Site icon Companion UA

Готовность к возрождению

Мировой кризис поставил перед инвестбанками вопросы, на которые немного правильных ответов. Один из них попытался сформулировать Ник Пиацца, глава департамента продаж Galt & Taggart Securities.


На всех финансовых фронтах инвестиционные банки терпят поражения в борьбе за ликвидность. И «умирают» или связывают себя с розничными банками, государством, финансовыми группами. Совет Ника Пиаццы, главы департамента продаж Galt & Taggart Securities, состоит в том, чтобы следовать по второму пути. На опыте Galt & Taggart Securities и Bank of Geоrgia он показывает не только стратегические, но и тактические преимущества работы инвестиционного и розничного банков в связке.


В России, как и в США, кризис ликвидности инвестиционных банков и его последствия сегодня очевидны. Как обстоят дела в Украине и в вашем операционном регионе в целом?
Ник Пиацца: Конечно, сравнивать сложность рынка США и России, Украины, Грузии невозможно, поэтому и прямые последствия разные. Стоит отметить, что независимым инвестиционным банкирам в Украине уже приходится очень тяжело. Например, мы видим случаи схода с дистанции региональных брокеров и в течение следующих двух кварталов уверены в продолжении этого тренда и его распространении на инвестбанки. Сейчас у нас имеются проблемы с небольшими компаниями по платежам. У более крупных инвестбанков, которых в Украине насчитывается пять-шесть, проблем ничуть не меньше – один-два из них войдут в те или иные альянсы с розничными банками либо прекратят существование.


Почему бы сегодня не купить дешево украинский инвестиционный банк?
В Украине я сейчас не вижу причин покупать местный инвестбанк. Это и отличает локальный рынок от рынков США и Евросоюза. Будем откровенны – можно просто купить лицензию и начинать бизнес с нуля, собирая профессионалов у закрывшихся конкурентов.


Еще один важный момент: недавно региональные инвестиционные банки оценивались с мультипликатором к активам в 10. Но сегодня цены упали, о чем свидетельствует и недавняя сделка по «Ренессанс Капиталу». Они реализовали 50% минус 1 акцию ориентировочно за $500 млн. А ведь несколько лет назад рынок полнился оценками этой компании от $4 до 8 млрд., и владельцы группы не были заинтересованы в продаже значительной части бизнеса. На сегодняшний день рынок изменился и они готовы к новой цене. Сейчас в ход пошла пословица – cash is king. И профессионалы это оценили быстро, потому что выбор невелик.


Насколько сильно Galt & Taggart Securities сам пострадал от кризиса?
Мы в нынешнем году прошли через все кризисы, как у нас говорят: большую часть года падал ПФТС, потом к этому добавилась война в Грузии, сейчас «умерла» Wall Street. От нее пошли волны по всему миру и, конечно, не прошли мимо наших операционных рынков. Мы же себя чувствуем комфортно и это во многом благодаря сотрудничеству с Bank of Georgia, что является лучшим свидетельством в пользу альянсов.


Так, у нас всегда имеются средства банка, которые мы можем использовать как рабочий капитал на короткий срок. Однако сегодня много украинских брокеров и инвестбанков такими возможностями не обладают и вынуждены идти в ритейл за деньгами под очень высокие проценты. Но даже высокая ставка не гарантирует им наличных, потому что сказывается еще и кризис доверия. В результате они начинают покрывать разрывы в ликвидности и затягивать сделки на несколько недель. Это негативно влияет и на нашу работу.


Конечно, нам приходится вносить коррективы в собственную работу в связи с изменением количества и характера сделок. Когда я начинал здесь работать в марте этого года, то сосредотачивался на реализациеи плана локальной реструктуризации бизнеса. По ходу нам пришлось ускорить его реализацию в области открытия офисов и изменений в персонале.


Вы упомянули об изменениях в планах реструктуризации. Произошли ли изменения в стратегии компании?
На IV квартал текущего года и первый следующего прогнозы у нас «медвежьи», но мы не будем сворачивать работу. Напротив, в этом году нами были открыты офисы в Кишиневе, Минске и Баку (в дополнение к якорным для нас рынкам Грузии и Украины). Благодаря диверсификации мы обладаем запасом прочности и способны быстро отреагировать на любые позитивные изменения на рынке. В настоящее время правительствами многих стран прилагаются усилия по активизации и поддержанию финансовых рынков в нашем регионе. На фоне данных программ растет позитивный настрой инвесторов, и соответственно Galt & Taggart Securities находится в прекрасной стратегической позиции, чтобы принять в этом активное участие.


В Киеве мы, пожалуй, единственный инвестиционный банк, продолжающий комплектовать команду аналитиков и трейдеров. Сейчас хорошее время для того, чтобы найти на рынке прекрасных профессионалов. При этом банк также рассчитывает привлечь молодых специалистов – выпускников ведущих бизнес-школ и экономических вузов Украины. К лету 2009 г. мы сможем собрать молодую и активную команду с опытными лидерами, готовую к возрождению рынка.


Как долго клиенты готовы ждать этого возрождения?
Потери большинства клиентов – фондов, инвестирующих в наш операционный регион, – к сегодняшнему дню составили 20-30% от первоначальных инвестиций. Многие были вынуждены сократить портфель и в данный период находятся в режиме ожидания. В Украине, в частности, есть дополнительные трудности. Значительная часть фондов, фокусирующихся на СНГ, в основном инвестируют в Россию и только небольшую их часть – в Украину. И когда в РФ начались проблемы, им стало проще продать активы в Украине, чтобы сосредоточиться на России, что усилило трудности для оставшихся. Но все же портфели сохраняются при растущей недооценке активов, и это тот оптимизм, который мы поддерживаем и разделяем.


Было бы наивно думать, что Украина станет первой страной, на которую инвесторы обратят внимание, когда закончится кризис. И все же, каков сценарий будущего?
Сначала нужно, чтобы закончилось падение. В прошлом году рынок ПФТС вырос на 130%. Бурный рост прогнозировался и на текущий год, поэтому в страну зашло много фондов с полным или частичным фокусом на Украину. Теперь такие фонды чувствуют себя очень плохо, ведь Украина является одним из лидеров падения. Закрытие большого их числа, как возможный вариант, еще сильнее замедлит выход страны из кризиса. Но, к сожалению, он состоится. Сначала успокоятся развитые рынки, где антикризисные меры агрессивны, а структура больше защищена. После таких рынков, как США и Европа, начнется оживление в наиболее привлекательных развивающихся рынках, к которым относится Россия, потом будет оживление и в Украине. Это сценарий совсем не быстрого возврата рынка к прежнему состоянию, но он, скорее, не отрицательный, а положительный.


Возможно ли каким-то образом ускорить этот процесс?
Очевидно, что кризис достаточно глубок, ведь корни его в такой «базисной» отрасли, как недвижимость. Поэтому сам украинский финансовый сектор вряд ли может сотворить чудеса. Да и примеры США и Евросоюза говорят о том, что ускорить стабилизацию может лишь государство. Правда, набор мер там и здесь должен быть различным. На фоне роста рынка в Украине многие инвесторы не обращали столь пристального внимания на макроэкономические показатели – слишком уж впечатляющим был рост. Сегодня стабильное правительство и парламент, максимально раннее принятие бюджета на 2009 г., серьезные меры по снижению инфляции – вот те первоначальные шаги, которые может предпринять государство, чтобы помочь внутреннему рынку успокоиться. Отсутствие макроэкономических проблем, в свою очередь, поможет осторожным после кризиса инвесторам снова обратить внимание на Украину.
Еще одна эффективная мера – приватизация объектов, продажа которых была отложена в 2008 г. Приватизация «Укртелекома», Одесского припортового завода очень подстегнули бы рынок в нынешнем году. Говоря о роли государства, обязательно надо вспомнить и о сельском хозяйстве. Это очень перспективная отрасль, развитие которой сдерживается отсутствием законодательного обеспечения прав собственности на землю. На фоне роста рынка в последние два года мы видели примеры успешных инвестиций в такие агрокомпании, как Мироновский хлебопродукт, Kernel или Astarta. Но на выходе из кризиса без законодательной помощи государства они не появятся.


Если все сложится удачно, то стоит помнить о том, что перечисленные меры приведут рынок в порядок. А вот блеснуть на мировом инвестрынке можно будет послекризисными сделками. Приватизационные, я упомянул другой вариант, IPO одной из таких крупных промышленных групп, как «Интерпайп» или «Метинвест». Тогда инвестиционный рынок не просто возродится, а расцветет.







Инвестбанк с надежным тылом


Инвестиционная компания Galt & Taggart Securities была основана в 2000 г. Сегодня она является ведущим инвестиционным банком в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, Молдове, Беларуси и Украине. Galt & Taggart Securities входит в структуру группы Банка Грузии (LSE: BGEO) – крупнейшего комбанка страны. Компания представляет клиентам полный спектр услуг, включая услуги по брокериджу, торговле ценными бумагами, аналитике, инвестиционному банкингу и управлению активами.

Exit mobile version