Утро воспоминаний

«Все мы когда-то в той или иной мере изучали в вузах операционный анализ. Не знаю, насколько широко вам удается использовать его в своей работе, но полагаю, что точку безубыточности наверняка на практике рассчитывают большинство присутствующих», – такими словами начала свое выступление Марина Лазарева, кандидат экономических наук, директор по экономике группы Ландгут, вертикально интегрированного холдинга, занимающегося птицепромом. Методика управленческого учета, которую представила спикер, состоит из двух частей: первичного операционного анализа и многовариантного операционного анализа. Сама по себе эта методика крайне проста. Трудности могут возникнуть лишь вначале, на стадии выделения переменных и постоянных затрат, поскольку это зависит от специфики отрасли, в которой работает предприятие.

Во время обсуждения алгоритма расчетов присутствующие обратили внимание на ряд важных ограничений: количество продуктов в номенклатуре предприятия, уровень продаж и его позиция на рынке. «Методика корректна при условии, если реализована вся выпущенная продукция, а также при неизменной системе сбыта», – напомнил Владимир Полищук, финансовый директор кондитерской фабрики Лагода. Он также подчеркнул, что использование методики будет варьировать в зависимости от количества товарных позиций, которые производит/продает предприятие. К тому же в условиях падающего рынка применение операционного анализа может быть и вовсе затруднено, так как снижение затрат может привести к потере не слишком уверенных позиций предприятия. Например, по словам В. Полищука, те компании пищевой промышленности Украины, которые в кризис изменили рецептуру продукта с целью снижения расходов, впоследствии были вынуждены уйти с рынка. Потребитель привык к качеству определенных продуктов, поэтому на падающем рынке корректировать зачастую необходимо не расходную, а доходную часть бюджета (то есть закладывать более высокие объемы продаж и искать дополнительные рычаги для мотивации продавцов). Тем не менее члены Клуба ФИНАНСИСТ согласились: предложенная Мариной Лазаревой методика операционного экспресс-анализа полезна, поскольку помогает избежать серьезных перекосов в структуре затрат.

О планировании и контроллинге затрат говорила в этот день и Елена Сабарина, финансовый директор СК Альфа Страхование. В отличие от своей предшественницы она посвятила свое выступление особенностям контроллинга страховой компании, то есть компании, специализирующейся на предоставлении услуг. Структура затрат таких предприятий имеет свою специфику. Дело в том, что на производственных предприятиях существует два типа затрат: затраты на продукт и прочие затраты. Затраты на продукт определяются как все расходы, необходимые для его выпуска. Все они являются частью стоимости запасов и впоследствии будут соотнесены с доходом от продажи конкретного продукта. Все прочие затраты считаются затратами периода и списываются по мере их возникновения. Но поскольку сервисные компании не занимаются производством продукции, запасы как актив баланса не накапливаются, а все затраты обладают характеристиками затрат периода. Доход в сервисных компаниях, как правило, возникает в рамках периода (например, урегулирование убытков). Тем не менее система учета затрат необходима для классификации всех соответствующих мероприятий, а также для правильного определения затрат, которые соответствуют получению связанных с ними доходов.

Е. Сабарина поделилась с присутствующими личным опытом постановки и поддержания системы контроллинга в Альфа Страховании (ее она начала создавать в 2008 г. буквально с нуля). Затем по просьбе членов клуба она остановилась на некоторых взаимосвязях между статьями финотчетности страховых компаний, возникающих в том числе из-за специфики налогообложения отрасли. Примечательно, что в Альфа Страховании, во-первых, создана служба контроля качества, а во-вторых, принято жесткое правило: даже если планы продаж перевыполнены, превышение ранее запланированных расходов не разрешается. Такое рачительное использование бюджетных средств позволило компании даже в разгар финансового кризиса находить внутренние резервы для разработки и запуска новых страховых услуг.

Залишити відповідь