В конце сентября – начале октября с важнейших финансовых площадок Европы поступали сообщения о неотложных мерах, которые готовы принять правительства стран ЕС, чтобы поддержать проблемные банки.
Великобритания объявила о национализации банка Bradford & Bingley, после того как в последние дни вкладчики вывели из него десятки миллионов фунтов стерлингов. Акции банка с начала года подешевели на 93%. Власти Бельгии, Нидерландов и Люксембурга совместными усилиями соорудили материальную подпорку в размере 11,2 млрд. евро для голландско-бельгийской Fortis. Правда, за это они получат по 49% акций подразделений банковско-страховой группы в своих странах. Как известно, в 2007-м Fortis купила часть ABN Amro, потратив на это огромные средства, что значительно пошатнуло ее положение. 26 сентября котировки группы упали на 20% – до 14-летнего минимума. Капитализация с начала года снизилась на две трети – до $17,8 млрд. Считается, что Fortis – крупнейший европейский институт, пострадавший от кризиса. На этом фоне почти незаметным выглядит решение правительства Исландии приобрести всего за 600 млн. евро 75% акций лидера национального кредитного рынка Glitnir Bank. Кстати, проблемы европейских коммерческих банков были особенно остро восприняты участниками рынка, ведь до сих пор от кризиса страдали в основном ипотечные и инвестиционные компании.
Тем временем органы исполнительной власти и банки Германии были вынуждены предоставить гарантии на 35 млрд. евро по кредитам Hypo Real Estate (HRE) – крупнейшему институту страны в сфере финансирования коммерческой недвижимости.
Также стало известно, что франко-бельгийская финансовая компания Dexia получит 6,4 млрд. евро от властей двух стран. 29 сентября бумаги Dexia обвалились почти на треть, а с начала года подешевели на 52%. Хотя банк специализируется на кредитовании местных органов власти, его клиентская база насчитывает 5,5 млн. физлиц в нескольких странах ЕС.