Site icon Companion UA

Мобильное домино

Установление контроля компании МТС над «Евросетью» может не только стать началом передела рынка мобильного ритейла в России, но и изменить модель функционирования этого рынка во всем регионе.


Евросеть» сегодня не сходит с полос российских изданий, и для этого есть два повода. Первый – проверки правоохранительных органов, уже ставшие «привычным кошмаром» для российских ритейлеров. Второй: крупнейшей сетью по продаже мобильных телефонов в России уже публично заинтересовался оператор сотовой связи. По словам президента МТС Михаила Шамолина, приобретение доли в «Евросети» может стать одним из вариантов развития бизнеса оператора.


Причины, по которым компания с крайне высокой рентабельностью (у МТС она по операционной деятельности превышает 50%), заинтересовалась игроком малоприбыльного рынка, не столь очевидны. Однако консультант Netton CG Роман Химич находит ответ в том, что «после насыщения рынка мобильной связи операторы практически исчерпали потенциал экстенсивного роста и сейчас пребывают в поиске новых бизнес-моделей. Одна из идей – работа на максимальном количестве смежных рынков». Впрочем, реализация этой идеи отнюдь не является ноу-хау российского оператора. Подобная практика характерна для более развитых рынков. К примеру, в США сотовые операторы являются основными продавцами мобильных телефонов. У нас же все наоборот: «В отличие от Европы и, скажем, Японии, в России и Украине бизнес по предоставлению услуг мобильной связи и по продаже телефонов – два разных рынка, на которых разные игроки и разные правила», – утверждает Роман Химич.


Уже в обозримом будущем ситуация, похоже, кардинально изменится. «Иметь определенную степень влияния на такой канал дистрибуции очень важно», – признается одному из российских изданий Михаил Шамолин, объясняя это новыми возможностями по продвижению контрактов. Однако остальные игроки российского рынка не будут бездействовать в случае развития ситуации. Гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов выразил готовность к ответным шагам, а третий оператор «большой тройки» – «Мегафон» – уже активно развивает свое розничное направление. Все это может привести к переделу рынка мобильного ритейла и как результат увеличению зависимости производителей мобильных телефонов от операторов, что ранее не было характерно для региона. Между тем вопрос о взаимоотношениях между операторами и вендорами во всем мире сегодня стоит как никогда остро в связи с маркетинговой политикой Apple и амбициями ряда других производителей.


Гипотетическое установление контроля МТС над «Евросетью» напрямую повлияет и на украинский рынок, поскольку обе компании присутствуют здесь и представлены достаточно сильно. Вопрос в том, станут ли отечественные операторы реагировать на это. Озджан Эрмиш, директор по маркетингу и продажам индивидуального сегмента «Астелит»: «Крупные операторы создают собственные торговые сети, когда на рынке мобильного ритейла существуют монополисты (торговые сети, дистрибьюторы, которые контролируют любую деятельность по продажам услуг и продукции операторов). Но в случае с либеральным рынком, каким является Украина, операторы выбирают модели сотрудничества с дилерами или франшизы для развития эксклюзивной сети». И Роман  Химич считает данную проблему мало актуальной для отечественного рынка, ведь в Украине степень консолидации рынка мобильного ритейла гораздо ниже, чем в России, где «Евросеть» контролирует около половины рынка. У нас же более половины рынка приходится на неорганизованную торговлю.


Бизнес мобильных ритейлеров интересен не только сотовым операторам. Недавно стало известно о заинтересованности банка ВТБ в «Евросети», а инвестиционный банк «КИТ Финанс», по некоторым данным, в скором времени может купить российского мобильного ритейлера «Связной». Мобильная розница в состоянии стать хорошей находкой для финансистов, поскольку ритейлеры обладают развитыми сетями, которые можно использовать для развития банковской розницы, а их низкая стоимость сегодня связана с низкой рентабельностью. Так, «Евросеть» с выручкой $5,6 млрд. за 2007 г. и сетью, состоящей из 5 тыс. точек, оценивают всего в $1,1-1,2 млрд. Меньшие сети значительно дешевле.







Основные мишени


Крупнейшие мобильные ритейлеры в Украине
«Евросеть». Вышла на местный рынок в 2004 г.; сегодня насчитывает 392 салона в 139 городах.
«АЛЛО». Основана в 1998 г. в Днепропетровске; количество торговых точек – 353.
«Мобилочка». Основана в 2005 г.; насчитывает около 300 салонов в 70 городах.

Exit mobile version