Эксперты, ответившие на вопрос «&», считают, что перспектива развала фракции, насчитывающей сегодня более 100 депутатов, маловероятна. Однако количественно фракция будет уменьшаться, так как разнородность интересов ее членов была очевидна еще во время выборов. В блоке Виктора Ющенко немало бизнесменов, которые не могут долго находиться вне принятия экономических законов, поэтому фракции необходимо выработать приемлемые формы сотрудничества с большинством. К тому же эксперты отмечают сильное давление на депутатов-бизнесменов блока «Наша Украина» со стороны власти. Прозвучала даже мысль о том, что сегодня, находясь в оппозиции, нельзя заниматься бизнесом. В то же время уменьшение количественного состава фракции, по мнению отдельных депутатов, не означает ее ослабления, поскольку при этом она избавляется от случайных людей и происходит ее идеологическое очищение.
Николай Томенко, народный депутат Украины, директор Института политики:
– Я думаю, что самый трудный период для фракции «Наша Украина» наступит в ноябре 2004 года. Когда встанет вопрос о возможном прекращении ее существования после того, как завершатся президентские выборы. Самое сложное испытание – испытание властью, и когда «Наша Украина» победит на президентских выборах – вот тогда будет самый тяжелый период для нее. На сегодняшний день это нормальная ситуация, естественный отбор, когда из фракции выходят народные депутаты. Это люди, которые органически не в состоянии смириться со статусом парламентской оппозиции.
Леонид Кравчук, народный депутат Украины, СДПУ(о):
– В блоке «Наша Украина» осталось 105 народных депутатов. Такой запас прочности до четырнадцати депутатов – колоссальный. Я думаю, что депутаты из «НРУ», «Реформы и конгресс», которые из принципиальных соображений пришли в блок «Наша Украина», останутся. С самого начала Ющенко начал сотрудничать с силами, занимающими диаметрально противоположную позицию, – коммунистами и социалистами. Что у них может быть общего в политической платформе? На мой взгляд, нельзя выставлять себя победителями раньше времени. Они не победили, они просто взяли больше голосов на выборах по сравнению с другими блоками. А если вы хотите создать что-то общее, то создавайте это на равноправных принципах. Поэтому сегодня «Наша Украина» пожинает плоды своей неразумной политики.
Евгений Червоненко, народный депутат Украины, фракция «Наша Украина», почетный президент концерна «Орлан»:
– Блок Виктора Ющенко «Наша Украина» уничтожают системно и целенаправленно. Я не пророк, чтобы знать, какой запас прочности имеет наш блок. Могу сказать только одно: это зависит от терпения, порядочности и мужества каждого члена фракции.
Игорь Насалик, народный депутат Украины:
– Думаю, блок «Наша Украина» станет тоньше процентов на двадцать пять.
Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития:
– К осени 2003 года в блоке В. Ющенко останется приблизительно 60-70 народных депутатов. На мой взгляд, одна часть парламентариев из блока Ющенко перейдет во фракцию Тимошенко, остальные депутаты будут стремиться перейти во фракцию «Регионы Украины» – за должностями, поддержкой и симпатиями.
Степан Хмара, народный депутат Украины:
– Як вiдповiдальний полiтик я не маю права цього говорити. Бо моє слово може викликати певнi негативнi емоцiї у депутатiв iз фракцiї В. Ющенка. I дехто з наших недругiв, якi хотiли б роз’єднати нас i протистояти консолiдацiї наших гiлок опозицiї – блоку «Наша Україна» i блоку Ю. Тимошенко, – скористається цим. Блок Ю. Тимошенко хотiв виступити єдиним блоком на виборах з блоком Ющенка. Але помилка «Нашої України» була в тому, що вони не прислухалися до наших пропозицiй. Iлюзiї, якi панували у фракцiї «Наша Україна», призвели до того, що було втрачено дуже багато часу, i ми сьогоднi опинились у скрутнiй ситуацiї.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
– Перспектива серьезного развала или уменьшения численности фракции, например, до 80 народных депутатов – маловероятна. Тактика блока Ющенко – дождаться конфликта внутри большинства, всячески провоцировать эти конфликты и становиться на сторону одной из сил в этих конфликтах. Я практически уверен, что после президентских выборов, независимо от того, выиграет Ющенко или проиграет, этой фракции не будет.
Юлия Тимошенко, народный депутат Украины:
– С того момента, когда пропрезидентское большинство собрало достаточное количество депутатов (более чем 226), по большому счету, не имеет значения, сколько депутатов насчитывается во фракциях оппозиции. Важно, что в каждой из них – и у коммунистов, и у социалистов и в «Нашей Украине» – все равно останется тот костяк, который поддержит общество и не продаст идею за деньги. И не важно сейчас, сколько людей будет в оппозиционных фракциях, а главное, чтобы мы не утратили надежду на поддержку в обществе. Ведь сегодня не больше пяти процентов поддерживают Кучму и его команду. И в этом их слабость.
Георгий Крючков, народный депутат Украины, КПУ:
– Думаю, что некоторые народные депутаты будут и в дальнейшем покидать фракцию «Наша Украина». Для этого есть определенная почва, так как бизнес-интересы «ЗаЕдУ» и «Нашей Украины» очень похожи. Если большинство в ВР будет эфемерным, то процесс перехода депутатов из блока Ющенко «Наша Украина» приостановится.
Виктор Ющенко, народный депутат Украины, лидер блока «Наша Украина»:
– На мою думку, є дуже важливi речi, якi треба аналiзувати, коли ми говоримо про те, чому депутати виходять iз фракцiї. Те, що зараз вiдбувається у парламентi, – тортури над полiтичною позицiєю депутатiв. Чому народний депутат «ламається» вiд того непомiрного тиску, який може продовжуватися тижнями й мiсяцями? Наприклад, коли до мене пiдходить депутат i говорить, що у нього два вибори – або вiн труп, або має йти до iншої фракцiї. В iншому випадку у людини просто забирають бiзнес. Про яку мiцнiсть може йти мова, коли з нами говорять мовою авторитарного режиму?
Игорь Шкиря, народный депутат Украины:
– Если блок Виктора Ющенко будет проводить неконструктивную политику в ВР, то запас прочности этой фракции будет таять с каждым днем. В блоке много бизнесменов, которые не могут долго находиться вне принятия экономических законов. Прежде всего «Наша Украина» должна выработать эффективную схему работы с парламентским большинством по экономическим вопросам.
Нвер Мхитарян, народный депутат Украины, почетный президент корпорации «Познякижилбуд»:
– Все будет зависеть от политической ситуации и как в дальнейшем она станет развиваться. Время покажет, кто из депутатов блока «Наша Украина» живет интересами родной фракции, а кто оказался там случайно. При любой ситуации преданные Виктору Ющенко депутаты из фракции не выйдут.
Валентин Ландык, народный депутат Украины, фракция «Регионы Украины»:
– Сегодня сбрасывать со счетов блок В. Ющенко «Наша Украина» не следует. Переход нескольких парламентариев в другие фракции – это еще не трагедия. На сегодняшний день рейтинг у Ющенко довольно высокий, и с этим надо считаться. Другое дело, что он не поднимается и колеблется в пределах 25-30%. А это говорит о том, что, во-первых, мы не видим его активной работы в парламенте, его четкой позиции и ярких выступлений. А во-вторых, Виктору Ющенко нужно определиться в работе с оппозиционными блоками Тимошенко, Мороза и Симоненко.
Валерий Пустовойтенко, народный депутат Украины:
– Предполагаю, что на 100% блок Ющенко не развалится. А то, что процесс миграции депутатов в ВР существует и будет продолжаться дальше, – вполне естественно.
Александр Волков, народный депутат Украины:
– Запаса прочности нет никакого. Получать дивиденды от власти и быть в оппозиции к этой власти – несовместимые понятия. Надо выбирать одно из двух: или быть в оппозиции к власти и бросать бизнес или же заниматься бизнесом и поддерживать эту власть.
Михаил Басараб, глава правления Центра прикладной политики «ЗНАК»:
– Нiчого надзвичайного i неочiкуваного у виходi ряду депутатiв з фракцiї «Наша Україна» я не бачу. Думаю, що передумови для кiлькiсного зменшення фракцiї були закладенi ще в момент формування виборчого списку блоку Ющенка. Я практично не зустрiчав експертiв, якi не передбачали б того, що ми спостерiгаємо сьогоднi з цiєю фракцiєю.
Пiд брендом «Наша Україна» до Верховної Ради потрапила значна кiлькiсть депутатiв, потенцiйний вихiд iз фракцiї яких був очевидним i невiдворотним. Як правило, це представники середнього i великого бiзнесу. Тобто депутати, яким, грубо кажучи, є що втрачати i якi не можуть дозволити собi жорсткого протистояння з владою. До цiєї ж категорiї я б вiднiс i випадок iз профспiлковим лiдером Cтояном. На мiй погляд, поки що стався лише один вихiд iз фракцiї з морально-етичних мiркувань. Я маю на увазi Вiктора Мусiяку. З огляду на це можна припустити, що ми спостерiгаємо зовсiм не останню хвилю вiдтоку депутатiв iз «Нашої України». Образно кажучи, фракцiя ще не вичерпала увесь потенцiал кiлькiсного зменшення. Бiльше того, наявнiсть тут так званих «обережних» полiтикiв вiдображається i на загальному позицiонуваннi фракцiї.
Втiм, не можна не побачити i певних позитивних наслiдкiв у цьому процесi. Скидаючи певний баласт, яким в умовах гострої полiтичної боротьби, як правило, є аполiтичний середнiй та великий бiзнес, блок Ющенка проходить своєрiдне iдеологiчне очищення.