Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров вчера обратилась в правительство. Операторы рынка просят Кабмин срочно разобраться в ситуации, которая сложилась с импортом машин. По информации ассоциации, Госпотребстандарт разрешил ввозить в Украину машины, которые не соответствуют национальным стандартам. Соответствующий приказ №337 был издан этим ведомством буквально на днях. Официальные импортеры уверены, что упрощение правил выгодно исключительно «серым» дилерам. Именно они поставляют в страну американские авто, стандарты которых существенно отличаются от украинских.
По информации Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, решение о новых правилах импорта машин было принято Госпотребстандартом 19 сентября. В самом ведомстве комментировать изменения вчера отказались. Чиновники пообещали сформулировать свою позицию несколько позже. В свою очередь, официальные дилеры объясняют, что отныне проблем с растаможкой машин, которые не соответствуют украинским стандартам, нет. По их мнению, это решение пролоббировали «серые» дилеры. Этих импортеров не устраивали действовавшие до недавнего времени правила. По ним ввоз нестандартных машин разрешался только после их переоборудования согласно внутренним стандартам. Например, чтобы переделать сверхпопулярный в нашей стране джип «Лексус», который везли из США, надо было потратить около $3 тыс. «Поэтому серому импортеру было легче заплатить тысячу долларов чиновнику», — объясняет генеральный директор Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Как объясняют автоспециалисты, произведенные в Штатах авто отличаются по многим параметрам. Например, задние фары, показывающие поворот по американским правилам красные. Отличается и подсветка фар. Фары европейских авто — асимметричные, с уклоном вправо. Авто из США оснащены мощными фарами, рассчитанными на широкополосные хайвеи. Спидометр украинских авто должен рассчитывать скорость в километрах. Американский же считает в милях.
К тому же, как напоминают официальные автодилеры, Украина присоединилась к Венской и Женевской конвенциям, регламентирующим общеевропейские автомобильные стандарты. Но главный аргумент автоимпортеров — «серый» импорт нанесет урон официальным производителям и продавцам машин. К тому же нестандартные авто значительно повысят аварийность на и без того опасных украинских дорогах. «Серые дилеры получат определенное послабление, поэтому противостояние на рынке между официальными и неофициальными импортерами продолжится», — заключает заместитель директора по корпоративным связям холдинга «Атлант-М» в Украине Александр Самардак.