Site icon Companion UA

B актуально в мировых компаниях

Инвесторы и акционеры Enron получат рекордную в истории США компенсацию – $7,2 млрд. Напомним, что компания разорилась в 2001 г. в результате мошеннических действий руководства


Кадровые перестановки


Unilever доверился чужаку
Англо-голландский Unilever, второй в мире по величине производитель потребительских товаров, нашел нового СЕО. Им станет 52-летний Пол Полман, до этого работавший исполнительным вице-президентом Nestle в американском регионе. На новом посту он сменит Патрика Ческау, который в конце текущего года, достигнув 60-летнего возраста, уйдет в отставку. Для Unilever он настоящий ветеран с 35-летним стажем, в 2005 г. ставший его первым единоличным СЕО (до этого у концерна было два содиректора – в Лондоне и Роттердаме). Именно Ческау год назад запустил масштабную реорганизацию компании. К 2011 г. планируется закрыть часть производств и уволить 20 тыс. европейских сотрудников. Главная цель – активизировать экспансию на развивающиеся рынки и довести их долю в обороте до 50%. В последние месяцы Unilever распродавал непрофильные активы, в частности, по выпуску моющих средств, а также сыра, масла, уксуса.


Полу Полману предстоит продолжить этот прогресс, причем в ситуации осложняющейся бизнес-среды. По итогам года концерн ожидает увеличение затрат на сырье на 2 млрд. евро. А на фоне роста конкуренции и снижения потребительских расходов Unilever снижает темпы роста, и ее акции за год подешевели на 25%, хотя у Nestle они подорожали на 6,5%. Как пишет The Financial Times, в такой ситуации новому СЕО, возможно, придется поддаться давлению инвесторов, требующих разделить бизнес надвое. В одно подразделение отойдут продукты питания (бренды Lipton, Calve, Knorr, Rama и др.), в другое – бытовая химия и средства гигиены (Domestos, Dove, Axe, Rexona, Sunsilk и проч.).


Впрочем, к таким трудностям Полману не привыкать. В 2006 г. он получил назначение на пост финдиректора швейцарской Nestle и сразу взялся повышать эффективность бизнеса. За год топ-менеджер успел сократить производство неходовых товаров и назначить более высокие уровни рентабельности в ключевых секторах. До прихода в Nestle топ-менеджер 25 лет проработал в Procter & Gamble и считался главным фаворитом на пост СЕО. Он возглавил западноевропейское подразделение корпорации в 2001 г. после неудачной реструктуризации, которая привела к резкому падению продаж. Тогда топ-менеджер изменил структуру продуктового портфеля, совместив локальные бренды с глобальными. К 2005 г. продажи P&G в Европе выросли до $15 млрд. по сравнению с $8 млрд. в 2001-м. «Полман, пожалуй, лучший в мире кандидат на пост главы Unilever», – говорят отраслевые эксперты. Причем он станет первым гендиректором за всю 78-летнюю историю концерна, пришедшим на этот пост со стороны.


Власть и бизнес


Вынужденная интервенция
Fannie Mae и Freddie Mac, две крупнейшие ипотечные компании США, наконец, взяты правительством под контроль. Гендиректора ипотечных агентств отправлены в отставку. Управление ими переходит к Федеральному агентству по жилищному финансированию (FHFA). Каждая компания разместит в пользу министерства финансов старшие привилегированные акции на сумму $1 млрд. и предоставит ему варианты, что правительству принадлежит 79,9% их капитала. Обычные и привилегированные акции компаний останутся в обращении, но выплата дивидендов по ним будет остановлена.


Минфин откроет агентствам кредитные линии, а к началу октября начнет на рыночных условиях покупать у них ипотечные кредиты, чтобы оживить рынок. До конца 2009 г. Fannie и Freddie станут увеличивать гарантии по инструментам, обеспеченным ипотечными кредитами, на $20 млрд. в месяц, а с 2010 г. гарантии будут сокращаться на 10% в год.


К национализации Fannie и Freddie власти подтолкнула боязнь окончательного краха ипотечного рынка из-за роста невыплат по ипотечным кредитам. На две компании приходится почти половина американского рынка ипотеки, оцениваемого в $12 трлн. По причине непрекращающихся невыплат по ссудам совокупные чистые убытки агентств с начала кризиса достигли $14,9 млрд. и, по прогнозам, продолжат расти. С июля 2007 г. акции Fannie подешевели на 89,44%, Freddie – на 91,72%.


По словам Генри Полсона, министра финансов США и автора нынешнего проекта, фактическая национализация ипотечных компаний избавит жилищный рынок страны от системного краха, сохранит доступность кредитов и защитит налогоплательщиков. Такой шаг был встречен одобрительным гулом по всему миру – волна заявлений, прозвучавших из уст министров финансов «большой семерки» и глав центробанков, прокатилась от США до Азии. По их словам, одной проблемой стало меньше, и теперь можно ожидать стабилизации финансовых рынков. «Я не думаю, что была какая-то альтернатива для сохранения функциональности обеих компаний», – заявил знаменитый инвестор и миллиардер Уоррен Баффет.


Однако многие специалисты указывают на то, что основная проблема не решена. «Они не спасли Fannie и Freddie, а всего лишь выиграли немного времени, – считает основатель Pershing Square Capital Management Билл Экман. – Эта прививка подействовала, но бесконечно поддерживать капитализацию компаний государство не сможет».


Кризис-менеджмент


Жесткая посадка AirUnion
AirUnion, российский авиационный альянс, оказавшийся на грани банкротства, все же будет спасен. Согласно правительственному плану компании альянса (в его состав входят региональные авиалинии «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа», «Самара» и «Сибавиатранс») совместно с авиакомпанией «Атлант-Союз», принадлежащей правительству Москвы, сформируют костяк нового холдинга, куда войдут еще пять местных перевозчиков. Контрольный пакет акций холдинга получит госкорпорация «Ростехнологии», которая и оплатит долги AirUnion, превысившие $800 млн. Объединенная компания окажется прямым конкурентом лидера российского рынка – «Аэрофлота». Объемы их перевозок составят 10,2 млн. и 9,9 млн. пассажиров соответственно. Правда, завершится слияние минимум через четыре-пять месяцев.


AirUnion был создан еще в 2005 г. В «КрасЭйр» и «Домодедовских авиалиниях» государству принадлежали контрольные пакеты акций; «Омскавиа» и «Сибавиатранс» контролировали братья Борис и Александр Абрамовичи. Хотя все эти компании функционировали как единый организм (согласованно использовали парк лайнеров, оптимизировали маршрутную сетку), юридически они не были объединены. В мае 2007 г. Владимир Путин подписал указ об их слиянии в единую структуру. Но этот процесс затягивался, поскольку братья Абрамовичи не желали уступать контрольный пакет государству. Как отмечают эксперты, «прикрываясь президентским указом», авиаперевозчики перестали платить по счетам и стали стремительно наращивать задолженность. Дошло до того, что с августа ряд российских топливных компаний отказались заправлять лайнеры AirUnion в кредит, а многие аэропорты – их обслуживать. Сегодня практически все вылеты отменены и возобновятся лишь к концу сентября.


Поглощения


Coca-Cola наступает
Coca-Cola подтвердила намерение приобрести крупнейшего китайского производителя соков Huiyuan Juice Group за $2,3 млрд. Это станет крупнейшим поглощением корпорации за рубежом. Она уже получила согласие основных акционеров приобретаемой компании – французского пищевого гиганта Danone (23% акций) и американского частного инвестора Warburg Pincus & Co. (6,68%). Их одобрение понятно: сделка будет оплачена наличными, а плата за акцию на треть превышала их текущую рыночную стоимость.


Хотя Huiyuan была основана сравнительно недавно, в 1992 г., она уже разработала более 500 продуктов на 30 местных заводах в Китае. Ее соки, нектары и пюре экспортируются в 30 стран – в США, страны Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. По подсчетам ACNielsen, на конец 2007 г. Huiyuan уже контролировала около 46% рынка соков и почти 40% рынка нектаров в Китае. Причем для Coca-Cola, которая в течение нескольких кварталов фиксирует падение продаж на домашнем рынке, это более чем перспективная инвестиция. По данным Euromonitor, в нынешнем году сегмент соков в КНР вырастет на 16% (до $12,3 млрд.), газировки – на 7% (до $7,9 млрд.).


Стоит отметить, что Coca-Cola уже присутствует на китайском рынке: в стране ежегодно продается более 1 млрд. бутылок с напитками компании. Кроме того, корпорация была официальным спонсором пекинской Олимпиады, что сыграло свою роль в продвижении ее продукции. Приобретение китайского лидера соков еще больше ускорит развитие компании на этом рынке и обострит противостояние с PepsiСо, которая в 2007 г. лидировала с мизерным перевесом: доля бренда Coke в КНР составляла 22%, Pepsi – 22,9%. Бренд Huiyuan будет сохранен.


Реорганизация


Dell меняет модель
Dell пытается продать большинство своих сборочных заводов и уже несколько месяцев ведет переговоры об этом со своими азиатскими субподрядчиками. За счет этого второй по величине в мире производитель ПК (15,6% рынка во II квартале, согласно Gartner) надеется сократить операционные издержки и повысить рентабельность.


Эксперты называют производственную модель компании не очень эффективной. Dell специализируется на производстве компьютеров под заказ на собственных заводах, расположенных в США, Ирландии, Индии, Китае, Бразилии, Малайзии и Польше. В последнее время производитель сдает свои позиции. По итогам II квартала 2008 г., несмотря на увеличение объемов продаж на 11% (до $16,4 млрд.), его чистая прибыль сократилась на 17%. Акции c начала года подешевели на 17% по сравнению с 18%-м ростом IT-индекса S&P 500. (В начале сентября основатель компании Майкл Делл даже выкупил ценных бумаг на $100 млн., доведя свою долю в уставном капитале до 12,4%.)


Между тем большинство конкурентов, среди которых лидер рынка Hewlett-Packard, давно отказались от такой затратной практики, как собственная сборка. Они предпочитают заключать договоры на изготовление техники со сторонними фирмами, вдвое снижая себестоимость продукции. Высвобождаемые же средства направляются на экспансию на развивающихся рынках. По подсчетам Deutsche Bank, при переносе производства из США в Китай Dell сможет снизить себестоимость одного ПК на 15-20%.


Компания, напомним, запустила программу сокращения издержек еще в 2007 г., когда уступила мировую пальму первенства HP. Была поставлена цель: за три года выйти на экономию в $3 млрд. в год, причем $2 млрд. получить за счет разработки и сборки. Dell передала сборку ряда продуктов субподрядчикам и закрыла завод в Техасе. Персональные компьютеры перестали изготавливаться исключительно под заказ клиента, а стали продаваться в розницу.

Exit mobile version