Если у вас еще остался человек, к которому можно прийти в гости, чтобы вместе послушать музыку, попробуйте достать записи группы «Дети Picasso».
Помню, как в середине 1990-х с одним из моих приятелей, который, как и я, был «повернут» на музыке, мы практиковали ныне позабытую разновидность общения – ходили друг к другу в гости, чтобы послушать «новые группы». Эпоха компакт-дисков и доступного Интернета тогда еще только начиналась, поэтому большинство наших музыкальных носителей были обычными аудиокассетами. Записи эти, по большей части изданные на Moon Records, нередко бывали весьма сомнительного качества, но содержимое их представляло собой ценность, которая не умещалась в пределах одного подкассетника. Это была музыка, которой хотелось поделиться, которую хотелось «дать пожевать» дружественной аудиосистеме, которой хотелось наполнить как можно большее пространство. Собственно, для этого мы и наведывались друг к другу в гости, прихватив два-три экземпляра новинок, высмотренных в непопсовых музыкальных киосках. Мы по очереди ставили песни, которые, по нашему мнению, наиболее ярко характеризовали творчество данного коллектива, и ожидали реакции: «Ну как, понравилось?!». Обычно нравилось. За этим следовало обсуждение, обговаривался ряд важных вопросов, как то: тяжесть гитарных рифов, мелодичность припева, мастерство соло-гитариста, качество поэзии и т. д. Это был своего рода домашний интеллектуально-музыкальный клуб, потешное радио, где каждый имел возможность побыть диджеем. Вещание этого «радио» закончилось через несколько лет вследствие технологических успехов индустрии звукозаписи и в силу еще некоторых обстоятельств. Вся музыка очень скоро переместилась на компакт-диски, а оттуда быстро утекла в Интернет, где, кажется, окончательно утратила эксклюзивность и притягательность. А товарищ мой женился, стал слушать попсу и занял какую-то унылую должность на машиностроительном комбинате (хотя, скорее всего, все случилось в обратном порядке).
Наверняка подобное музыкальное разобщение происходило со многими взрослеющими меломанами. Но если у вас еще остался человек, с которым можно встретиться, чтобы послушать музыку вместе, попробуйте достать записи группы «Дети Picasso». Музыка, создаваемая этими людьми, способна не только реставрировать давно почившие музыкальные отношения, не только вдохновить на интеллектуально и духовно обогатительную беседу, но даже вернуть современного слушателя mp3-файлов к такому архаичному занятию, как разглядывание обложки альбома. Эстетический продукт высочайшего качества, исполненный с отменным мастерством и хорошим настроением, – альбомы этого коллектива можно рекомендовать, как рекомендуют хорошее, сложное вино для понимающей компании.
Кстати, пожалуй, стоит позвонить моему старинному приятелю. Возможно, он уже развелся и уволился.
Не слишком большое преувеличение
Информация о том, что «Дети Picasso» – сильнейший музыкальный коллектив из бывшего Советского Союза, не слишком преувеличена, но и не особо известна. Статус группы, способной глубоко и успешно экспериментировать с электрогитарой и народными инструментами, окончательно утвердился за «Детьми» после выхода их третьей пластинки «Глубина» (2006 г.), которая в свое время была признана лучшим русскоязычным рок-альбомом. Впрочем, укреплению авторитета группы в равной степени содействовали и две предыдущие работы: светлый и мощный «Месяц улыбок» (2002 г.), записанный в эстетике рокопопс и Ethnic Experiments (2004 г.), состоящий из быстрых этно-роковых композиций. Среди современных музыкантов такое действительно нечасто случается, но на данный момент не существует альбома, который исчерпывающе представил бы музыку «Детей Picasso». Последняя пластинка коллектива – Turbo Mairik (2008 г.) – на постсоветском пространстве будет доступна поздней осенью (группа сейчас базируется в Будапеште). Самобытность творчества «Детей Picasso» в какой-то степени объясняют генетические причины. Ее основатели – брат и сестра Карен и Гая Арутюняны – армяне, родившиеся и выросшие в Москве. Первый является техничным и изобретательным гитаристом, вторая – вокалисткой, манера исполнения которой напоминает Жанну Агузарову и Земфиру, но отнюдь не исчерпывается этим сравнением.