Режиссер Анатолий Неёлов известен не только благодаря деятельности театра «Черный квадрат», художественным руководителем которого является. Он – автор и ведущий тренинга «Театр жизни на каждый день», на котором люди, даже весьма далекие от сценических амбиций, могут освоить театральные навыки для решения практических вопросов в реальной жизни.
«Я взял лучшее, что было в системе Станиславского, у Мейерхольда, в психиатрии, психологии, эзотерике (пришлось и оттуда взять), выбрал, на мой взгляд, самое интересное и максимально практичное», – говорит о происхождении своей системы Неёлов. Сегодня он преподает ее в Киево-Могилянской бизнес-школе. Тренинг, в ходе которого можно научиться управлять вниманием, выбирать оптимальное поведение, использовать законы импровизации, востребован у политиков, чиновников высшего ранга и менеджеров крупных компаний.
Конечно, театр как искусство или «театр жизни» не нацелен на человека как самого себя. Прежде всего он предназначен для воздействия на публику. Но управление другими начинается с управления собой. Об этом мы и поговорили с режиссером.
Большая тема нашего журнала, для которой я беру у вас интервью, называется «Управление собой». Как вы понимаете это словосочетание?
Управление собой я разложил бы на несколько элементов. Первый – воспитание в себе характера. Что такое характер? Сумма качеств, первое из которых – сила воли или способность выполнять принятые разумом решения. Характер – это также трудолюбие, смелость и ум, которые нуждаются в постоянном развитии. Второй элемент – обретение самодостаточности, то есть способности человека быть интересным самому себе. Самодостаточный человек не страдает от сенсорного голодания, не нуждается в тусовке, может долгое время находиться в одиночестве и не чувствовать себя от этого несчастным. Третий элемент – развитие целенаправленности, то есть способности человека понимать, что для него истинные цели, а что – ложные, навязанные обществом. Четвертый – пребывание в осознанности. Пятый – развитие скорости мышления.
Какие техники существуют для развития этих элементов?
Понимаете, театр – это такая система, которая отражает реальность. И, занимаясь игрой как видом деятельности, ты автоматически отрабатываешь все эти качества: интеллект, трудолюбие, осознанность, самодостаточность, быстроту реакции. Не обладая всем этим, ты не сможешь работать на сцене, быть интересным зрителю, и это не будет иметь успех. За каждым термином стоит комплекс упражнений – коллективных либо индивидуальных.
Что такое осознанность? Как вы расшифровываете это понятие?
На занятиях я часто говорю: «А вот это ищите сами». Я знаю, что такое осознанность для себя. А что такое осознанность для вас, найдите сами. Считаю, что не надо разжевывать.
Хорошо, расскажите тогда, как осознанность тренируется на ваших занятиях?
Да очень просто. Например, человеку ставится задание, он его выполняет. Затем в середине занятия его останавливают и спрашивают: «Какое было задание?». Многие забывают, потому что ведутся на эмоции, на игру, которую предлагал им партнер…
То есть осознанность означает удержание цели в сознании?
Не только цели, но и способов ее достижения. Скажем, я хочу одолжить у вас $100. Как я могу это сделать?
Для начала можно попросить.
А вы не даете. Дальше.
Ну… Дальше можно более радикальные способы попробовать.
Правильно. Угрожать, упрашивать, умолять, шантажировать… И осознанность помогает человеку выбирать оптимальный способ, импровизировать. Что такое импровизация? Это выбор оптимального поведения в ситуациях кризисного человеческого общения. Невозможно выбрать оптимальный способ воздействия, не обладая осознанностью. Неосознанный человек всегда пытается решить все одним и тем же способом. Например, либо продолжает просить: «Ну дай, ну дай, ну дай…», либо наезжает: «Дай, я тебе сказал!». Но он не меняет способы, поэтому неэффективен. Подсознательно каждый из нас тяготеет к штампу, какой-то модели поведения.
А если еще присутствует высокий уровень эмоциональной вовлеченности, то мы ходим по кругу, как лошадка с шорами. Так вот, осознанность снимает эти шоры. Она помогает нам пользоваться иными стратегиями и штампами поведения других людей, которые не являются нашими, но могут быть более эффективными. То есть путей решения становится гораздо больше.
Почему вы считаете импровизацию оптимальным способом достижения целей? К тому же можно импровизировать и в сторону краха – личного или финансового.
Можно. Если крах – цель, то импровизируем в сторону краха.
Эта цель может быть бессознательной.
Бессознательные цели присущи только животным и ведущим животный образ жизни людям. Давайте четко с этим определимся. Осознанный человек – только он и является человеком.
А человека неосознанного я называть человеком не могу. Люмпен-пролетариат или даже миллионер, тупо живущий лишь ради денег, – это не люди. Это семейство человекообразных, отряд приматов, как в биологии. Называть их людьми я лично не могу. Человека не делает человеком факт рождения в человеческом обществе. Человек – это интеллектуально развитая осознанная единица. И давайте сразу определимся, что такое импровизация. Это создание произведения в момент его исполнения. Какое здесь ключевое слово?
Наверное, «произведение».
Спасибо, да. То есть здесь и сейчас я создаю что? Произведение. Момент «здесь и сейчас» – это и есть наша жизнь. Но слово «произведение» уже делает импровизацию чем-то большим, чем наша жизнь. Воспитание ребенка может быть произведением искусства. Тарелка борща может быть про искусство. Но всегда ли мы едим произведение искусства? Кто создает произведение?
Художник, творец, автор… Человек, осознанно, творчески относящийся к своей жизни. Поэтому менеджмент может быть произведением. Маркетинг, управление персоналом – тоже.
Произведение искусства – это не книга, скульптура, картина… Жизнь может быть произведением искусства. И таланта для этого не надо. Игровой инстинкт с утра до вечера пропитывает нашу реальность. Игровой инстинкт есть у каждого. А мы забываем об этом. Не понимаем, что семейные отношения – та еще игра. Управление персоналом – та еще игра. Жизнедеятельность человечества – сплошной театр. Вот здесь на первое место выходит осознанность. Осознаем ли мы, что всю жизнь проживаем играя? Или мы слишком серьезно к ней относимся?
В этом тотальном мире-театре есть закулисье? Или человек все время играет?
Только наедине с собой и начинается закулисье. Когда ты один стоишь в ванной. Дверь закрыта, и ты смотришь на себя в зеркало. Это единственное место искренности, где оно и должно быть.
Проблема в том, что человек перетягивает игру и туда, где он один, продолжает сам с собой играть. А вот это уже лишнее. Умение снять маску, когда ты наедине с собой, и есть важный показатель и осознанности, и самоконтроля, и самодостаточности, и характера, и психического здоровья… Управление собой – это умение наедине оставаться честным, искренним, настоящим. А в других случаях – играй. А почему нет?
Когда человек один, с ним могут происходить довольно печальные вещи. Он может спиваться, впадать в депрессию…
Давайте называть вещи своими именами. Вы сейчас говорите не о людях. Вы говорите о животных. Ну как человек может спиваться? Как человек может впадать в депрессию? Это значит, что у человека нет силы воли, нет интеллекта, характера. Ну, пусть себе дохнет, пусть себе спивается. Знаете, я очень циничен. Справедливость – опора слабых. Люди все время пытаются требовать к себе некой справедливости. Пытаются усредниться. Но все отлично понимают, что есть люди сильные и есть слабые. Слабые находят оправдание, а сильные работают. Даже наедине с собой. Вот в этом принципиальная разница. А слабый, находясь сам с собой, начинает ныть, жаловаться, переживать… В общем, занимается чем угодно, только не деятельностью.
Не осознанностью. Я не рассматривал бы людей, не осознающих, не контролирующих свою эмоциональность, как полноценных.
Но есть ведь шанс вытянуть себя из этого состояния?
Пока мы живы, ничего не поздно. Нужно либо встретить учителя – человека, который тебе поможет, поверит или полюбит тебя, либо прокачивать интеллект, который является защитой от пагубности эмоций. Чем больше у человека развита интеллектуальная составляющая, тем лучше он умеет контролировать свои вредные привычки.
Что значит «прокачивать интеллект»?
Это значит организовать цепочку потребления определенных интеллектуальных продуктов – книг, фильмов, телепередач. И обязательно трудотерапия. Иди работай. Встань с дивана, перестань себя жалеть, помой полы, вытри в квартире пыль, постирай носки, разгреби свои залежи…
Чего хотят люди, которые приходят к вам на тренинг «Театр жизни на каждый день»?
Понимания законов импровизации как некой целостной системы. По большому счету процентов на 80 они ее уже знают, но знания эти получены в режиме жизненного опыта и пребывают в разрозненных кусочках. Я свожу их воедино и добавляю еще приблизительно 20 процентов, которые им неизвестны. Система начинает на них работать, и КПД возрастает на порядок.
А что такое эти 20 процентов, до которых трудно человеку самому дойти?
Ну, сейчас я возьму и отдам вам то, что мне приносит деньги (смеется).
Сказать об этом – не значит научить этим пользоваться.
Ну, например, речь идет об умении управлять темпоритмом (углубляться не буду), подбирать стили поведения, про умение выстраивать событийно-оценочную цепочку общения, управлять вниманием и правильно его распределять. Что такое внимание? «Внимание управляет реальностью», – сказал Квай-Гон Джинн из фильма «Звездные войны. Эпизод I». Лукас взял эту фразу у Лао-Цзы. Почему внимание управляет реальностью? Потому что оно отвечает в нас за чувство меры, дозы: «Все есть яд, и все есть лекарство; и то и другое определяет доза». Если у человека внимание не работает, то у него и чувство меры не работает.
Недавно в Киев приезжал с лекциями Майкл Роуч, американский буддист и предприниматель, который на основании своего неординарного жизненного опыта создал систему управления собой и бизнесом (может быть, кому-то она покажется романтичной или наивной), опирающуюся на моральные принципы. А как вы относитесь к вопросам нравственности, морали?
Вы знаете, как… Справедливость, конечно, – опора слабых. Ее вообще не существует. А вот равновесие есть. Взаимосвязь между добром и злом, между хорошим и плохим достаточно четко прослеживается на практическом уровне. Человек непорядочный может, конечно, достичь каких-то определенных результатов, но потом обязательно (обязательно!) будет какой-то такой жесточайший подлом, который он абсолютно не сможет ни предусмотреть, ни предугадать, либо на уровне здоровья, либо на уровне управления случайностью… Я не знаю, почему так происходит, но вижу, что это носит системный характер. Также вижу и то, что, если человек ведет себя максимально красиво, порядочно и честно, то через какое-то время у него все складывается.
Да, может быть, не так быстро, как у негодяя, но зато надежно и навсегда. Думаю, что законы кармы все-таки работают, и игнорировать их нельзя.
Пару лет назад в бизнес-среде заговорили о понятии «эротический капитал», которое ввела в обиход Кэтрин Хаким, британский социолог. Она придумала его, чтобы показать, что сексуальная привлекательность может играть большую роль в политике, бизнесе и других отраслях человеческой деятельности, непосредственно с сексом не связанных.
Это однозначно. Актера должно хотеться. Если актер стоит на сцене и ни у кого в зале не может возникнуть эротических флюидов, я его на сцену не выпущу.
Это качество развиваемое?
Конечно. И с внешней привлекательностью оно не связано. Подменить внешнюю привлекательность можно суммой других качеств: чувством юмора, интеллектом, умением формулировать мысли, улыбкой.
Получается, что можно «подпускать» сексуальность в то, что ты делаешь?
Во все можно «подпускать» сексуальность.
Причем это акт вполне технологичный?
Абсолютно.
А как ее развивать? Есть какие-то упражнения для развития сексуальности?
Я вам уже все рассказал, а вы думаете, что есть что-то особенное. Да нет, все та же осознанность, все та же целенаправленность, все та же самодостаточность… Знаете, как возбуждают люди, которые в других людях не нуждаются?! Очень сильно. Когда смотришь на человека и понимаешь, что ты хоть из кожи вылези, а он на тебя будет смотреть как на пустое место и улыбаться. При этом он не будет тебя игнорировать специально, пытаться сделать это на показ, чтобы зацепить. Он гармоничен внутри. Это и есть проявление самодостаточности, которое очень сексуально привлекает.
То есть самодостаточность очень сексуальна?
А осознанность?! Знаете, как говорят: не бывает некрасивых женщин, бывают просто те, которые не умеют себя подать. Женщина может быть объективно некрасива, но в ней при этом столько шарма, обаяния, подачи…
Шарм – это продукт осознанности?
Продуктом осознанности может стать любое поведение человека. Когда мы что-то осознаем, то можем этим управлять. Сейчас, в конце нашей беседы, которую мы начали с определения, что такое управление собой, я свел бы ее к одной, может быть, не очень точной, но честной фразе: чем выше уровень целенаправленности и осознанности, тем эффективнее ты можешь воздействовать на самого себя. Вот так.
Учитель игры Анатолий Неёлов, художественный руководитель театра-студии «Черный квадрат», бизнес-тренер. Родился в 1968 г. В киевском университете имени Карпенко-Карого получил режиссерское образование. Со временем стал сам выходить на сцену. В 1986 г. приступил к созданию своего театра. Сегодня его «Черный квадрат» – творческое объединение, которое, кроме собственно театра, включает в себя арт-агентство, синема-продакшен, а также тренинговый центр, где актерскому мастерству, технологиям игротехники и искусству импровизации учат актеров, бизнесменов, политиков. |