Site icon Companion UA

Собрание славных ребят

Американский музыкальный критик и музыкант Уинтроп Сарджент, автор нескольких фундаментальных книг о джазе, описывал его словосочетанием «get together art for regular fellows», что можно перевести, например, как «искусство привлечения в одно место славных ребят». Находясь на «Альфа Джаз Фесте», легко почувствовать справедливость этого определения. Главная сцена фестиваля запомнилась мне запахом сигарных окурков, тлеющих в стальных уличных пепельницах, женщинами в коротких дорогих платьях, зрительскими стульями, обтянутыми белой тканью, дизайнерскими белыми кубами, подвешенными к крыше, и рассыпчатыми хрустальными звуками гитары Эл Ди Меолы. Сегодня львовский фестиваль собирает состоявшихся артистов, состоятельную публику, телевизионных звезд, продвинутых потребителей культуры, туристов, случайно оказавшихся в городе в июле, и разумеется, маркетологов.

Фридман

Основатель «Альфа Джаз Феста» – российский миллиардер Михаил Фридман. Он родился во Львове в 1964 г., а состояние, оцененное российским Forbes в 2013 г. в $16,5 млрд., заработал в Москве. Ныне предприниматель является одним из ключевых собственников и председателем наблюдательного совета консорциума Альфа-Групп (одна из крупнейших финансово-промышленных групп России), владеет долей в нефтяной компании ТНК-BP и другими активами.

Надо сказать, что джазовый фестиваль – отнюдь не случайная идея для Фридмана. Еще в школе он играл на электрооргане в составе вокально-инструментального ансамбля, который сам же организовал, да и сегодня может при случае сесть за рояль. Во время учебы в МИСиС организовал молодежный клуб «Земляничная поляна», где выступали артисты и проводились дискотеки. С той поры бизнесмен водит знакомство с представителями артистического сообщества, среди которых, например, Святослав Вакарчук и саксофонист Игорь Бутман, вошедшие в состав консультационного совета фестиваля. Однако для того чтобы делать фестиваль, этого было недостаточно.

Назначенная управляющим директором фестиваля Наталья Горбачевская (на протяжении нескольких лет она возглавляла PR-департамент Альфа-Банка Украина) обратилась за помощью к Алексею Когану, известному джазовому ведущему и арт-директору продюсерского центра Jazz in Kiev, который с 2008 г. проводит в столичном Октябрьском дворце одноименный фестиваль. «Я сразу поинтересовался, почему позвонили нам, – рассказывает Коган. – Мне ответили: «Во-первых, потому что у Jazz in Kiev хорошая репутация, а во-вторых, вы порядочные люди». Это приятно слышать».

Коган

Удивительно, но часть столичной джазовой публики ревностно отнеслась к тому, что Jazz in Kiev занялся львовским фестивалем. Существуют опасения, что Львов «съедает» столичную джазовую публику. Однако для Когана и его команды участие в «Альфа Джаз Фесте» – вопрос амбиций. Бюджет у банковского фестиваля, очевидно, больше, чем у Jazz in Kiev, проходящего в начале осени в Октябрьском дворце (в СМИ проскакивала оценка в $1 млн.). Это дает возможность каждый год приглашать несколько очень громких имен. Кроме того, формат open-air позволяет привлечь более широкую аудиторию. Джазовому миссионеру Алексею Когану данный параметр далеко не безразличен. Тем не менее он признается: «Я ненавижу open-air, потому что в своей жизни видел пять форс-мажоров, когда в течение часа рушилась работа тысяч людей. С природой же не поспоришь». Коган вспоминает сильнейший дождь во время концерта Джорджа Бенсона на фестивале «Сопот-2005» и завалившуюся сцену.

Впрочем, сценой занимается не он, а Агентство 42, давно сотрудничающее с Альфа-Банком на ниве ивент-менеджмента и событийного маркетинга. За пять дней они собирают главную площадку (140 тонн сценических конструкций и 82 тонны светозвукового оборудования, как сообщается в фестивальном пресс-релизе). В течение трех дней ее демонтируют. До сих пор все было нормально, разве что иногда (все-таки фестиваль проходит в начале лета) по вечерам бывает холодновато.

«Наемники»

«Это не наш фестиваль, и мы это прекрасно понимаем», – говорит Алексей Коган о себе и команде продюсерского центра. Однако хотя логотипов Jazz in Kiev на бигбордах и программках нет, организаторы не могут позволить себе расслабиться, ведь им приходится отвечать не только перед заказчиком, но и перед музыкантами, со многими из которых они уже работали. Статус «наемников» не должен влиять на качество работы.

«Чтобы фестиваль жил, надо любить музыкантов и интересоваться процессом», – считает соратник Когана Владимир Каминский. Любовь к процессу требует жертв. На второй день фестиваля Каминский незаметно для себя заснул, прислонившись спиной к сцене. Коган во время интервью просит официантку принести стакан воды – ему надо запить таблетку. «Я вчера в час ночи вспомнил, что целый день не ел, – говорит он. – Ну, это тяжело. Потому что надо соответствовать».

За что платит своим здоровьем команда Jazz in Kiev? В настоящее время у них практически полный карт-бланш в составлении лайн-апа (списка выступающих). Иногда на правах члена консультационного совета может дистанционно из Москвы вмешаться Игорь Бутман. Личные же вкусы Михаила Фридмана на программу не влияют. Он воспринимает ее как зритель и может сказать, например, Алексею Когану, мол, он очень рад, что в этом году «Альфа Джаз Фест» привез Авишаи Коэна с новой программой, которую ему очень хотелось услышать (кстати, ради этого же выступления во Львов прилетал на один вечер Святослав Вакарчук).

Из VIP-зрителя в члена оргкомитета Фридман превращается уже после окончания фестиваля, когда проводит с организаторами «разбор полетов», на котором может быть принято решение перенести бары подальше от сцены и произвести другие усовершенствования.

Что делает «Альфа Джаз Фест» непохожим на киевский джазовый фестиваль? Прежде всего Львов, сам по себе являющийся фестивалем архитектурных стилей и эпох. Продюсеры Jazz in Kiev, которые проводят свой фестиваль в Октябрьском дворце, убеждены, что структура Киева как города не позволяет сделать успешное open-air мероприятие с тремя сценами, расположенными недалеко одна от другой.

В остальном Коган и компания придерживаются своих устоявшихся принципов работы: стилевого разнообразия и «неразвлечения публики». «Хотя, конечно же, мы будем следить за тем, что нравится зрителям, – уточняет Алексей. – Мы постараемся быть модными (уж, извините!) и идти в ногу со временем».

Маркетологи

Конечно, «Альфа Джаз Фест» нельзя назвать меценатстким проектом в отличие от того же Jazz in Kiev. Скорее наоборот. При всех культурных достоинствах, которые несомненны, сегодня этот фестиваль – еще и удобная площадка для маркетинговых акций. Прежде всего двух генеральных партнеров: Альфа-Банка и Киевстара. В этом году к ним присоединился MasterCard, который решил обкатать свою технологию бесконтактных платежей PayPass. Гостям фестиваля раздавались карточки Alfa Jazz Card и предоставлялась возможность положить на них некоторую сумму денег. NFC-чип, встроенный в карточку, позволял расплачиваться за покупки еды и напитков одним прикосновением к PayPass-терминалу, которыми была оборудована вся территория вокруг главной сцены. Подобные cashless-системы сегодня применяются на многих музыкальных фестивалях. Это добавляет удобства зрителям, и если все проходит нормально, то платежная система получает лояльных клиентов, привыкающих к «миру без наличных» и за пределами фестиваля.

Разумеется, Альфа-Банк также получает свои выгоды. «Существует такой вариант, что через два-три года этот фестиваль будет сам окупаться, – говорит директор розничного бизнеса банка Пиотр Качмарек. – Пока мы инвестируем в него деньги. Конечно, делаем из этого мероприятия большой ивент для партнеров, клиентов, журналистов. Но нам также удается привлекать новых партнеров и спонсоров».

Вписан фестиваль и во внутреннюю корпоративную культуру банка. Билетами на него могут наградить за трудовые достижения. Еще один способ попасть на джаз – записаться в волонтеры. Молодые банковские служащие берут отпуск и приезжают во Львов, чтобы помогать организаторам (компания оплачивает им проезд и проживание). Получается что-то вроде тим-билдинга.

«Топ-менеджеры Альфа-Банка джаз любят?» – спрашиваю я Пиотра Качмарека. «На третий год уже любят», – улыбается он, но признается в почитании Бейонсе и «Битлз». Любовь к последним питает на этом фестивале его личный интерес к проекту: «Al di Meola plays Beatles and more».

Open-air

Международный джазовый фестиваль Alfa Jazz Fest был основан в 2011 г. Ежегодно проходит во Львове в начале лета. Концерты идут на трех сценах, расположенных относительно недалеко одна от другой. Чтобы посмотреть выступления артистов у дворца Потоцких и на площади Рынок, билеты покупать не надо. Платной является основная сцена в парке культуры им. Б. Хмельницкого, названная именем джазового трубача Эдди Рознера, родившегося в Германии и создавшего в СССР в 1940-х джазовый биг-бенд. Стоимость мест здесь составляет от 200 до 800 грн. В нынешнем году их стало на 700 больше (всего, укрывшись от дождя под крышей, может разместиться 2,70 тыс. человек).

С 2012 г. фестиваль сотрудничает с французским музыкальным каналом Mezzo, но пока прямых трансляций концертов не было. Свою аудиторию организаторы оценивают в 40 тыс. человек. За несколько дней фестиваля перед ней выступает больше 100 музыкантов.

Хэдлайнерами в 2011 г. были джазовый квартет Джона Скофилда, группа «Spyro Gyra», Уинтон Марсалис и квартет Игоря Бутмана, саксофонист Билл Эванс и др. В 2012 г. сцену в парке культуры «освятили» бас-гитарист Ришар Бона, квинтет Кенни Гарретта, Кассандра Уилсон, Джон Маклафлин с группой «The 4th Dimension и». В этом году фестиваль принимал квартет Чарли Хэйдена, Бобби Макферрина, Авишаи Коэна с новой концертной программой, Эла Ди Меолу с программой «Al di Meola plays Beatles and more». В планах организаторов: Кит Джарретт, Дайана Кролл, Херби Хэнкок и многие другие.

Exit mobile version