На конференции TED 2012 овациями было встречено выступление главы фонда X Prize Питера Диамандиса. Предлагаем вашему вниманию выдержки из этого выступления.
«Мы живем в необыкновенное время, но многие люди забывают об этом. Устанавливаем для себя ожидания все выше и выше, придавая тем самым новое значение понятию «бедность».
Подумайте: сегодня у большинства людей, официально проживающих в США за чертой бедности, есть электричество, вода, канализация, холодильники, телевизоры, автомобили и кондиционеры. Самые богатые американские капиталисты начала прошлого века даже не могли мечтать об этом.
В основе большей части этого лежат технологии. Любой инструмент на основе информационных технологий снижает стоимость и вдвое повышает эффективность за один-два года. Мобильный телефон в вашем кармане в миллион раз дешевле и в тысячу раз быстрее, чем суперкомпьютер из 1970-х.
Многие ли из нас могли предсказать победу суперкомпьютера Watson в недавнем состязании с человеком в ходе телеигры Jeopardy? Ведь это не простая викторина, она связана с нюансами человеческого языка, его интерпретацией. А если использовать искусственный интеллект в «облаке», доступном любому отовсюду?
Четыре года назад я и Рей Курцвейл основали Университет сингулярности. Мы обучаем наших студентов этим технологиям, в частности, тому, как они могут быть использованы для решения глобальных проблем человечества. Каждый год просим их создать компанию, продукт или сервис, которые могут изменить к лучшему жизнь миллиарда людей в течение ближайших десяти лет. Тот факт, что сегодня группа студентов может буквально соприкоснуться с жизнью миллиарда людей, 30 лет назад казался фантастикой. Мы можем назвать десятки компаний, которые уже сделали это.
Технологии – это сила, освобождающая ресурсы. В XIX в. алюминий был очень дорогим металлом, посуда из него оказалась престижнее золотой. И хотя алюминий составляет 8% от массы Земли, он находится в связанном состоянии с другими химическими элементами, выделить его очень трудно. Однако появление технологии электролиза сильно упростило эту задачу, и алюминий стал настолько дешевым, что часто используется однократно.
Мы говорим о нехватке энергии, но каждые 88 минут Земля отражает 18 ТВт энергии. Это не недостатки, а доступные возможности. И уже есть хорошие новости, например, в этом году впервые стоимость солнечной энергии стала на 50% меньше, чем обеспечивает дизель-генератор в Индии.
Согласно результатам проведенного МТI исследования, в конце десятилетия в солнечных районах США она будет стоить 6 центов за 1 кВт.ч по сравнению с нынешними 15 в среднем по стране. А если у нас в изобилии энергия, значит в изобилии вода. Благодаря нанотехнологиям создано устройство Slingshot, которое имеет габариты холодильника, но способно производить тысячи литров питьевой воды в день с себестоимостью 2 цента за литр. Причем на входе вода может быть самого плохого качества.
Еще недавно мы тратили десятки тысяч долларов на GPS, HD-видео, неподвижные изображения, хранилища книг и музыки, медицинское диагностическое оборудование. Все это сейчас буквально дематериализовалось и демонетизировалось, переместившись в ваш телефон. Недавно мы объявили о совместном проекте с фондом Qualcomm, получившим название Qualcomm Tricorder X Prize c премией в $10 млн. Мы дали задание скомбинировать все технологии в одно мобильное устройство, с которым вы сможете разговаривать, поскольку у него есть искусственный интеллект; можете кашлять на него или взять кровь из пальца. И он должен ставить диагноз лучше, чем команда докторов.
Мы только что переступили рубеж 7 млрд. по численности населения Земли. Лучшее средство для предотвращения демографического взрыва – делать мир образованнее и здоровее. В 2010 г. почти 2 млрд. людей имели доступ в интернет, а к 2020-му их станет 5 млрд. Это значит, что 3 млрд. новых умов, о которых никто никогда раньше не слышал, станут участниками глобального обсуждения. Чего эти люди будут хотеть, как потреблять? А ведь они представляют собой еще и десятки триллионов долларов, которые вольются в глобальную экономику.
Что восстание этих 3 млрд. здоровых, образованных, продуктивных членов общества принесет нам? Как насчет целого ряда мнений, которые мы не слышали раньше? X Prize меня научил тому, что маленькие команды, ведомые страстью и ясной целью, могут делать выдающиеся вещи, которые раньше могли делать только корпорации и правительства».
Университет сингулярности, о котором упомянул П. Диамандис, был создан при поддержке NASA, Google, университетов Беркли и Стэнфорда, а также ряда других компаний. Он расположен в Силиконовой долине на территории одной из лабораторий NASA.
Этот междисциплинарный университет считается одним из самых инновационных учебных заведений в мире. В настоящее время он предлагает три академические программы: Graduate Studies – десятинедельная для 80 человек (проводится раз в год, стоимость – $25 тыс.); Executive Program – восьмидневная для 40 человек (три раза в год – $15 тыс.); специальные executive-программы.
Почему вы, руководитель с большим опытом, заинтересовались программой в Университете сингулярности?
Энди Бейн, президент нашей компании и главный акционер, был на этой программе два года назад, после чего захотел, чтобы его топ-менеджеры тоже там побывали. Сейчас я могу сказать, что это уникальная программа, и мне понятно, почему Энди планирует, чтобы весь топ-менеджмент холдинга прошел этот курс.
Занятия проходили с 8 утра до 9 вечера. Обучение включало в себя лекции, презентации, а также посещение компаний, использующих в своем бизнесе различные яркие инновации. Одна из таких компаний (бывшее рекламное агентство) сотрудничает с Джеймсом Кэмероном, предоставляя ему для съемок различных роботов, задействованных также во многих рекламных роликах. Кроме того, она изготавливает интересные маленькие игрушки, позволяющие наблюдать детей, больных аутизмом. Autodesk давно занимается компьютерным моделированием и проектированием, а нам было показано, как на 3D-принтерах печатают протезы, которые не только функциональны, но и выглядят как некая модная фишка. Сотрудники компании проводят специальные фотосессии, где люди снимаются с этими протезами. Google (один из основных соучредителей Университета сингулярности) представил свою «машину без водителя», которую уже сейчас можно увидеть на Калифорнийском шоссе.
Членами нашей группы на тренинге были разные люди: предприниматели, инвесторы, владельцы бизнесов, банкиры и те, кто успешно продал свой бизнес и занимается поиском новых идей. Всех их объединяет то, что они думают, как дальше развиваться, а для этого им нужно понять, куда движется мир и какие новые открытия и изобретения уже стоят на пороге нашей повседневной жизни.
Можно ли этот тренинг сопоставить с другими?
Я посещала много разных тренингов, но это нечто особенное. Ты погружаешься в огромный массив разнородной информации, которую до тебя доносят очень доходчиво: робототехника, космос, биосинтез…
Среди нас не было специалистов в этих сферах. И это был не просто экскурс из серии галопом по Европам. Во-первых, развитие данных технологий определяет развитие общества, то есть потребителей, а во-вторых, новое все чаще создается на стыке знаний из разных сфер. О втором часто говорилось на тренинге, да и на практике, по крайней мере в Силиконовой долине происходит именно так. Например, люди, создавшие аппарат для обнаружения пятен нефти, встретились в салоне для татуировок и до этого никогда не видели нефть. Прорывные идеи часто исходят от тех, кто не погружен глубоко в проблему. К сожалению, в Украине общество, бизнес все еще сильно специализированные и узкие.
На трехмесячный курс в университет обычно приезжают выпускники и молодые специалисты. Им ставится конкретная задача, которую они должны решить к концу обучения. В этом году одна из тем – 3D-печать домов. Дом небольшой, на две спальни, должен печататься за два дня и стоить около $2 тыс.
Еще три года назад 3D-принтеры были эксклюзивными и очень дорогими. А недавно в США запущен в продажу небольшой принтер по цене $1,3 тыс. Он предназначен для развития у детей воображения, с его помощью они могут свои идеи сразу воплощать в материале.
Продукты, проекты, о которых вы рассказываете, требуют инвестиций с большим сроком окупаемости, и вообще их окупаемость сильно рискованна.
Безусловно. Те, кто вкладывается в них, делают это не на последние деньги. Но там есть много венчурных инвесторов, которые не на словах, а на деле готовы потерять деньги на девяти проектах в расчете на то, что десятый выстрелит и компенсирует им все потери. Они готовы к игре «в долгую».
Кроме того, наверное, сказывается и честолюбие, желание помочь миру и чувство личной ответственности перед обществом. В Украине же пока практически все хотят вкладывать в то, во что вложили другие. Все ищут гарантированный успех и минимальный риск, а такие идеи прорывными не бывают.
Что-то после тренинга вы используете в компании?
Во время обучения в Университете сингулярности у Энди Бейна возникла идея создать в нашем новом офисе площадку для встреч сотрудников разных профессий, партнеров и клиентов. Оснащенная технологичными новинками, она станет местом проведения различных лекций и тренингов. Так у нас появился AGL Digital Lounge. Я пока лишь успела рассказать своим коллегам о том, что увидела и услышала. Но есть огромное желание сделать что-то большее.