Целевой аудиторией этого банка называют пользователей смартфонов и планшетов.
«В принципе, мы запускаем IT-компанию, которая будет продавать банковские услуги. Модель похожа на российский банк ТКС Олега Тинькова», – рассказал Андрей Скалозуб.
Продавать банковские услуги планируется через контакт-центр, direct mail, интернет, социальные сети, агентскую сеть, а немного позже – и через ко-бренды. Доставлять карты клиентам и идентифицировать их будут мобильные банкиры. Сейчас в команду головного офиса уже набрано 42 специалиста.
Лицензии на осуществление банковской деятельности у BitBank пока нет, он все еще находится в процессе регистрации. Проект готовили больше года, инвестировав в него $25 млн. В дальнейшем в состав акционеров планируется ввести несколько фондов. Как распределятся доли среди инвесторов, пока не разглашается. Известно, что партнеры уже достигли предварительных договоренностей по привлечению $100 млн от американского хедж-фонда.
Однако по словам Олега Тинькова, чью модель банка копируют украинские бизнесмены, этой суммы недостаточно.
«Минимальную инвестицию в такой банк я оцениваю в $100 млн в основные средства и капитал, плюс фондирование еще минимум столько же, – говорит он. – Но скорее, это даже $200 млн + $200 млн».
Тиньков и сам присматривался к рынку Украины, но так и не рискнул на него выйти.
«Украинский финансовый рынок слабо регулируемый, нет местного оптового фондирования, рынок еврооблигаций закрыт, ставки депозитов высокие. Я не понял, как там [в Украине] делать банковский бизнес. Наверное, у местных это лучше получится», – заявил Тиньков.
Украинские банкиры скептически относятся к идее создания банка без отделений BitBank.
«Модель Тинькова держится на четырех китах: бренд – имя Тинькова, этот пункт у BitBank отсутствует; стабильно высокая эффективная ставка на уровне 70% – это есть в Украине; значительная часть фондирования приходится на внешние рынки – это минус в Украине; дистанционные каналы привлечения и обслуживания клиентов – тут много вопросов. Шансы – 50/50, я так не рисковал бы и делал мультиканальный банк с отделениями», – говорит экс-председатель правления ПУМБа Константин Вайсман.
Председатель правления Дельта Банка Елена Попова разделяет точку зрения Вайсмана и заявляет, что является сторонником смешанной модели, когда у банка есть отделения, но и развиты дистанционные каналы обслуживания.
Сами основатели BitBank говорят, что подобные проекты в Польше и России оказались успешными, хотя первоначально к ним тоже относились скептически. Поэтому в Украине они намерены добиться успеха. В соответствии с планами основателей, через 5-7 лет капитализация банка составит $350-400 млн. Также сообщается, что в будущем BitBank планируется вывести на биржу.