Dell пытается продать большинство своих сборочных заводов и уже несколько месяцев ведет переговоры об этом со своими азиатскими субподрядчиками. За счет этого второй по величине в мире производитель ПК (15,6% рынка во II квартале, согласно Gartner) надеется сократить операционные издержки и повысить рентабельность.
Эксперты называют производственную модель компании не очень эффективной. Dell специализируется на производстве компьютеров под заказ на собственных заводах, расположенных в США, Ирландии, Индии, Китае, Бразилии, Малайзии и Польше. В последнее время производитель сдает свои позиции. По итогам II квартала 2008 г., несмотря на увеличение объемов продаж на 11% (до $16,4 млрд.), его чистая прибыль сократилась на 17%. Акции c начала года подешевели на 17% по сравнению с 18%-м ростом IT-индекса S&P 500. (В начале сентября основатель компании Майкл Делл даже выкупил ценных бумаг на $100 млн., доведя свою долю в уставном капитале до 12,4%.)
Между тем большинство конкурентов, среди которых лидер рынка Hewlett-Packard, давно отказались от такой затратной практики, как собственная сборка. Они предпочитают заключать договоры на изготовление техники со сторонними фирмами, вдвое снижая себестоимость продукции. Высвобождаемые же средства направляются на экспансию на развивающихся рынках. По подсчетам Deutsche Bank, при переносе производства из США в Китай Dell сможет снизить себестоимость одного ПК на 15-20%.
Компания, напомним, запустила программу сокращения издержек еще в 2007 г., когда уступила мировую пальму первенства HP. Была поставлена цель: за три года выйти на экономию в $3 млрд. в год, причем $2 млрд. получить за счет разработки и сборки. Dell передала сборку ряда продуктов субподрядчикам и закрыла завод в Техасе. Персональные компьютеры перестали изготавливаться исключительно под заказ клиента, а стали продаваться в розницу.