Site icon Companion UA

B мировых компаниях

Кризис-менеджмент


Последние герои инвестбанкинга
Вслед за Bear Stearns, Lehman Brothers и Merrill Lynch со сцены сходят два последних инвестбанка «большой пятерки» – Goldman Sachs и Morgan Stanley. 21 сентября они получили разрешение Федеральной резервной системы (ФРС) США на изменение своего статуса на «банковские холдинговые компании».


Goldman и Morgan считались крупнейшими и наиболее успешными инвестбанками на Уолл-стрит. В отличие от конкурентов, им удалось избежать квартальных убытков, хотя и пришлось списать активов на $4,9 млрд. и $15,7 млрд. соответственно. В условиях паники, началавшейся в середине сентября, их акции рухнули на несколько десятков процентов. Morgan даже начал переговоры о слиянии с четвертым по величине банком США Wachovia, а также подумывал продать свои 49% китайской государственной CIC.


Чтобы выжить в долгосрочной перспективе, финансовые гиганты решили стать обыкновенными коммерческими банками. Главное преимущество их нового статуса – облегченный доступ к экстренным кредитам ФРС и упрощение процедуры слияния с финучреждениями, имеющими застрахованные депозиты. Оба института уже работают с депозитами. У Morgan их на $36 млрд., у Goldman – на $20 млрд. в двух «дочках». Причем последний даже сможет занять четвертое место среди банков США после Bank of America, J.P. Morgan Chase и Citigroup. В плане репутации ему поможет Уоррен Баффет, который согласится купить акции инвестбанка на $10 млрд. Morgan же решил повременить с поиском инвестора, так что переговоры с Wachovia и CIC были приостановлены.


Однако новые возможности достанутся инвестбанкам дорогой ценой: изменив статус, обе компании попадут под более жесткий контроль. Банки контролирует Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC); коммерческие – ФРС, минфин и Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC). Теперь придется выполнять более строгие требования к достаточности капитала, сократить операции на заемные средства, ограничить выпуск целого класса высокодоходных инвестиционных облигаций и позабыть о сверхприбылях (в 2007 г. Goldman заработал $11,6 млрд. чистой прибыли).


Как резюмируют эксперты, мощная волна финансового кризиса смыла не просто крупнейшие инвестбанки, а и сам этот финансовый институт. «В рамках беспрецедентных мер по стабилизации финансового рынка правительство США фактически ликвидировало частную банковскую инвестиционную систему Уолл-стрит в той форме, в какой она существовала последние 75 лет», – отметил экс-глава FDIC Уильям Айзек. При этом государство намерено направить на поддержку рынка $700 млрд.


Рейтинг


Coca-Cola в лидерах восьмой год подряд
Бренд остается наиболее волатильным из активов компании. Даже в условиях финансового кризиса инвестиции в его продвижение стабильно растут. Несмотря на замедление темпов экономического роста, совокупная стоимость 100 крупнейших глобальных брендов за год возросла на 5% – до $1,206 трлн. Таковы итоги совместного ежегодного исследования Interbrand и BusinessWeek.


Большую часть рейтинга Business Week традиционно занимают представители США – их в списке 53. Во-первых, американская экономика остается крупнейшей в мире; во-вторых, местные компании как никакие другие нацелены на конечного потребителя, который фактически и определяет стоимость бренда. Поэтому в рейтинге и преобладают потребительские марки и практически нет компаний из развивающихся стран, основу экономик которых составляют добывающие отрасли.


Изменений в целом немного: самые дорогие бренды меняются местами, но почти не пускают в «золотую сотню» новичков. На этот раз «взломать» рейтинг удалось лишь восьмерым. Наибольших успехов добился шведский бренд H&M – его оценили в $13,8 млрд., что сразу обеспечило ему 22 место. Как поясняют исследователи, продавец одежды в стиле «дешевый шик» активно осваивает Ближний Восток; следующие остановки – Россия и Япония. Чуть меньшие успехи показали вновь созданное информагентство Thomson Reuters, взлетевшее сразу на 44 место, а также производитель коммуникационного оборудования BlackBerry, оказавшийся 73-м. Среди новых имен последней десятки отмечены Ferrari, Armani, Marriott, FedEx и Visa.


Если изменения в рейтинге, касающиеся позиций компаний и новых имен, минимальны, то стоимость брендов некоторых участников изменилась значительно. Прорывом года среди старожилов вновь стал Google. Среди лидеров роста также значатся Apple (+24%, 24 место), Amazon.com (+19%, 58 место), Zara (+15%, 62 место). А вот список неудачников рейтинга возглавил бренд Merrill Lynch, который подешевел на одну пятую и опустился на 12 позиций – до 34 места. Удручающим год оказался и для его конкурентов – Morgan Stanley (-16%, 42 место) и Citi (-14%, 19 место).


Слияния


Веское слово Еврокомиссии
WPP Group – крупнейший в Великобритании и второй в мире по величине рекламно-маркетинговый концерн – получил одобрение Еврокомиссии на покупку за 1,36 млрд. евро аналитического агентства Taylor Nelson Sofres (TNS).


WPP интересуется британским конкурентом давно и 9 июня объявил о намерении приобрести его. Он решил объединить TNS со своим подразделением Kantar, рассчитывая, что новая структура займет лидирующее положение в области исследования рынков ритейла, телекоммуникаций, финансовых услуг, технологий и автомобилестроения. Однако TNS все предложения о поглощении отклоняла и тянула время. Дело в том, что британцы – не единственный претендент на покупку. Еще с весны TNS обсуждала возможность «слияния равных» с немецкой исследовательской группой GfK, однако последняя недавно вышла из переговоров. Теперь свое мнение по этому вопросу высказал Брюссель. Здесь посчитали, что объединение TNS и WPP не только не нанесет значительного ущерба конкуренции внутри ЕС, а даже удачно отразится на состоянии европейской экономической зоны.


Инвестиции


Microsoft вкладывает в себя
Совет директоров Microsoft утвердил план выкупа у миноритариев своих акций на $40 млрд. Исходя из текущей капитализации софтверной корпорации, за эти деньги можно приобрести около 17% ценных бумаг. Программа рассчитана на пять лет и завершится 30 сентября 2013 г. Она придет на смену аналогичной инициативе по обратному выкупу акций также на $40 млрд., запущенной еще в 2004 г. С тех пор Microsoft выплатила инвесторам около $115 млрд. путем выкупа акций и выплаты дивидендов. Одновременно корпорация сообщила, что повышает квартальные дивиденды на 18% – до $0,13 за акцию.


По мнению аналитиков, оба этих шага свидетельствуют о желании вернуть акционерам деньги, потерянные от несостоявшейся сделки с Yahoo!, а также нарастить стоимость активов во время финансового кризиса (только в 2008-м котировки компании упали на треть). Решение Microsoft указывает и на то, что она решила повременить с крупными приобретениями. Эксперты отзываются одобрительно: по их словам, в условиях нестабильности и отсутствия интересных инвестиционных проектов компаниям выгоднее вкладывать в себя. Тем более что в США операции по обратному выкупу акций облагаются меньшим налогом, чем по выплате дивидендов. «Инвесторы оказывают на корпорацию определенное давление, – комментируют в Greenwich. – После неудачи с Yahoo! она вряд ли скоро купит какой-либо другой перспективный проект. Что она может сейчас сделать, так это разобраться с большой суммой неиспользованной наличности».


Крупнейший мировой производитель ПК Hewlett-Packard также выделил $8 млрд. на пятилетнюю программу по выкупу своих акций.


Приобретения


Французы приручают британский «мирный атом»
Electricite de France (EDF), мировой лидер атомной энергетики, после многомесячных переговоров достиг соглашения о приобретении своего британского конкурента British Energy. Стоимость сделки составит 12,5 млрд. фунтов стерлингов – на 1% больше предложения, отклоненного британцами в июле.


Немалую роль в заключении соглашения сыграло правительство Великобритании, которому принадлежит 35% акций British Energy. Премьер-министр страны Гордон Браун, стремясь снизить зависимость от импорта электроэнергии и сократить выбросы СО2 в атмосферу, ратует за возрождение национальной ядерной энергетики. И помощь такого опытного игрока, как EDF (в 2007-м компания покрыла 77% потребностей Франции в электричестве), стала бы серьезной заявкой на успех. Спор о том, что наиболее перспективный сектор энергетики теперь окажется в руках иностранной госкомпании, также удалось разрешить. Сейчас EDF ведет переговоры с британской газовой компанией Centrica, которая по завершении сделки приобретет 25% объединенной корпорации.


EDF, в свою очередь, добавит в портфель активов крупнейшего британского оператора АЭС, который располагает восемью электростанциями и производит шестую часть всей электроэнергии в стране. Столь большой интерес потенциальных покупателей вызван наличием у компании свободных площадок для строительства новых мощностей. К тому же выход в новый регион позволит EDF эффективнее конкурировать с нынешними лидерами европейского энергетического рынка – немецкими RWE и E.ON.

Exit mobile version