической структурой, стране необходимы перемены, и с этим связан ряд трудностей.
Джек Бишоп, профессор Центра технологий и управления инновациями (CTIM) в Северо-западном университете (Northwestern University):
– Я не располагаю достаточными знаниями и был бы глупцом, если бы попытался выделять какие-то отрасли украинской экономики. Но позвольте мне кратко сказать о том, что я увидел в 1992 году в Ивано-Франковской области. Предприятие производило мясо и отпускало его по цене, скажем, в 100 денежных единиц. Мясник на улице продавал это мясо по цене 105 единиц. У производителя не было денег для переоснащения завода современным оборудованием, чтобы продукцию можно было экспортировать, и завод решил открыть мясной магазин. Менеджеры при этом полагали, что их розница не должна зарабатывать на продаже их мяса. Это говорит о том, что вклад оптовиков и ритейлеров в распространение продукции, а также важность привлекательного представления продукции для продажи недооценивались. Из чего я могу сделать вывод о том, что пока украинские компании не научатся понимать весь процесс создания стоимости для покупателя и будут недостаточно хорошо понимать, что означает стоимость, Украине сложно проявить свой потенциал.
А я вижу огромный потенциал, когда сравниваю, насколько все изменилось с 1992 года. Правда, пока я вижу только технический потенциал экономического развития. Думаю, одной из сложнейших задач будет не столько определение сильных сторон Украины как игрока мирового рынка, сколько поиск возможностей усиления производства, сопровождаемого дополнительными услугами. А также поиск творческих путей привлечения финансов – от покупателей, поставщиков или из других источников.
Евгений Григоренко, первый заместитель начальника Главного управления по вопросам экономической политики Администрации президента Украины:
– Во-первых, это металлургическая отрасль, во-вторых – химическая, далее – транспортировка газа и нефти и продажа зерна. Это наиболее существенные составляющие нашего экспорта. В этом конкурентные преимущества Украины.
Виктор Ющенко, народный депутат Украины, лидер блока «Наша Украина»:
– Этот вопрос затрагивает целый комплекс взаимосвязанных проблем. Наивно полагать, что на сегодняшний день Украина в состоянии на равных конкурировать с экономически развитыми государствами по большинству позиций. К сожалению, за 10 лет было утрачено слишком много. Ведь в начале 90-х годов среди стран бывшего Союза Украина имела наибольший интеграционный потенциал, что само по себе указывало на потенциальную готовность экономики страны к роли самостоятельного и конкурентоспособного игрока на мировом рынке. Однако должным образом распорядиться имеющимися предпосылками мы не сумели.
Теперь ситуация значительно осложнилась. Даже по тем направлениям, где Украина традиционно считалась фаворитом, ей все тяжелее выдерживать конкуренцию с иностранными компаниями. Вспомним международные тендеры на поставку танков и самолетов для вооруженных сил Турции и НАТО. Украинская техника значительно превосходила зарубежные аналоги по технико-экономическим характеристикам, однако предпочтение было отдано именно иностранной продукции. Это говорит о том, что сегодня на мировых рынках выигрывает не просто лучший, но и сильнейший.
В настоящее время Украина серьезно конкурирует разве что на мировом рынке зерна и продукции металлургического комплекса, то есть выходит на международные рынки с сырьевой продукцией или товарами с низкой степенью переработки. Исключением является продукция военно-промышленного комплекса. Пытаясь сохранить за собой уже имеющиеся рынки, необходимо осуществлять экспансию и в других направлениях. Украина недостаточно использует рынки развивающихся стран, где продукция отечественного машиностроения, приборостроения, других технологически интенсивных отраслей может играть одну из первых скрипок.
Теория и практика международного бизнеса свидетельствует, что конкурентоспособность государства зависит от конкурентоспособности фирм, представляющих его на мировых рынках. Сегодня это – крупные транснациональные корпорации. Если говорить об Украине, то таких компаний у нас, по большому счету, нет, несмотря на то, что для этого существует необходимый интеллектуальный и ресурсный потенциал. Сейчас государству надо всерьез позаботиться о решении данного вопроса, иначе мы рискуем оказаться на задворках мировой экономики.
Ричард Шепард, региональный директор Киевского регионального представительства фонда «Евразия»:
– Выход на высококонкурентный мировой рынок всегда труден, но это особенно нелегко, если развитие внутреннего рынка затруднено высокими налогами, сложными бюрократическими процедурами и неблагоприятной ситуацией в законодательном поле, включающей регуляции, которые управляют деятельностью государственных агентств, контролирующих развитие предпринимательства, вместо того, чтобы оказывать повсеместное содействие его становлению и развитию. Без успешно развитого внутреннего рынка, открытого для всех и привлекательного для иностранных инвесторов, нечего и думать о выходе на мировой рынок. На сегодняшний день Украина вынуждена конкурировать со странами-соседями, уже признанными ЕС и НАТО. Они сделали свой выбор, приняв необходимые изменения для развития открытого и свободного экономического рынка, что может произойти и в Украине, если будут приняты соответствующие политические и социальные реформы.
Один из методов выхода на мировой рынок – развитие зеленого туризма. Киевский региональный офис фонда «Евразия» принял решение инвестировать в развитие и трансформацию сельских общин, которые готовы превратить свои усадьбы в удобные и комфортабельные жилища. Развитие частного предпринимательства является одним из ключевых компонентов нашей грантовой деятельности. В этой связи развитие сельского зеленого туризма было выбрано нами основным инструментом для финансовой поддержки, что, как мы ожидаем, в дальнейшем будет способствовать НГО и другим ассоциациям в их усилиях развития данного бизнеса до соответствующего уровня, такого, например, как в Румынии, Болгарии, Польше или Турции.
Елена Волошина, руководитель деятельности МФК в Украине:
– На мой взгляд, конкурентные преимущества Украины заключаются в трех основных моментах:
- 1. Геополитическое положение страны.
- 2. Развитый человеческий фактор.
- 3. Инфраструктура.
Среди конкретных секторов, которые могли бы быть конкурентоспособными на мировом рынке, можно назвать сельское хозяйство, переработку сельхозпродуктов, производство пищевых продуктов.
Если говорить об отраслях, то это кораблестроение, машиностроение, самолетостроение, металлургия, приборостроение, химическая, нефтехимия и космическая отрасли.
Марчел Мартин, генеральный директор «Кока-Кола Бевериджиз Украина Лтд.»:
– В первую очередь необходимо создать в Украине конкурентную среду, адекватную той, которая существует за ее пределами. То есть стимулировать дух предпринимательства и отдавать должное людям, создающим капитал. Для этого нам нужно отойти от «местечкового мышления» и практики политического влияния на решение экономических вопросов. Украине крайне необходима долгосрочная стратегия, которая регулировала бы финансовую сферу, законотворчество и налоговую политику согласно экономическим целям.
Я считаю, конкурентное преимущество Украине обеспечивают высокопрофессиональные кадры и высокий интеллектуальный уровень населения в целом. Следует отметить геополитическое расположение Украины между двумя сильными мировыми рынками – российским и европейским, а также ее природные богатства. Разумное использование наработанной десятилетиями индустриальной базы также может послужить преимуществом в становлении страны на международном рынке.
Виталий Прокопенко, директор по внешним связям, «Проктер энд Гембл Украина»:
– Украина обладает огромным интеллектуальным потенциалом, способствующим ее быстрой и гладкой интеграции в мировое сообщество. Образованные высококвалифицированные кадры способны создать крепкое ядро компании любой специализации – начиная с предприятий тяжелой промышленности, заканчивая высокотехнологичными отраслями и сферой товаров широкого потребления.