Правда об экономике Греции

Пока что это самый честный и здравомыслящий анализ Еврозоны, проведенный официальным органом. Всего на 50 страницах Международный валютный фонд изложил краткий и трезвый анализ того, что пошло не так в программе спасения Греции. Отчет этого месяца – это еще и протест против европейского политического единомыслия. Комментаторы – и я в их числе – более трех лет активно критиковали это политическое единомыслие. Впервые к нам присоединилась официальная организация. Согласно МВФ, фундаментальной ошибкой стал чрезмерный оптимизм относительно экономического роста. Ее глобальность заключается в том, что она стала причиной других неверных суждений – о сокращении дефицита, стрессе финансового сектора, скорости реформ и жизнеспособности долга. Более того, эта ошибка не была простым невезением. Суровые экономические последствия согласованной греческой корректировки были не просто очевидны; на самом деле их предвидели многие критики, как открыто признает МВФ. 

В этом отчете было еще одно большое сожаление о том, что так много времени понадобилось для согласования реструктуризации греческого долга. К моменту соглашения большинство инвесторов частного сектора уже вышли из игры. Последствия этих накопленных ошибок губительны. Что важнее, они сделали невозможным разрешение кризиса при текущих показателях. В отдельном исследовании МВФ пришел к выводу о том, что анализ жизнеспособности долга, на котором строилось спасение Греции в 2012 году, просто курам на смех. Он заключил, что для достижения целевого значения жизнеспособного долга в 124% в 2020 году и в 110% в 2022 году потребуется списание большего объема долга, чем было предусмотрено – примерно 7% от внутреннего валового продукта. Соглашение 2012 года допускает разрыв в 4%, который еще только предстоит закрыть. Завышенная оценка звучит не слишком звонко, но она также основана на оптимистичных прогнозах. И это, как всегда, минимальное значение. 

Лично я полагаю, что Греция не сможет вырваться из порочного круга рецессии и долговой дефляции, если только она не выйдет из Еврозоны или не объявит в одностороннем порядке дефолт или же если не случится фундаментального сдвига в политике. Для осуществления последнего в существующей программе придется провести две корректировки. Первой станет переоценка жизнеспособности долга. Целевое значение в 124% от ВВП необоснованно и недостижимо. Оно необоснованно, поскольку у этого значения отсутствует экономическое основание. Оно недостижимо, поскольку теперь инвесторы считают долг Греции не суверенным, а субсуверенным. Субсуверенные объекты, такие как США или немецкие земли, не могут существовать при коэффициенте долга к ВВП, аналогичному коэффициенту суверенных стран, поскольку у них нет возможности печатать собственные деньги. Значение в пределах 60-80% было бы более реалистичным. 

Во-вторых, любой последующий анализ жизнеспособности долга должен базироваться на более осторожных прогнозах по будущему росту и скорости реформ. Сочетание более реалистичного целевого значения долга и пути корректировки по логике вещей несовместимы с платежеспособностью. Учитывая недостаточное количество частных инвесторов, которых можно вовлечь в спасение, остается только один путь – вовлечение государственного сектора. И все же это было и остается запретной темой, поскольку придется признать, что кризис влетит в копеечку северным европейцам. Не эту идею стремится донести до своего народа немецкое правительство за три месяца до всеобщих выборов. Я подозреваю, что и после план не будет "достаточно удобоваримым". Я вижу только одну форму вовлечения государственного сектора – через долговую терпеливость, благодаря которой кредиторы и дебиторы соглашаются об увеличении срока погашения кредита и сокращении процентных ставок. Это форма скрытого списания долга, но трудно представить, как ее можно реализовать в крупном масштабе. Тем не менее, без реальных перспектив возможного списания долга у Греции будет разумный экономический повод выйти из Еврозоны, как только она достигнет первоначального профицита и проведет на рынке труда реформы, что позволит ей выиграть от девальвации и дефолта. Этот момент еще не настал, но он все ближе. 

В критическом анализе МВФ также присутствует здравое описание политических проблем, с которыми он столкнулся как член Тройки, которая включает также Европейский центральный банк и Еврокомиссии. Фонд, очевидно, не устраивает, что его перевели в младшие партнеры, учитывая, что это единственная в Тройке организация, которая обладает хоть какими-то знаниями в области кризисного управления. Какой эффект окажет анализ МВФ на политику? Конечно, фонд не применил этот уровень нового мышления, когда договаривался о спасении Кипра. Его прогноз в прошлом месяце о том, что страна вернется к росту в 2015 году, был абсурдным – особенно, принимая во внимание то, что случилось в Греции. Трудно отделаться от впечатления, что, возможно, внутри МВФ мнения расходятся. Когда Пол Томсен, глава миссии в Греции, заявил, что МВФ поступит точно также, если получит аналогичную информацию, появилось ощущение, что он не подписывался под текстом этого отчета.  И хотя Вашингтон отправил свое извинение, Томсен парировал: je ne regrette rien. ("Я ни о чем не жалею"). Исходя из бурной реакции Олли Рена, европейского комиссара по экономической политике, я склонен считать, что политики Еврозоны проигнорируют рекомендации. Немецкое правительство также почти наверняка не согласится с полученными результатами. Если МВФ серьезно отнесется к собственному анализу – а ему стоит это сделать – он должен инициировать политические изменения или приготовиться выйти из Тройки. 

По материалам The Financial Times

Залишити відповідь