Одинаковый уровень цен не может свидетельствовать о наличии сговора торговых сетей – юрист

Подобный или одинаковый уровень цен в различных торговых сетях не может свидетельствовать о наличии сговора, считает старший юрист юридической фирмы "Гвоздий и Оберкович" Тарас Розпутенко.

"Рынок розничной торговли является достаточно высококонкурентным и, соответственно, механизм формирования конечной цены для потребителя подобен у всех участников этого рынка. Это означает, что цены на продовольственные товары в розничных сетях всегда колеблются в пределах одного уровня. Однако наличие подобных или даже одинаковых цен не может свидетельствовать о наличии согласованных антиконкурентных действий, поскольку цена на товар зависит в основном от отпускных цен поставщиков продуктов", – сказал он, комментируя расследования Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) о нарушении ритейлерами требований антиконкурентного законодательства.

По словам юриста, "расследования АМКУ всегда носят характер квазисудебного процесса". Кроме того, АМКУ должно доказать наличие сговора с учетом сложности обстоятельств и взаимосвязанных экономических процессов.

"АМКУ потенциально может предоставить участникам рынка розничной торговли рекомендации по предотвращению нарушений законодательства. В худшем случае это может быть наложение штрафа, однако применение этой санкции является правом, а не обязанностью АМКУ и в основном будет зависеть от фактических обстоятельств дела, а также от сотрудничества участников в ходе проведения расследования", – сказал он.

Т.Розпутенко отметил, и статистическая информация и, в частности, индекс потребительских цен, "вряд ли могут использоваться для доказательства или объяснения обоснованности/необоснованности конечных цен для потребителя, поскольку это две разные категории, составляющими которых являются различные экономические и финансовые показатели.

Кроме того, выводы АМКУ относительно подорожания товаров вследствие оплаты поставщиками дополнительных услуг розничными сетями (реклама, бонусы и т.д.) и отсрочки оплаты товаров являются неоднозначными.

"Возможность наложения штрафа на ведущие торговые сети по делу о продуктовом заговоре зависит от желания самих ритейлеров сотрудничать с АМКУ", – сказал Т.Розпутенко.

Согласно закону о защите экономической конкуренции, размер штрафа для каждого участника может составлять до 10% дохода, полученного от реализации товаров за предыдущий год.

Как сообщалось, в 2012 году Антимонопольный комитет Украины проанализировал деятельность сетей, работающих в Киеве под брендами "Ашан", "Фуршет", "Сильпо", "Фора", "Велыка Кышеня", "АТБ", "ЭКО-маркет", "Караван", Billa, "Край и Краина", "Перекресток", Spar, Novus, "Бимаркет" и "Метро Кеш энд Керри Украина", на предмет соблюдения требований конкурентного законодательства.

АМКУ отметил, что цены на молочную продукцию, макаронные изделия, подсолнечное масло, крупы, мясо и рыбу в 2011 году и в начале 2012 года повысились на 15-60%. В то же время индекс потребительских цен в Киеве вырос на 13,5%. АМКУ пришел к выводу, что такие действия ритейлеров могут содержать признаки антиконкурентных согласованных действий, которые предусматривают штрафные санкции в размере до 10% дохода компаний.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь