Пьемонтское винодельческое хозяйство Сандроне (Sandrone) основано в 1978 году. Оно родилось оно из желания делать тонкое вино, наилучшим образом выражающее сорт «неббиоло» и уникальный терруар Ланге. Все началось с того, что между 1973 и 1977 годами отец Лучано Сандроне «закупорил» несколько бутылок из купленного на розлив вина. Он приклеил на бутылки семейную этикетку и стал дарить их своим друзьям. Несколько из тех сохранившихся бутылок бароло теперь украшают интерьер винодельни. Но вином Sandrone это назвать нельзя — просто часть семейной истории или точнее — предыстория настоящего виноделия.
В конце 1977 года Лучано приобрел первый небольшой участок виноградника Каннуби (Cannubi) и уже на следующий год в гараже родительского дома начал делать вино. Четыре года спустя на выставке VinItaly 1982 он встретил своего первого международного дистрибьютора, который выкупил почти все 1500 бутылок бароло первого винтажа 1978 года. Вина Sandrone стали экспортироваться в США и Швейцарию, а затем и по всему миру. Внимание мировой прессы и винных экспертов Лучано Сандроне привлек к себе винтажами 1989 и 1990 годов — его Barolo Cannubi Boschis, сделанное в небольшом количестве из винограда с его самого лучшего участка, получило соответственно 97 и 100 баллов от Роберта Паркера. Это была одна из первых наивысших оценок бароло вообще. Урожай 1990 года принес первый релиз Le Vigne Barolo — купажного вина из винограда с участков уровня «крю» из различных коммун Бароло.
Несмотря на то, что мировая винная пресса повесила на него ярлык модерниста, сам он считает, что его методы, философия и вина находятся где-то посередине между крайними выражениями традиций и модернизма. С конца 1970-х годов молодые виноделы стали внедрять у себя методы по уменьшению жесткости танинов бароло и барбареско, чтобы сделать вино, которым можно было бы наслаждаться в более молодом возрасте, а не терпеливо ждать 25 лет пока танины смягчатся. Поскольку Лучано как раз в это время только становился на путь виноделия, он смог выбирать — какие новые методы взять на вооружение и какие старые традиции сохранить. Он отдавал себе отчет в том, что новинки — ротоферментаторы, краткая мацерация, новые французские бочки помогут сделать более понятное для потребителя вино, но иногда при этом будет потеряна уникальность бароло.
Сегодня на своей современной, с идеальным порядком винодельне он делает чистые, «отточеные» вина, используя в основном старые методы: открытые вертикальные ферментационные емкости, умеренно продолжительную мацерацию, большие бочки и, в течение всего процесса, бережное и уважительное отношение к ягодам винограда, что является признаком артизанального производства. Это очень согласуется с семейным характером хозяйства.
Брат Лучано — Лука, младший его на 20 лет, дипломированный энолог и винодел присоединился к семейной компании в 1992 году и сейчас отвечает за контроль всех виноградников. Обеспечение низкой урожайности и получения здоровых, полностью зрелых ягод, характеризующих вина Sandrone, находится в его ведении. Дочь Лучано – Барбара, начала работать на винодельне в 1997 году, сейчас она занимается административными делами, внешними связями и вопросами обучения персонала.
Лука на виноградниках бывает практически ежедневно. Он отвечает за обрезку и ведение лоз, удобрение (компост используется раз в 4-6 лет), зеленый сбор, опрыскивание, уход за виноградными кустами и сбор урожая. Он шутит, что может уехать в отпуск только тогда, когда лозы крепко заснули. Как только это происходит, он отправляется кататься на лыжах. Впрочем, и во время работы ему удается поддерживать форму — во время обеда Лука почти всегда ездит на велосипеде.
В настоящий момент в хозяйстве насчитывается 27 га виноградников, 75% из которых собственные. Ежегодно производится 90-100 тыс. бутылок вина, при этом ни одно вино не делают из покупного винограда. Отношение к арендованным виноградникам точно такое же как к собственным — отсюда и стабильное качество.
В 2006 году на южную часть крыши винодельни установили солнечные батареи, чтобы своей деятельностью оказывать минимальное воздействие на окружающую среду. Они покрывают большую часть потребностей в электроэнергии во время сбора урожая. В остальную часть года Лучано продает избыток электроэнергии в центральную энергосистему. Для полива растений, деревьев и цветов вокруг здания винодельни используется дождевая вода, которую собирают в подземные цистерны.
О применении энергосберегающих технологий в виноделии подробнее читайте здесь: |
Винодельня в принципе соответствует требованиям органического производства, но здесь решили не отвлекаться на получение соответствующего сертификата. И без него медь, сульфиты, удобрения и органическая обработка против насекомых применяется только в тех количествах и того типа, которые разрешены ЕС для органики. Никакие химикаты или энзимы никогда не добавляются ни в сусло, ни в вино.
Лучано стремится к тому, чтобы его винодельческие методы были как можно более постоянными из года в год, чтобы рука винодела была не так видна. Он считает, что это приводит к более честному показателю качества вина, которое лучше отображает индивидуальность терруара и винтажа.
Barolo Cannubi Boschis
Это флагманское вино, которое принесло Лучано ранний успех — одним из первых в Италии оно получило 100 баллов от Роберта Паркера. Вино, сделанное из ягод, собранных на одном винограднике, типично плотное и концентрированное, но показывающее себя гармоничным и сбалансированным. Оно дает почувствовать соблазнительные нотки лесных ягод и вишни с цветочными и минеральными нюансами. В наилучшие годы урожая вино будет отлично питься и через 20 лет, и больше. В окончании вино сладкое, «широкое» и «длительное» с умеренными, зрелыми танинами.
Barolo Le Vigne
Часто это вино бывает темным и непрозрачным в своей молодости, когда танины и структура ягод с виноградников, находящихся высоко над уровнем моря, делает вино менее питким. При правильной выдержке в подвале в этом вине проявляются более классические нюансы бароло: черной вишни, гудрона, фиалок и роз. В лучшие годы оно способно пережить Cannubi Boschis в бутылке. В Le Vigne больше танинов, чем у старшего брата, оно обладает отличной свежестью и длительностью.
Nebbiolo d’Alba Valmaggiore
Вино показывает, каких изменений можно достичь в неббиоло с ягодами, выращенными на виноградниках, которые расположены на расстоянии всего 25 км друг от друга. Неббиоло из региона Роеро (там где находится виноградник Valmaggiore) стремится к легкой структуре и зрелым, мягким танинам, которые недалеко ушли от тех, которые характерны для пино нуара. Вино хорошо пьется с возраста 6-12 лет, но в лучшие годы урожая легко проживет и дольше. Это не «беби бароло» или второе вино — совсем нет. Это проявление совершенно другой географической зоны виноделия. Вино демонстрирует аромат цветов и красных фруктов, приятное окончание и зрелые танины.
Barbera D’Alba
Barbera d'Alba делают как вино, которое хорошо будет питься через 10 лет. В нем ощущаются зрелые ягоды и черные фрукты. Так как в «барбере» практически нет своих танинов, использование бочек дает вину такую необходимую структуру. Оно прекрасно подходит для «богатых» зимних блюд, так как кислотность не дает им быть слишком тяжелыми.
Dolcetto d’Alba
Питкое Dolcetto d'Alba — это вино на каждый день, оно сочетается со многими блюдами. Характеризует себя ягодными и сливовыми нотками, глубокой минеральностью и хорошими, крепкими, зрелыми танинами. Хотя dolcetto в вольном переводе означает «сладенькое», данное вино совсем не является несерьезным и пустяковым — в нем масса ярких фруктов, но также и есть хорошая структура с выраженными кислотными и крепкими танинами. Вино делают в стальных емкостях с начала и до конца, чтобы сохранить свежесть и насыщенность. Пить рекомендуется через 2-6 лет.
По твердому убеждению Лучано Сандроне, каждое вино должно давать самое высокое качество, которое только можно получить в его ценовом сегменте, вне зависимости от того базовая это позиция или топовое кюве.