Кризис-менеджмент
Последние герои инвестбанкинга
Вслед за Bear Stearns, Lehman Brothers и Merrill Lynch со сцены сходят два последних инвестбанка «большой пятерки» – Goldman Sachs и Morgan Stanley. 21 сентября они получили разрешение Федеральной резервной системы (ФРС) США на изменение своего статуса на «банковские холдинговые компании».
Goldman и Morgan считались крупнейшими и наиболее успешными инвестбанками на Уолл-стрит. В отличие от конкурентов, им удалось избежать квартальных убытков, хотя и пришлось списать активов на $4,9 млрд. и $15,7 млрд. соответственно. В условиях паники, началавшейся в середине сентября, их акции рухнули на несколько десятков процентов. Morgan даже начал переговоры о слиянии с четвертым по величине банком США Wachovia, а также подумывал продать свои 49% китайской государственной CIC.
Однако новые возможности достанутся инвестбанкам дорогой ценой: изменив статус, обе компании попадут под более жесткий контроль. Банки контролирует Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC); коммерческие – ФРС, минфин и Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC). Теперь придется выполнять более строгие требования к достаточности капитала, сократить операции на заемные средства, ограничить выпуск целого класса высокодоходных инвестиционных облигаций и позабыть о сверхприбылях (в 2007 г. Goldman заработал $11,6 млрд. чистой прибыли).
Как резюмируют эксперты, мощная волна финансового кризиса смыла не просто крупнейшие инвестбанки, а и сам этот финансовый институт. «В рамках беспрецедентных мер по стабилизации финансового рынка правительство США фактически ликвидировало частную банковскую инвестиционную систему Уолл-стрит в той форме, в какой она существовала последние 75 лет», – отметил экс-глава FDIC Уильям Айзек. При этом государство намерено направить на поддержку рынка $700 млрд.
Рейтинг
Coca-Cola в лидерах восьмой год подряд
Большую часть рейтинга Business Week традиционно занимают представители США – их в списке 53. Во-первых, американская экономика остается крупнейшей в мире; во-вторых, местные компании как никакие другие нацелены на конечного потребителя, который фактически и определяет стоимость бренда. Поэтому в рейтинге и преобладают потребительские марки и практически нет компаний из развивающихся стран, основу экономик которых составляют добывающие отрасли.
Изменений в целом немного: самые дорогие бренды меняются местами, но почти не пускают в «золотую сотню» новичков. На этот раз «взломать» рейтинг удалось лишь восьмерым. Наибольших успехов добился шведский бренд H&M – его оценили в $13,8 млрд., что сразу обеспечило ему 22 место. Как поясняют исследователи, продавец одежды в стиле «дешевый шик» активно осваивает Ближний Восток; следующие остановки – Россия и Япония. Чуть меньшие успехи показали вновь созданное информагентство Thomson Reuters, взлетевшее сразу на 44 место, а также производитель коммуникационного оборудования BlackBerry, оказавшийся 73-м. Среди новых имен последней десятки отмечены Ferrari, Armani, Marriott, FedEx и Visa.
Слияния
Веское слово Еврокомиссии
WPP Group – крупнейший в Великобритании и второй в мире по величине рекламно-маркетинговый концерн – получил одобрение Еврокомиссии на покупку за 1,36 млрд. евро аналитического агентства Taylor Nelson Sofres (TNS).
Инвестиции
Microsoft вкладывает в себя
Совет директоров Microsoft утвердил план выкупа у миноритариев своих акций на $40 млрд. Исходя из текущей капитализации софтверной корпорации, за эти деньги можно приобрести около 17% ценных бумаг. Программа рассчитана на пять лет и завершится 30 сентября 2013 г. Она придет на смену аналогичной инициативе по обратному выкупу акций также на $40 млрд., запущенной еще в 2004 г. С тех пор Microsoft выплатила инвесторам около $115 млрд. путем выкупа акций и выплаты дивидендов. Одновременно корпорация сообщила, что повышает квартальные дивиденды на 18% – до $0,13 за акцию.
Крупнейший мировой производитель ПК Hewlett-Packard также выделил $8 млрд. на пятилетнюю программу по выкупу своих акций.
Приобретения
Французы приручают британский «мирный атом»
Electricite de France (EDF), мировой лидер атомной энергетики, после многомесячных переговоров достиг соглашения о приобретении своего британского конкурента British Energy. Стоимость сделки составит 12,5 млрд. фунтов стерлингов – на 1% больше предложения, отклоненного британцами в июле.
EDF, в свою очередь, добавит в портфель активов крупнейшего британского оператора АЭС, который располагает восемью электростанциями и производит шестую часть всей электроэнергии в стране. Столь большой интерес потенциальных покупателей вызван наличием у компании свободных площадок для строительства новых мощностей. К тому же выход в новый регион позволит EDF эффективнее конкурировать с нынешними лидерами европейского энергетического рынка – немецкими RWE и E.ON.