Владимир Сорокин не публиковал крупных произведений в течение трёх последних лет (в 2010-м году у него вышла повесть «Метель»). По меркам других, более продуктивных коллег, это называется «выдержать паузу». Сам автор предпочитает говорить о «накоплении литературного семени». Наградой за творческий целибат и стремление к качеству для Сорокина стал процесс написания, о котором сам он сказал в одном из недавних интервью: «давно не работал так напряжённо и весело». Это чувствуется и в избранных отрывках, которые российские СМИ имели возможность опубликовать накануне выхода книги. Новые тексты Сорокина упруги, изощрённы и как всегда изобретательно-непристойны.
Конструктивно «Теллурия» – не традиционный роман. Старая форма большого литературного произведения с линейным построением Владимира Сорокина не удовлетворяет. Да и само искусство, по мнению писателя, практически утратило способность потрясать. Как честный автор Сорокин не должен возражать, если данное утверждение будет отнесено и к его последнему произведению. Впрочем, пока не написана новая «Война и мир», надо что-то читать, чтобы не отвыкнуть от интеллектуальной прозы. Как минимум в этом смысле «Теллурия» заслуживает внимания.