маркетинг
Праздник с ароматом кофе
1 августа Швейцария отметила свой национальный праздник – День Швейцарии. Особенностями этой страны являются не только малые размеры и многолетняя политика жесткого нейтралитета, но большая этническая пестрота и автономность ее регионов (кантонов). Однако в этот день повсеместно состоялись массовые народные гуляния с роскошными фейерверками. Неизменные атрибуты праздника – торжественные речи, а также украшенные флагами здания, лампионы и костры на вершинах гор, национальная кухня во всем своем разнообразии: даже маленькие булочки пекари украшали маленькими швейцарскими флажками.
Швейцарская компания Jura, производитель автоматических кофемашин для дома и офиса, отмечает национальный праздник в Киеве до 31 августа. В эти дни в ее бутике в ТЦ «Домосфера» покупателей ждут сюрпризы от самой компании и партнеров акции. Это фарфоровая посуда от сети магазинов Elegance, сертификаты на покупку садовой мебели Villa Verde, посуда ручной работы Villa Grazia, spa-процедуры от салона красоты «Глазурь», дневники для записей от клубного журнала Chercher La Femme, сертификаты на обучение гольфу в клубе Golfstream. А главный приз – уик-энд в пятизвездочном отеле в Швейцарии от туроператора Хельвиа.
Заключение «&». Привязка маркетинговой акции к национальному празднику позволяет подчеркнуть статус бренда.
производство
Инвестиции в камень
Французская группа Lafarge, один из мировых лидеров в производстве строительных материалов, совместно с ЕБРР запустила производство щебня в Черновицкой области. Проект реализует Лафарж щебень Украина. В ее состав входят четыре предприятия, которые в 2012 г. вместе реализовали 4,5 млн. т продукции (проектная мощность составляет 7 млн. т). Новое производство открыто на базе Майдан-Испаского месторождения песчано-гравийного сырья. Его мощность – 600 тыс. т щебневой продукции в год. При развитии подобных производств практически всегда возникают экологические вопросы и проблемы, связанные с отношениями с местными общинами. Поэтому Александр Скрипник, гендиректор Лафарж щебень Украина, подчеркивает, что их продукция является заменой речному гравию, добыча которого наносит ущерб природе. А в качестве поддержки местным жителям называются создание новых рабочих мест и подписание договора о социально-экономической поддержке села Испас на сумму 1 млн. грн. (из которых около 800 тыс. грн. уже выделены).
Заключение «&». Компания также обратилась в Межведомственную комиссию по вопросам противодействия противоправному поглощению предприятий. Причина – многочисленные внеплановые проверки, результаты которых в установленном порядке были признаны не соответствующими закону.
страхование
Французский взгляд на жизнь
AXA Group (Франция), мировой лидер в сфере страхования и управления активами, объявила о создании 100%-й украинской дочерней компании страхования жизни. Развивать лайфовый бизнес AXA в Украине будут два бывших топа AXA Страхование. Генеральным директором назначен Дмитрий Тимошенко, который занимал должность заместителя финдиректора и имеет 13-летний опыт работы в страховой отрасли. Заместителем гендиректора по продажам и маркетингу стал Руслан Абдураманов, ранее работавший начальником управления продукт-менеджмента.
Первое время новый лайфовый страховщик займется предоставлением так называемых продуктов protection («защита») – страхование на случай смерти, от несчастного случая и других рисков. Для продвижения этих продуктов AXA Group намерена использовать канал банковского страхования и сотрудничать с теми банками, в которых уже аккредитована рисковая компания группы. Следующим направлением может стать корпоративное страхование, однако активизации работы в данном сегменте мешают особенности начисления единого социального взноса на премии по страхованию жизни.
О своем намерении заняться лайфовым бизнесом в Украине французы заявляли еще шесть лет назад, однако никаких конкретных действий ими не было предпринято. Наконец в 2013 г. они закрыли сделку с СК Евростандарт Лайф, купив по сути лицензию, а не активно работающую компанию. Не исключено, что к решительным действиям AXA Group подтолкнули ожидаемые поправки к закону о страховании, а также активизация в Украине их давнего конкурента – группы Aegon, которая в конце 2012-го приобрела СК Fidem Life, одного из лидеров отечественного лайфового рынка.
Заключение «&». В отличие от банковского украинский рынок страхования жизни по-прежнему интересует западных игроков.
телекоммуникации
Перезагрузка оператора
В Киевстаре, украинской бизнес-единице VimpelСom, подвели итоги II квартала 2013 г. и поделились ближайшими планами.
Чистый доход оператора за этот период составил 3,2 млрд. грн., что на 1% ниже, чем год назад. Доходы в фиксированном сегменте выросли на 7% (до 265 млн. грн.), а сегмента мобильной связи снизились на 2%. В то же время количество домохозяйств, пользующихся интернетом от Киевстара, увеличилось на 38% (почти до 700 тыс.), а доходы от этого бизнеса – на 55%. Доход от мобильного интернета вырос на 10%.
В целом в компании отмечают постепенное замещение голосовых услуг мобильным интернетом и дополнительными услугами.
Количество абонентов мобильной связи оператора на 30 июня составило 25,62 млн., или на 6% больше, чем годом ранее. Этот показатель впервые рассчитывался по новой методике учета. Отныне активными оператор считает только те sim-карты, по которым в течение трех месяцев были получены платные услуги. Изменение в учете предпринято для лучшего понимания источников доходов компании, а также для унификации учета абонентской базы с VimpelСom, где переход на поквартальный учет активных карт состоялся еще в 2008 г.
Средний доход от клиента (ARPU) за II квартал уменьшился на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На показатель повлияли новые пакетные предложения для массового рынка, позволившие абонентам оптимизировать затраты, более дешевые предложения мобильного интернета и снижение почти вдвое цен международного роуминга в наиболее популярных направлениях.
Начиная с весны 2013 г. оператор развивает направление мобильной коммерции. Клиентам предложена услуга «Мобильные деньги», позволяющая оплачивать товары и услуги с использованием мобильного телефона. За месяц зафиксировано около 10 тыс. трансакций.
По итогам квартала операционная прибыль EBITDA составила 1,54 млн. грн. при марже 48,0% (что на 6% ниже по сравнению со II кварталом 2012 г.). Среди факторов, повлиявших на этот показатель, – рост на 8% платы за использование радиочастотного ресурса и увеличение затрат на электроэнергию. Кроме того, компания увеличила расходы на привлечение новых и удержание существующих абонентов, в частности, дилерские комиссионные выплаты.
Заключение «&». Развитие телеком-рынка в Украине сдерживается отсутствием доступа к новым технологиям 3G и LTE. В этих условиях Киевстар старается удерживать рентабельность через управление ценообразованием и развитие наиболее перспективных направлений.
энергетика
Газ из шахт
Американская группа Epsilon Corp. завершает сделку по приобретению двух предприятий в Луганской области.
Одна из компаний – НПК-Контакт – специализируется на добыче шахтного метана. Вторая – Лиспромгаз – занимается поставками газа. Приблизительная сумма сделки составит $1,25 млн. Окончательно оформить покупку планируется до октября этого года. НПК-Контакт занимается добычей метана на территориях закрытых шахт «Томашевская Южная» и «Томашевская Северная», расположенных недалеко от Лисичанска Луганской области. Лиспромгаз в свою очередь поставляет добытый газ потребителям по нерегулируемому тарифу. Среди клиентов компании – лисичанский стеклозавод Пролетарий и лисичанский пивоваренный завод Лиспи.
Заключение «&». Этот проект – не единственное свидетельство интереса зарубежных инвесторов к нетрадиционным способам добычи газа в Украине. Дороговизна голубого топлива делает инвестиции в его добычу привлекательными.
недвижимость
Движение к пресыщению
«Впервые за 13 лет нашей работы мы вынуждены заявить о приближающемся насыщении рынка торговой недвижимости Киева», – отметил партнер Украинской Торговой Гильдии (UTG) Виталий Бойко. Так, по его словам, уже в нынешнем году предложение качественной торговой недвижимости превысит 1 млн. кв. м, или примерно 350 кв. м на 1 тыс. жителей. И хотя по данному показателю Киев все еще отстает от Варшавы, Будапешта и других европейских столиц, по прогнозам девелопера, уже через два-три года эта цифра может удвоится. Связано это с тем, что те торговые площади, которые закладывались в течение 12-13 лет, будут введены в эксплуатацию в ближайшие два-три года, что приведет к показателю насыщения около 700 кв. м на 1 тыс. жителей.
По данным UTG, в 2013 г. в Киеве ожидается открытие семи торговых центров общей площадью 207 тыс. кв. м, два из который уже запущены в первой половине года. Всего же в столице на разных стадиях реализации находятся 24 объекта торговой недвижимости. И в следующем году на рынке появится еще примерно 332 тыс. кв. м торговых помещений, а в 2015-2016 гг. – еще 989 тыс. кв. м. Впрочем, аналитики говорят, что эти объекты могут иметь высокие риски реализации, поскольку вряд ли все они смогут быть профинансированы в достаточном объеме и в срок.
Заключение «&». За первое полугодие текущего года уровень вакантности столичных торговых центров вырос с 0,9 до 2,7%, что привело к росту конкуренции и перемещению арендаторов в более качественные объекты. И выход заявленного количества торговых площадей в 2014-2016 гг. приведет к обострению конкуренции на рынке, вследствие чего начнут снижаться арендные ставки.