Генеральный директор предприятия Виктория Вулах – об опыте становления и развития производства в условиях экономического кризиса, создании торговой марки и о своей мечте.
С чего начиналась Doloni?
Все началось с идеи создать украинскую трикотажную рабочую перчатку. Инвесторы компании предложили мне возглавить этот проект, и я согласилась. До Днепркожгалантереи под моим руководством работал крупнейший в Украине завод картонной упаковки Лунапак. После типографии с ее многочисленными и сложными технологическими процессами я четко понимала, что смогу наладить любое производство.
В начале проекта у нас стояли пустые цеха. Еще не было понимания продукта, знания особенностей производства. Проблематично было найти квалифицированный персонал, поэтому решили поучиться у российских производителей перчаток. Можно было поехать и в Китай, но гораздо эффективнее учиться у тех, кто к нам ближе и географически, и ментально.
Производителей тогда было очень мало. Нашли перчаточную фабрику недалеко от Москвы. Ее владельцы разрешили приехать к ним с визитом. Ко мне тогда отнеслись несерьезно. На этом предприятии работали порядка 120 вязальных машин (сейчас их 150). Мы же в перспективе планировали расширить производственный парк до 300 машин. Пришлось поездить и по другим предприятиям, чтобы понять организацию производства, учет, передачу смены, обучить сотрудников и проч.
Для того чтобы наш продукт выгодно отличался от китайских аналогов, мы дали ему название, которое разместили на яркой качественной этикетке и некоторых видах перчаток. Название Doloni появилось не сразу. Родилось оно внутри коллектива. Это слово и для русских, и для украинцев звучит мягко и мелодично, напоминая итальянский язык.
Какие проблемы вам приходилось решать в процессе развития бизнеса?
На этапе становления любого производства в Украине есть две серьезные проблемы. Первая – квалифицированные сотрудники, вторая – смежники. Найти смежников, которые производят то, что тебе надо, в самой стране, а не за океаном или в горячих точках, очень сложно.
Развивалась Днепркожгалантерея довольно быстрыми темпами. Первое оборудование – 20 вязальных автоматов 7 класса, две оверлочные машины, одна линия по нанесению ПВХ – запуcтили в 2008 г., и в сентябре того же года с предприятия были осуществлены первые отгрузки. В начале 2009-го у нас работали уже 100 машин, а в мае поставили еще 100 вязальных автоматов. Много времени потратили на отработку поставщиков пряжи. В Украине в то время пряжу из чистого хлопка производило только одно предприятие – в Полтаве, но сегодня оно уже закрылось. Были и перебои с поставками, и некачественная пряжа. К тому же в условиях экономической стагнации начался рост цен на хлопок, которые в 2010 г. достигли максимума за последние 100 лет. Стоимость пряжи возросла на 80%. Все это повлияло и на цену продукта.
Решением проблемы с поставками пряжи определенного качества мог стать выпуск собственной пряжи, поэтому в 2011 г. мы запустили собственное ее производство. Сырье завозим из Узбекистана и других стран Азии. Поставщики уже привыкли к нашим требованиям и поставляют сырье нужного качества.
Ситуация на рынке пряжи сложная. Например, потребности России в пять раз выше тех объемов пряжи, чем мы можем производить. Однако конкурировать по ценам на том рынке мы не можем, поэтому производим пряжу для внутренних потребностей Украины. Перерабатываем в месяц порядка 150 т сырья, определенный объем продаем другим трикотажным фабрикам, производителям шпагата. У нас есть даже постоянный клиент – рукодельница из Западной Украины, которая вяжет только из нашей пряжи ажурные свитера-вышиванки и продает их по всей стране.
На этапе становления любого производства в Украине есть две серьезные проблемы: квалифицированные сотрудники и смежники.
Как вам удалось устоять в борьбе с китайской дешевизной и подделками?
Когда мы начали производить свою перчатку, из-за особенностей пряжи она отличалась от китайской по качеству и соответственно цене. Трейдеры убеждали нас снизить цену. Тогда я четко поняла, что в ценовой войне с Китаем обязательно проиграю. Во-первых, дешевле, чем в Китае, произвести не получится. Во-вторых, я не хочу и не умею делать плохо. Мы с технологами долго экспериментировали, использовали разную пряжу, различные цвета пластизоля для нанесения ПВХ-рисунка. Наступил день, когда у нас получилась перчатка, которая хорошо известна нашим потребителям под названием «Звезда». С выпуском ее на рынок сразу исчезли возражения по поводу цены. На тот момент на рынке ей не было равных, и нашу перчатку начали брать оптовики, а затем и потребители оценили ее достоинства: износостойкость, комфорт, эстетичность. И по сей день «Звезда» пользуется повышенным спросом у потребителя. Дешевой продукции из Китая мы противопоставили качественный и доступный по цене отечественный товар. Считаю, что признания своей продукции добились благодаря ориентации на запросы покупателей. Мобильность, четкое реагирование на покупательский спрос и требования рынка, а главное – высокое качество изделий – залог успешной работы предприятия и конкурентоспособности изделий. На сегодняшний день в каждом регионе Украины у нас есть дистрибьютор. Налажено сотрудничество со всеми национальными торговыми сетями хозяйственного и строительного направлений: «Эпицентром», «Новой Линией», «Олди», другими строительно-хозяйственными гипер- и супермаркетами.
Торговая марка Doloni пользуется спросом в Молдове, России, Армении, Беларуси, Венгрии. В ближайшее время планируем поставки в Израиль, Словению. Сотрудничаем также с другими украинскими производителями трикотажных перчаток. Со многими из них я знакома еще с тех времен, когда у нас не было своего производства пряжи. Сейчас они являются нашими покупателями. По возможности помогаем друг другу в случае перебоев с запчастями, каких-то проблем или форс-мажоров.
Популярность торговой марки всегда имеет обратную сторону – изделия стремятся подделать недобросовестные производители. После того как появились и завоевали популярность перчатки «Звезда», компания обратилась в соответствующие органы для защиты результатов творческого труда коллектива. В 2010 г. Украинский институт промышленной собственности подтвердил наше право собственности на данный образец продукции и выдал соответствующий документ. Однако наличие охранного документа в нашей стране не защищает его владельца от неправомерного копирования или имитации. Кроме того, возможности по привлеsчению к ответственности недобросовестных конкурентов, желающих заработать на чужой славе, в Украине довольно ограничены. Только внимательные покупатели помогают нам решать эту проблему, при выборе товара обращая особое внимание на производителя и маркировку продукции.
Как вы считаете, что вам сегодня необходимо предпринимать, чтобы развить успех?
Я считаю, что в бизнесе надо идти своим путем и никогда не останавливаться на достигнутом. Наши специалисты проводят постоянный мониторинг рынка, изучают потребности покупателей и ищут новые возможности для удовлетворения спроса и расширения рынков сбыта. Как производитель средств для защиты рук мы стремимся к тому, чтобы руки были защищены в любых условиях при физической работе на производстве, дома или на даче, при низких температурах и плохих погодных условиях и даже во время активного отдыха.
В ближайшее время планируется запуск новой (единственной в Украине) линии по производству обливной перчатки – это будет качественный прорыв в технологии. Обливные перчатки универсальны для многих видов строительных, бытовых, сельскохозяйственных работ, они максимально защищают руки от пыли и другого воздействия внешней среды. Такие перчатки очень популярны в Европе.
Продолжаем экспериментировать, постоянно расширяя ассортимент трикотажной перчатки, и не только для работы. Так, в прошлом году мы выпустили специальные рукавицы для охотников со свободным указательным пальцем. Такая рукавица позволяет стрелять и в то же время держать руки в тепле. Для тех, кто работает на открытых рынках, выпустили трикотажную перчатку с обрезанными пальцами, в которых удобно одновременно перебирать, например, овощи и пересчитывать деньги. В 2012 г. первыми в Украине предложили теплые зимние перчатки с проводящими заряд волокнами для сенсорных экранов. Их можно не снимать на морозе, пользуясь телефоном или планшетом.
В этом году мы сможем предложить теплую зимнюю перчатку для ежедневной носки под ТМ «Ладошки». Опять будем конкурировать с китайскими производителями, но не по цене. В процессе работы над новыми видами продукции мы не полагаемся только на свое мнение, отдаем их на тестирование потребителям, учитываем их пожелания и замечания. За этот год у нас не было претензий по качеству. И это дорогого стоит.
Что вам больше всего нравится, а что огорчает в вашей работе?
Мне нравится вызов, сложные задачи. И чем сложнее задача, тем больший азарт испытываю, решая ее. Нравится, когда в бизнесе есть доверие на всех уровнях: между сотрудниками, руководством и инвесторами. Я не умею работать плохо, поэтому предпочитаю делать работу как следует, или не браться за нее вовсе. Радует, что ни мне, ни сотрудникам не стыдно за нашу работу, а огорчает то, что в Украине не используется множество возможностей для восстановления отечественного производства.
Когда мы искали «жемчужную мельницу» для производства пластизоля, нам посоветовали поехать на лакокрасочный завод, который закрывался, оборудование распродавалось. Когда я оказалась там, то испытала физическое ощущение боли. Понимала, что второй раз построить такое предприятие невозможно.
Мечтаю возродить в стране фарфоровое производство, сырье для него лежит у нас буквально под ногами, и оно хорошее. В Украине когда-то работала фабрика, имевшая право маркировать свою посуду императорским гербом. Это в то время был высший знак качества.
Когда-то в детстве я прочитала стих Роберта Рождественского, в котором были слова: «Если вы есть – будьте первым… Первым труднее и легче!». Я почувствовала, что эти слова созвучны моему внутреннему самоощущению, восприятию мира. Благодарна своим родителям – они привили мне чувство ответственности. Сейчас я ответственна за бизнес, людей, которые работают со мной. Если я могу, значит, должна это делать.
Из не вошедшего в интервью Виктория Вулах: – Если в рамках своих полномочий человек продуктивный, я стараюсь не вмешиваться в его работу. Ноги никому не переставляю. Если начинаешь переставлять сотруднику ноги, рано или поздно ты оказываешься камнем на его ногах, или он на твоих. Поэтому, если я вижу, что у человека что-то не получается, спасательные круги бросаю, соломку подстилаю, но слежу, чтобы не подожгли и сами не сгорели. Советские производственные предприятия умирали из-за отсутствия менеджмента. Они привыкли работать в условиях плановой экономики и занимались только производством продукции. Планирование, поставки сырья и продажи были в руках министерств и других управляющих структур. С их развалом предприятия не смогли наладить все эти функции. Устаревающее оборудование, рост стоимости энергоносителей – все это привело к тому, что они стали банкротами. Даже если взять наше предприятие и убрать из него управленческую составляющую (отделы продаж и поставок), то оно развалится. Я очень не люблю, когда мне врут. Ложь не прощаю. Мне лучше услышать горькую правду, и я буду думать, что с этим делать, чем сладкую ложь. Не приемлю двойных стандартов, подковерных игр. Очень не люблю, когда со мной начинают играть в них. Технологи, как художники, которых легко обидеть. Технолог без творческого элемента – застой в развитии любой технологии, даже самой зарегулированной. Он должен постоянно находиться в творческом поиске. Управленческий учет предоставляет менеджерам и инвесторам информацию о состоянии дел в бизнесе. Если ты не понимаешь процессов, то описать его правильно у тебя не получится. Ты не сможешь предоставить полезную для собственников бизнеса информацию. Моя ближайшая команда – порядка 12 человек. Все, каждый по-своему, талантливы, дополняют друг друга. Периодически возникают какие-то конфликты, поскольку люди на руководящих позициях имеют амбиции, и эта амбициозность может сделать их уязвимыми. Для меня важно, чтобы в деле, которым я занимаюсь, была сложная задача. Чем сложнее, тем больше азарта ее выполнить. В бизнесе также должно быть доверие на всех уровнях: между руководителем, подчиненными и акционерами. Сложная задача – наличие финансовой составляющей и доверие. |