Инвесторы и акционеры Enron получат рекордную в истории США компенсацию – $7,2 млрд. Напомним, что компания разорилась в 2001 г. в результате мошеннических действий руководства
Кадровые перестановки
Unilever доверился чужаку
Англо-голландский Unilever, второй в мире по величине производитель потребительских товаров, нашел нового СЕО. Им станет 52-летний Пол Полман, до этого работавший исполнительным вице-президентом Nestle в американском регионе. На новом посту он сменит Патрика Ческау, который в конце текущего года, достигнув 60-летнего возраста, уйдет в отставку. Для Unilever он настоящий ветеран с 35-летним стажем, в 2005 г. ставший его первым единоличным СЕО (до этого у концерна было два содиректора – в Лондоне и Роттердаме). Именно Ческау год назад запустил масштабную реорганизацию компании. К 2011 г. планируется закрыть часть производств и уволить 20 тыс. европейских сотрудников. Главная цель – активизировать экспансию на развивающиеся рынки и довести их долю в обороте до 50%. В последние месяцы Unilever распродавал непрофильные активы, в частности, по выпуску моющих средств, а также сыра, масла, уксуса.
Полу Полману предстоит продолжить этот прогресс, причем в ситуации осложняющейся бизнес-среды. По итогам года концерн ожидает увеличение затрат на сырье на 2 млрд. евро. А на фоне роста конкуренции и снижения потребительских расходов Unilever снижает темпы роста, и ее акции за год подешевели на 25%, хотя у Nestle они подорожали на 6,5%. Как пишет The Financial Times, в такой ситуации новому СЕО, возможно, придется поддаться давлению инвесторов, требующих разделить бизнес надвое. В одно подразделение отойдут продукты питания (бренды Lipton, Calve, Knorr, Rama и др.), в другое – бытовая химия и средства гигиены (Domestos, Dove, Axe, Rexona, Sunsilk и проч.).
Впрочем, к таким трудностям Полману не привыкать. В 2006 г. он получил назначение на пост финдиректора швейцарской Nestle и сразу взялся повышать эффективность бизнеса. За год топ-менеджер успел сократить производство неходовых товаров и назначить более высокие уровни рентабельности в ключевых секторах. До прихода в Nestle топ-менеджер 25 лет проработал в Procter & Gamble и считался главным фаворитом на пост СЕО. Он возглавил западноевропейское подразделение корпорации в 2001 г. после неудачной реструктуризации, которая привела к резкому падению продаж. Тогда топ-менеджер изменил структуру продуктового портфеля, совместив локальные бренды с глобальными. К 2005 г. продажи P&G в Европе выросли до $15 млрд. по сравнению с $8 млрд. в 2001-м. «Полман, пожалуй, лучший в мире кандидат на пост главы Unilever», – говорят отраслевые эксперты. Причем он станет первым гендиректором за всю 78-летнюю историю концерна, пришедшим на этот пост со стороны.
Власть и бизнес
Вынужденная интервенция
Минфин откроет агентствам кредитные линии, а к началу октября начнет на рыночных условиях покупать у них ипотечные кредиты, чтобы оживить рынок. До конца 2009 г. Fannie и Freddie станут увеличивать гарантии по инструментам, обеспеченным ипотечными кредитами, на $20 млрд. в месяц, а с 2010 г. гарантии будут сокращаться на 10% в год.
К национализации Fannie и Freddie власти подтолкнула боязнь окончательного краха ипотечного рынка из-за роста невыплат по ипотечным кредитам. На две компании приходится почти половина американского рынка ипотеки, оцениваемого в $12 трлн. По причине непрекращающихся невыплат по ссудам совокупные чистые убытки агентств с начала кризиса достигли $14,9 млрд. и, по прогнозам, продолжат расти. С июля 2007 г. акции Fannie подешевели на 89,44%, Freddie – на 91,72%.
По словам Генри Полсона, министра финансов США и автора нынешнего проекта, фактическая национализация ипотечных компаний избавит жилищный рынок страны от системного краха, сохранит доступность кредитов и защитит налогоплательщиков. Такой шаг был встречен одобрительным гулом по всему миру – волна заявлений, прозвучавших из уст министров финансов «большой семерки» и глав центробанков, прокатилась от США до Азии. По их словам, одной проблемой стало меньше, и теперь можно ожидать стабилизации финансовых рынков. «Я не думаю, что была какая-то альтернатива для сохранения функциональности обеих компаний», – заявил знаменитый инвестор и миллиардер Уоррен Баффет.
Однако многие специалисты указывают на то, что основная проблема не решена. «Они не спасли Fannie и Freddie, а всего лишь выиграли немного времени, – считает основатель Pershing Square Capital Management Билл Экман. – Эта прививка подействовала, но бесконечно поддерживать капитализацию компаний государство не сможет».
Кризис-менеджмент
Жесткая посадка AirUnion
AirUnion был создан еще в 2005 г. В «КрасЭйр» и «Домодедовских авиалиниях» государству принадлежали контрольные пакеты акций; «Омскавиа» и «Сибавиатранс» контролировали братья Борис и Александр Абрамовичи. Хотя все эти компании функционировали как единый организм (согласованно использовали парк лайнеров, оптимизировали маршрутную сетку), юридически они не были объединены. В мае 2007 г. Владимир Путин подписал указ об их слиянии в единую структуру. Но этот процесс затягивался, поскольку братья Абрамовичи не желали уступать контрольный пакет государству. Как отмечают эксперты, «прикрываясь президентским указом», авиаперевозчики перестали платить по счетам и стали стремительно наращивать задолженность. Дошло до того, что с августа ряд российских топливных компаний отказались заправлять лайнеры AirUnion в кредит, а многие аэропорты – их обслуживать. Сегодня практически все вылеты отменены и возобновятся лишь к концу сентября.
Поглощения
Coca-Cola наступает
Хотя Huiyuan была основана сравнительно недавно, в 1992 г., она уже разработала более 500 продуктов на 30 местных заводах в Китае. Ее соки, нектары и пюре экспортируются в 30 стран – в США, страны Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. По подсчетам ACNielsen, на конец 2007 г. Huiyuan уже контролировала около 46% рынка соков и почти 40% рынка нектаров в Китае. Причем для Coca-Cola, которая в течение нескольких кварталов фиксирует падение продаж на домашнем рынке, это более чем перспективная инвестиция. По данным Euromonitor, в нынешнем году сегмент соков в КНР вырастет на 16% (до $12,3 млрд.), газировки – на 7% (до $7,9 млрд.).
Стоит отметить, что Coca-Cola уже присутствует на китайском рынке: в стране ежегодно продается более 1 млрд. бутылок с напитками компании. Кроме того, корпорация была официальным спонсором пекинской Олимпиады, что сыграло свою роль в продвижении ее продукции. Приобретение китайского лидера соков еще больше ускорит развитие компании на этом рынке и обострит противостояние с PepsiСо, которая в 2007 г. лидировала с мизерным перевесом: доля бренда Coke в КНР составляла 22%, Pepsi – 22,9%. Бренд Huiyuan будет сохранен.
Реорганизация
Dell меняет модель
Dell пытается продать большинство своих сборочных заводов и уже несколько месяцев ведет переговоры об этом со своими азиатскими субподрядчиками. За счет этого второй по величине в мире производитель ПК (15,6% рынка во II квартале, согласно Gartner) надеется сократить операционные издержки и повысить рентабельность.
Эксперты называют производственную модель компании не очень эффективной. Dell специализируется на производстве компьютеров под заказ на собственных заводах, расположенных в США, Ирландии, Индии, Китае, Бразилии, Малайзии и Польше. В последнее время производитель сдает свои позиции. По итогам II квартала 2008 г., несмотря на увеличение объемов продаж на 11% (до $16,4 млрд.), его чистая прибыль сократилась на 17%. Акции c начала года подешевели на 17% по сравнению с 18%-м ростом IT-индекса S&P 500. (В начале сентября основатель компании Майкл Делл даже выкупил ценных бумаг на $100 млн., доведя свою долю в уставном капитале до 12,4%.)
Компания, напомним, запустила программу сокращения издержек еще в 2007 г., когда уступила мировую пальму первенства HP. Была поставлена цель: за три года выйти на экономию в $3 млрд. в год, причем $2 млрд. получить за счет разработки и сборки. Dell передала сборку ряда продуктов субподрядчикам и закрыла завод в Техасе. Персональные компьютеры перестали изготавливаться исключительно под заказ клиента, а стали продаваться в розницу.