Пять лет назад после неудачной раскрутки The Point, онлайн-платформы социальной справедливости для решения неразрешимых мировых проблем, Эндрю Мэйсон и Эрик Лефкофски интуитивно нащупали новую бизнес-категорию – коллективные покупки. Идея бизнеса проста: люди на протяжении ограниченного времени могут купить какой-либо товар или услугу по сверхнизкой цене, но при условии, что этот товар (услугу) купит заранее определенное (и довольно большое) количество людей.
Они запустили блог Get Your Groupon («получи свой Groupon») для привлечения к зарождающемуся сервису новых клиентов. Через считанные месяцы новый оператор коллективных скидок продавал уже тысячи купонов в день, и о нем знали в 150 городах мира. Так сайт The Point в 2008 г. превратился в Groupon, одну из самых быстрорастущих компаний в мире.
Успех Groupon особенно удивителен потому, что подобные бизнесы существовали давно, в том числе и в интернете, компаньоны не придумали ничего нового. Самих отцов-основателей, судя по тому, как они создавали и потом руководили компанией, нельзя отнести к гениям бизнеса.
В чем же дело? Скорее всего, причина состоит во времени их выхода на рынок. В 2008 г. на рынках, ранее живших потребительскими кредитами, наступила пора глубокого переосмысления. Люди поняли, что жить взаймы дальше не получится, и кардинально изменили тип поведения – стали бережливыми. И как раз в этот момент им предложили понятный и удобный сервис, позволяющий экономить при покупках.
Сегодня у Groupon 41 млн. активных клиентов, свыше 10 тыс. сотрудников в 48 странах и более 500 тыс. торговых партнеров. Но 32-летний Эндрю Мэйсон больше не является генеральным директором. 1 марта он покинул компанию с выходным пособием в размере $378,36, но остался одним из ее акционеров (20% акций). Накануне же компания представила ежеквартальную отчетность, которую следует охарактеризовать как катастрофическую: снизилась выручка, операционный убыток составил $13 млн., за квартал стоимость акций упала на 24%.
Должность генерального директора разделили Эрик Лефкофски и еще один член совета директоров, Тэд Леонсис, в свое время приведший к расцвету AOL (этот тандем прекратил свое существование в начале августа).
Groupon в июне 2011 г. очень удачно вышла на биржу, разместив акции по $20, но потом комом стали накапливаться проблемы. В какой-то момент акции упали на 72% от цены размещения, и винили за это преимущественно Мэйсона. Дело в том, что его личные причуды и отсутствие опыта работы резко контрастируют с идеалами Уолл-стрит о том, каким должен быть генеральный директор публичной компании: человеком, руководимым цифрами, опытным, надежно предсказуемым и предсказуемо надежным.
Полный текст этой статьи доступен для подписчиков по ссылке:
Биржа не прощает шуток,
а также в печатной версии журнала "Комп&ньоН", № 29-30
Оформить подписку или приобрести журнал "Комп&ньоН" можно, позвонив по телефону (044) 494 25 04, 01, по е-mail subscription@companion.ua или в онлайн-магазине CompanionShop