Site icon Companion UA

Мы можем получить более 50% рынка

Нил Старрок, генеральный директор компании «Сандора»


Минувший год в Украине был отмечен крупнейшей сделкой на FMCG-рынке – корпорация PepsiCo приобрела «Сандору». Топ-менеджмент приобретенной компании очень часто почти автоматически меняется, поэтому в процессе сделки чувствует себя довольно неуютно. Здесь же покупатель обещал никого не менять, а новый/старый гендиректор публично высказывался, что высоко ценит такое доверие. И когда в декабре 2007 г. этот руководитель подал в отставку «по личным обстоятельствам», то для PepsiCo (по словам ее представителей) это оказалось неожиданностью. И, наверное, не меньшей неожиданностью явилось то, что он через месяц стал одним из руководителей главного конкурента «Сандоры». Руководить же своим новым активом PepsiCo поручила Нилу Старроку.


Вам было сложно принять предложение возглавить «Сандору», особенно если учесть, что решение необходимо было принять достаточно быстро?
Ответ на данный вопрос состоит из двух частей. Я познакомился с «Сандорой» в ноябре прошлого года, став директором по интеграции ее в структуры PepsiCo. За первые месяцы убедился, что бизнес находится в отличном состоянии: сильные бренды, хорошая команда, современные производственные мощности. Поэтому когда мне предложили возглавить компанию, я легко согласился, поскольку знал, что именно меня ожидает.


Единственное, о чем спросил при назначении, кто будет разговаривать с моей женой по этому поводу (улыбается). Она у меня русская и живет с детьми в Великобритании, а тут… Конечно, говорить с ней пришлось мне. И это было главной трудностью при принятии решения (улыбается).


А сейчас ваша супруга смирилась?
Конечно. Летом она с детьми приезжала в Николаев, потом мы были в отпуске во Франции. Хотя бы раз в месяц я стараюсь съездить на выходные домой в Уэльс. Если говорить серьезно, то моя жена – гибкий человек, и понимает, что эта работа важна для моей карьеры. Мы много переезжали, жили в России, на западе США – в Калифорнии, Испании… Сейчас решили, что нужно немного стабильности, и ей с детьми лучше остаться в Великобритании. Ведь там они учатся в очень хорошей школе.


Чем вы занимались, когда вам поступило предложение поехать в Украину?
В корпорации PepsiCo я уже почти 20 лет. В последнее время работал консультантом на больших проектах.


Какая задача перед вами была поставлена акционерами?
Когда PepsiCo купила первую часть акций, составили бизнес-план. Поэтому главной задачей акционеров для меня было выполнить план 2008 г. Но я видел еще две задачи. Первая – позаботиться о том, чтобы коллектив «Сандоры» чувствовал себя комфортно и был уверен в завтрашнем дне. Ведь смена собственников всегда вызывает много тревог. Поэтому в первые три месяца на новом посту я объехал все филиалы, провел много встреч и бесед.


Вторая задача – оценить имеющийся бизнес-план и внести в него коррективы исходя из того, что я уже узнал о компании и рынке. Увидев, что есть возможности ускорить процесс, летом мы составили новый стратегический план на три года. Это был уже план не PepsiCo, а «Сандоры», он не только мой, а всей нашей команды.


Сейчас у вас около 47% рынка. Вы стремитесь наращивать свою долю?
Основная наша задача – ее сохранить (улыбается). Конечно, получить 90% рынка – нереально, да и невыгодно. Но я думаю, что при тщательной работе с брендами и внедрении инноваций мы можем получить более 50% рынка.


Вы раньше работали с категорией соков? Какое их отличие от традиционных напитков PepsiCo?
Работа с традиционными напитками, а не соками, проще – вы получаете концентрат, который нужно просто развести водой и упаковать. С соковыми напитками я уже работал в США. С ними сложнее, но интереснее – многие их виды мы производим самостоятельно из фруктов, участвуя и контролируя весь процесс: от переработки сырья до готового пакета на полке магазина.


Еще одно отличие, несколько усложняющее задачу прогнозирования, состоит в том, что продуктовый портфель «Сандоры» гораздо шире. В нем есть не только разные марки и упаковки, но и большой ассортимент вкусов в рамках каждой марки.


PepsiCo недавно завершила сделку по покупке в России крупнейшего производителя соков – «Лебедянский». Вы уже общались с коллегами из России? Какие формы вашего сотрудничества обсуждаются?
Я встречался с гендиректором «Лебедянского», наши специалисты по соковому производству будут обмениваться опытом, чтобы взять лучшее. Возможно и производство марок россиян в Украине, и наших – в России, но конкретных планов пока нет.


У «Сандоры» есть большое количество свободных мощностей по разливу напитков. Чем их планируется загрузить?
Уже начаты работы по развитию нашего сокового бизнеса. Готовимся к разливу Lipton Ice Tea в бутылки 0,5 л.


Вино остается в вашем продуктовом портфеле?
Мне задают этот вопрос чаще, чем спрашивают как у меня дела (улыбается). Наш винный бизнес очень прибыльный. Есть возможности и для его роста. Понятно, что отказываться от него неразумно, по крайней мере, до тех пор, пока этот бизнес не мешает другим направлениям, потому что наша главная цель – быть лидером в производстве безалкогольных напитков.


Почему вы возобновили производство соков в белой упаковке? Ведь было понятно, что ОКЗДП не оставит этот шаг без реакции?
Продукция «Николаевского сокового завода» (НСЗ) представлена на украинском рынке уже пять лет. В текущем году мы произвели редизайн упаковки исходя из интересов нашего бизнеса. Во-первых, в связи с повышением уровня инфляции в стране наблюдается активизация спроса на более доступные по цене продукты, которыми и являются наши соки и нектары НСЗ. Во-вторых, эксперты изучили вопрос и пришли к выводу, что наша упаковка не нарушает ничьих прав. Более того, новая упаковка зарегистрирована в Государственном департаменте интеллектуальной собственности, который официально засвидетельствовал наше право использовать ее.


Вообще в работе вы стараетесь избегать конфликтов?
Конечно, лучше не доводить дело до конфликтов. Стараться так организовывать работу, чтобы для них не возникало оснований. Но если вопрос принципиальный, я готов доказывать свою правоту.



Говорят, что в бизнесе этические границы определяются степенью экономической выгоды. Насколько вы с этим согласны?
Все зависит от ваших планов. Если вы рассчитываете проработать недолго, то этика обычно отступает перед экономической выгодой. На долгосрочную же перспективу этика и экономика работают вместе. Тут они не противостоят друг другу, а, скорее, дополняют. Придя в Украину, Pepsi заплатила почти $700 млн. Понятно, что при таких расходах работать планируется не год и не два, потому вопросы сочетания этики и бизнеса нам решать легко.


Что могло бы вам, например, помешать принять выгодное карьерное предложение?
Мне нравится пост генерального директора компании «Сандора». Эта работа очень интересная и перспективная, поэтому никаких предположений строить не буду.


Как вы пришли в корпорацию Pepsi?
После сдачи экзаменов на финансового консультанта, я отдыхал на пляже в Южной Англии и просматривал в газетах объявления о вакансиях. Увидел, что компании IMG требуется финансовый менеджер для профессиональных спортсменов. Поскольку в свое время я профессионально занимался гольфом, то решил, что это работа для меня. Позвонив в агентство, узнал, что на данную должность уже есть 500 кандидатов. Но я все же решил попробовать и дошел до финального тура из четырех кандидатов. В тот раз мне не повезло, зато мое резюме осталось в базе данных агентства. И когда появилась вакансия финансиста в лондонском офисе PepsiCo, мне перезвонили. Потом была работа на различных финансовых должностях в разных странах. Первый раз я стал генеральным директором в регионе Восточная Россия – это Урал, Сибирь, Дальний Восток.


Получается, что ваш приход в Pepsi – случайность. А как вы вообще оцениваете роль случая в своей жизни?
Когда в 1992 г. мне с Кипра предложили переехать в Россию, наверное, 90% людей в подобной ситуации отказались бы. Но за две недели до этого два моих сотрудника вернулись из командировки в РФ и с восхищением рассказывали, какие там красивые девушки (улыбается). В то время я был холост, поэтому принял аргумент во внимание (смеется), а через шесть месяцев после приезда встретил там свою будущую жену. Очень часто случай преподносит нам великолепные шансы.


Если бы была возможность начать все с самого начала, какими были бы ваши первые шаги?
Меня вполне устраивает, как складывается моя жизнь, поэтому ничего не стал бы менять.


В 16 лет я думал о профессиональной спортивной карьере, серьезно занимался гольфом, но все же выбрал финансы как профессию. И сейчас, когда я наблюдаю за игрой своих сверстников, на международных турнирах, которые когда-то начинали со мной, то понимаю, что поступил правильно. Они ведь уже тогда играли лучше меня (смеется).


Бизнес для вас – единственная возможность для самовыражения?
Мне очень интересен спорт. По утрам я сперва в Интернете узнаю результаты спортивных состязаний, а уже затем читаю корпоративную почту (улыбается). Разумеется, стараюсь уделять максимум внимания семье, насколько это возможно. Интересуюсь тем, что происходит в самых разных частях света. Люблю работать в саду своего дома во Франции.


Говорят, что неудачи ценны тем, что из них можно извлечь уроки. А можно ли учиться на удачах?
Конечно! Когда есть хороший результат, то в его причинах не менее интересно разобраться, чем в причинах неудачи. Но гораздо важнее, на мой взгляд, хорошим результатом поделиться с другими как очень ценным и нужным опытом.







Директор «в самом соку»


Нил Старрок, генеральный директор компании «Сандора».
43 года, родился в Кардиффе (Уэльс, Великобритания).
Карьеру в корпорации PepsiCo начал в 1989 г. Сначала занимался вопросами финансового планирования в странах Среднего Востока и Африки. В 1993 г. был переведен в Россию и около двух лет занимал должность финансового директора. С 1995 г. был генеральным директором Pepsi International Bottlers в Восточной России (Урал, Сибирь и Дальний Восток). В 1999-2004 гг. работал в должности гендиректора корпорации в Северной Калифорнии (США). В дальнейшем жил в Испании и руководил стратегией продаж в Южной Европе, осуществлял консультационную деятельность по дистрибуции в корпорации PepsiCo в Объединенных Арабских Эмиратах и Египте.
Женат, имеет сына и дочь.







Лидер «вкусного» рынка


ООО «Сандора» создано в 1995 г. и является лидером отечественного рынка соков. По данным MEMRB, доля продукции компании в первом полугодии 2008 г. на рынке составила 47% (в натуральном выражении). За этот период произведено и реализовано 350 млн. единиц продукции.
Производственные мощности включают в себя комплекс по переработке и производству соковой продукции в с. Николевское Николаевской области, два сезонных завода по переработке овощей и фруктов в Херсонской обл. и Крыму, а также производственный комплекс по производству продукции в с. Мешково-Погорелово Николаевской обл. Проектная совокупная мощность предприятий – около 1,5 млрд. пакетов соков и соковой продукции в год.
В портфель компании входят торговые марки «Сандора Эксклюзив», «Сандора Морс», «Сандора Мультиактив», «Сандора Классика», «Сандорик», «Дар», «Садочок», «Николаевский соковый завод», холодный чай Sanday Ice Tea, напиток с высоким содержанием сока Sanday Ice Fruit, фруктовая вода Sanday Ice Water, вина ТМ «Святкова Колекція» и «Золота Ольвія». Компания также производит, осуществляет дистрибуцию и рекламную поддержку на украинском рынке холодного чая Lipton Ice Tea (у PepsiCo есть соответствующий глобальный контракт с Unilever, владельцем бренда Lipton).
Дочернее предприятие «ТД «Сандора» – компания, оказывающая весь спектр услуг, связанных с реализацией продукции как на территории Украины, так и за ее пределами. В его структуре работают более 800 человек. Выделены три основных направления деятельности: прямые продажи, продажи через дилеров, экспорт. Отделы прямых продаж находятся в десяти областях нашей страны.
«Сандора» экспортирует 25% своей продукции, что составляет более 48% всеукраинского экспорта соков. Продукция компании представлена в 24 странах мира.
Штат компании – около 3,5 тыс. человек.
Во второй половине 2007 г. в два этапа (80 и 20% доли) «Сандора» была приобретена у ее прежних владельцев (граждан Литвы Игоря Беззуба и Раймондаса Туменаса и украинца Сергея Сыпко) за $677 млн. По утверждению инвестбанкиров, «Сандору» оценили с мультипликатором к чистым продажам 3,17. Cделка проводилась от имени PepsiAmericas и аффилированной с ней PepsiCo. Для управления украинским бизнесом планировалось создать совместное предприятие, 60% которого будет принадлежать PepsiAmericas, а 40% – PepsiCo. PepsiAmericas станет ведать операционным бизнесом «Сандоры», а PepsiCo – развитием бренда.
В нынешнем году PepsiCo за $1,357 млрд. приобрела контроль над соковым бизнесом ОАО «Лебедянский» (соки ТМ «Я», «Тонус», «Фруктовый Сад», сокосодержащие напитки Frustyle, холодный чай «Эдо»). Покупка сделала PepsiCo лидером сокового рынка в России с долей 30,6%.
В ранкинге украинских производителей соков за «Сандорой» идут ООО СП «Витмарк-Украина» (ТМ Jaffa, «Одесский консервный завод детского питания», «Соковита», «Чудо-Чадо»), ЗАО «Эрлан» (ТМ «Биола»), ООО «Кока-Кола Бевериджиз Украина» (ТМ Rich, «Добрый»), ОАО «Виннифрут» (ТМ «Соки Украины», «Эко», «Вини», «Виннифрут»), ДП «Рідна марка» (ТМ «Мрія», «Маленька Мрія», «Лісова Ягода»), ООО «Фрут Мастер Групп» (ТМ «Берегiвський», «Да!», «Моя семья», Jungle Way) и др.

Exit mobile version