Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что технологическая революция уже свершилась – увеличение вычислительной мощности электронных устройств и уменьшение их размера принесли фундаментальные перемены в жизни человечества. Вокруг нас все меньше проблем, которые нельзя было бы решить с помощью программного обеспечения.
Так, Uber уже навсегда изменила индустрию подачи лимузинов в США, ведь теперь не требуется ничего, кроме нажатия кнопки на смартфоне, чтобы вас встретила машина практически в любом крупном городе. Другой пример – Kickstarter и AngelList, создавшие модель crowdfunding, открыв возможность для миллионов людей делать инвестиции в компании на ранней стадии, что раньше было несбыточной мечтой. Amazon навсегда изменила индустрию продаж чего бы то ни было через интернет. Этот список можно продолжать.
Технологическая революция напрямую влияет и на предпринимательскую среду – ее прямым следствием стал тот факт, что запустить инновационную компанию сегодня в 99 раз дешевле, чем 20 лет назад. И качественный уровень таких компаний растет. Это в свою очередь меняет венчурный ландшафт – вложив сравнительно небольшие деньги на ранних стадиях, вы можете впоследствии стать акционером крупного бизнеса.
«Умные» деньги – единственный шанс, на который сейчас могут рассчитывать крупные венчурные фонды
В то же время стандартная венчурная модель перестала устраивать прежде всего самих предпринимателей. Что хотел среднестатистический венчурный капиталист еще вчера? Приобрести самое меньшее 10-20% компании в ожидании увеличения ее стоимости минимум три-четыре раза в течение пяти лет, получить место в совете директоров и иметь возможность продать ее (или свою долю) при достижении требуемых финансовых результатов. Для предпринимателей такой союз становится больше обязательством, чем активом, и в результате мы видим вокруг много примеров того, как понимающие свой рынок стартаперы предпочитают развивать бизнес самостоятельно.
Данная тенденция толкает многие венчурные фонды на изменение бизнес-моделей и финансирование компаний на более ранних стадиях, где они вынуждены конкурировать с моделью crowdfunding. Фонды в этой ситуации, естественно, проигрывают, поскольку не могут чрезмерно рисковать и диверсифицировать портфель. Единственный выход – трансформация венчурных фондов в «умные» деньги, как это сделали First Round Capital, True Ventures и другие, которые нанимают команду профессионалов, дополняющих предпринимателей навыками, необходимыми для успешного ведения бизнеса.
Еще один аспект, который нельзя не упомянуть, это динамика выхода венчурных фондов из инвестиций. По статистике, 95% выходов имеют оценку менее $100 млн., и 90% – менее $50 млн. Это говорит о том, что венчурные фонды испытывают давление как снизу, так и сверху. Находясь в состоянии бутерброда, все меньше венчурных фондов, использующих стандартную модель, будут выглядеть привлекательными для их собственных инвесторов, что в итоге приведет к уменьшению их капитализации и, вероятно, исчезновению как таковых.
Какое же будущее у модели венчурного бизнеса? Это однозначно «инвестор для предпринимателя» и «команда, которая поможет дать предпринимателям то, что сделает их успешными». Так называемые умные деньги – единственный шанс, на который сегодня могут рассчитывать крупные венчурные фонды, поскольку в противном случае они не смогут получить доступ к лучшим умам и компаниям, за которые сейчас огромная конкуренция как среди институциональных, так и частных венчурных инвесторов.
Можно предположить, что будущее венчурного бизнеса – фонды размером не более $100 млн. со сделками не старше Series B, в то время как многомиллиардные венчурные фонды, такие как Sequoia Capital и Andreessen Horowitz, постепенно трансформируются в private equity, основной целью которых станет поглощение и консолидация компаний для их дальнейшего развития и умеренного роста.
«Ангельские» инвестиции на этом фоне выглядят наиболее перспективными и привлекательными, поскольку много предпринимателей, получивших доступ к относительно дешевым технологиям, могут пробовать различные бизнес-модели для создания и успешного развития своего бизнеса. На данный момент складываются благоприятные условия как для предпринимателей (вероятность получения финансирования на новые и хорошие идеи сейчас в разы выше, чем десять лет назад), так и для «ангельских» инвесторов и фондов, инвестирующих на ранней стадии (благодаря технологической революции качество компаний и возможность создания новых бизнес-моделей также намного выше).