Site icon Companion UA

Мир на грани создания трансатлантической зоны свободной торговли

Французы дали добро, когда им пообещали, что Голливуду не позволят уничтожить французскую киноиндустрию. Стороны надеются, что договоренность будет достигнута к 2014 году, хотя маловероятно, что переговоры по торговле пройдут быстро и гладко, даже несмотря на то, что ожидаемые преимущества от свободной трансатлантической торговли в денежном выражении превысят 200 млрд. долларов. На саммите также звучали обещания добиться большей прозрачности о владельцах анонимных компаний, так называемых подставных фирм. Такие подставные компании с неизвестными или непонятными владельцами могут использоваться для вполне законных целей, например, для защиты коммерческой тайны. Но чаще всего их открывают для ухода от налогов. Лидеры крупнейших восьми стран пришли к выводу, что каждая компания должна получить и хранить информацию о своих бенефициарах (живых людях, а не смутных «юридических лицах»), и обновлять ее по мере необходимости. Эти сведения должны быть доступны для полиции, налоговых органов и других властей; правда участники саммита не стали рекомендовать обнародование этой информации, чем несколько разочаровали активистов.

И еще одни аспект – это налоги. Когда общественность узнала о том, какие низкие налоги платят многонациональные американские гиганты типа Apple, Google и Starbucks по своим иностранных прибылям, политики в странах Большой Восьмерки, включая Великобританию, хозяйку саммита, были вынуждены уделить больше внимания проблеме уклонения от налогов. Поэтому не удивительно, что в финальном коммюнике содержится несколько важных комментариев на эту тему, включая мнение о том, что «налоговые органы во всем мире должны автоматически делиться информацией, чтобы пресечь попытки уклонения от налогов». Но «должны» и «будут делать» – совсем не одно и то же. Так, девятнадцатого июня Швейцария отклонила законопроект, который позволил бы швейцарским банкам сотрудничать с американскими властями, преследующими злостных неплательщиков. И все же автоматический обмен налоговой информацией, судя по всему, скоро войдет в разряд мировых стандартов. После начала саммита десять британо-зависимых территорий с крупным финансовым сектором, включая Джерси и Каймановы острова, согласились подписать многостороннее соглашение об обмене информацией. Дэвиду Кэмерону, премьер министру Великобритании было важно добиться такого решения, чтобы показать, что Британия может приструнить свои офшорные сателлиты.

В отношении уклоняющихся от налогов многонациональных компаний лидеры Б8 одобрили инициативу ОЭСР, которая будет вынесена на обсуждение министров финансов Большой Двадцатки на саммите в следующем месяце, где будут участвовать Бразилия, Индия и Китай. Реформы, предложенные ОЭСР, призваны лишить компании возможности переводить прибыли в страны с низким налогом. Кроме того, лидеры Б8 заявили о необходимости требовать от многонациональных компаний полного раскрытия информации о том, сколько налогов они уплатили в разных странах. Пока до конца не ясно, повлияют ли эти меры на суммы налогов, уплачиваемых компаниями. Трансграничное корпоративное налогообложение полно подводных камней и трудностей, да и лоббисты не дремлют. Последние научные работы наглядно показывают, насколько распространено в мире уклонение от налогов.

Возможность перенести прибыли в страны с низким налогом, разместив там интеллектуальную собственность, которая затем передается в пользование по лицензии связанным компаниям в странах с высоким налогом, всегда считалась привилегией высокотехнологичных компаний. Однако новое исследование «Темные делишки под белой шапкой латте» рассказывает о том, как компания Starbucks уходила от налогов в Великобритании. Автор исследования, Эдвард Кляйнбард из Университета Южной Калифорнии, наглядно показал, что действующие налоговые правила позволяют компаниям из любой отрасли генерировать то, что он называет «бездомными доходами»: прибыли, подлежащие налогообложению в юрисдикции, которая не является ни местом расположения средств производства, сгенерировавших доход, ни местом регистрации материнской компании. В случае со Starbucks компания, фактически, превратила процесс приготовления чашки дорогого кофе в объект интеллектуальной собственности.

Гарри Груберт из американского казначейства и Розанна Ольтшулер из Рутгерского университета изучили налоговые декларации американских многонациональных компаний за 2006 год. Они исследование все иностранные прибыли, хранящиеся ими за границей (потому что при их репатриации придется заплатить налог). Получилось, что 36.8% этих прибылей осталось в странах с налоговой ставкой 0-5%, а еще 9.1% в странах с налогом 5-10%. Учитывая то, что за эти годы их политика по уклонению от налогов разрослась и стала более изощренной, можно предположить, что доля прибыли американских компаний, оставленная в странах с низкой налоговой ставкой, уже перевалила за половину. На карту поставлен не один миллиард, поэтому, чтобы изменить ситуацию, красивых слов в коммюнике будет мало.

По материалам The Economist

Exit mobile version