Влияния
Безопасность оценена
Связь между информационной безопасностью, силой торговой марки и деловой репутацией становится очевидной для все большего количества организаций. Такой результат получила компания «Эрнст энд Янг», проведя исследование в сфере информационной безопасности.
Изменения в подходе к исследуемому объекту заметны и в Украине. Если еще несколько лет назад защита была либо чрезмерной, либо ее практически не было в компаниях, то на данном этапе важность информационной безопасности осознана, как и ненужный максимализм в тратах на нее. Кроме того, переходя на международные стандарты, украинские компании все уделяют больше внимания их адаптации.
По мнению аналитиков, на сегодняшний день дополнительное внимание компаниям нужно обращать на угрозу внешнего вмешательства, обеспечение конфиденциальности личной информации, взаимодействие с третьими сторонами, а также осведомленность персонала самих компаний в вопросах внутренней безопасности.
Ограничения
НБУ обрезал банковский рост
C 13 октября Национальный банк Украины частично ограничил активные операции своих подопечных, запретил досрочное выполнение ими своих обязательств и ввел маржу между курсом покупки и продажи валюты на наличном рынке в 5%. Данный ход мотивируется регулятором желанием нейтрализовать влияние внешнего финансового кризиса и обеспечить стабильность банковской системы.
Противоречие законодательству ряда пунктов документа не вызывает ни у кого сомнений. Тем не менее подавляющее большинство финансистов позитивно оценивают шаги НБУ. «Мы считаем, что это решение поддержит ликвидность банковской системы, предотвратив массовое изъятие депозитов, с одной стороны, и предотвратит чрезмерное кредитование на рынке с высокими процентными ставками – с другой, – говорит Михайло Сальников, аналитик инвестиционной группы «Сократ». – Решения НБУ, конечно же, не смогут повлиять на состояние мировых финансовых рынков, но смягчить удар финансового кризиса по банковской системы Украины смогут».
Прогноз
Неуверенность отразится на развивающихся странах
По данным этого учреждения, частные инвестиции в 30 крупнейших развивающихся стран потеряют 26%, а банковские займы снизятся на треть. Последнее в большей мере касается займов иностранных банков – они достигнут в текущем году $300 млрд., что составит половину прошлогоднего показателя.
Инвестиции в розвивающиеся страны находятся в прямой зависимости от роста или торможения мирового ВВП. Если ВВП снижается на 1 процентный пункт, то инвестиции сокращаются на 1%. Итоги нынешнего года, согласно прогнозу, продемонстрируют замедление мирового роста на 0,7 п. п. (до 2,3%), а в следующем – на 0,6 п. п. (до 1,6%).
Стабилизироваться ситуация начнет только в конце 2009 г., однако этот ориентир достаточно относителен. Возможно, позитив наметится только в 2010 г.
Еще несколько недель назад предсказать такое развитие событий было сложно. Однако на результат прогноза в значительной мере повлияла неуверенность на банковских рынках и лавинообразное сокращение межбанковских кредитов
Возможности
Бюджетные авиакомпании пытаются расти на кризисе
В условиях глобального кризиса на рынке авиаперевозок, связанного с подорожанием топлива и снижением потребительского спроса, шансы на развитие сохраняют бюджетные авиакомпании, «играющие» на стремлении пассажиров к экономии, считает генеральный директор Air Arabia Адель Али.
Украина – не исключение. Тем более что бюджетных перевозчиков в страну буквально завлекает Минтранссвязи. Венгерская Wizz Air уже выполняет внутренние рейсы, а с января 2009 г. начнет и международные. Присматриваются к рынку ряд европейских авиаперевозчиков, включая Germania Express и EasyJet. Возможность заработать на украинском рынке увидела и компания Air Arabia, став вторым бюджетным авиаперевозчиком, получившим разрешение летать в Украину.
Пока о полномасштабном бизнесе в стране речь не идет: компания запускает лишь один маршрут Шарджа – Киев, рейсы по которому будут осуществляться три раза в неделю. График маршрута не очень удобен для украинских пассажиров (прибытие в Шарджу в 23:00), поэтому рейсы, вероятнее всего, ориентированы на граждан ОАЭ. «Мы должны изучить, как здесь работать», – поясняет г-н Али. Лишь потом можно будет говорить о возможности расширения бизнеса в Украине и запуске внутренних рейсов.
Ценовая политика компании предполагает 30%-й дисконт по сравнению с расценками традиционных авиаперевозчиков и увеличение стоимости билетов с приближением даты вылета. Парк Air Arabia состоит из 15 Airbus 320, еще более чем на 40 самолетов компания оформила заказ.
Tенденции
Интернет-прерогативы
На глобальном уровне наиболее посещаемы американские ресурсы, особенно явно это проявляется в Европе. Так, в британской десятке их девять, испанской и итальянской – по восемь, германской и французской – по семь. Исключением исследователи называют только Чехию и Китай, где популярны в основном местные игроки.
«&»: Каковы шансы того, что в украинском интернет?пространстве местные сайты будут пользоваться большей популярностью, чем иностранные?
«Сразу хочу отметить, что данные рейтинга Alexa не являются репрезентативным исследованием аудитории украинских сайтов. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить их с информацией компаний, регулярно занимающихся измерениями на украинском рынке.
Что касается популярности отечественных сайтов, то тут мне кажутся важными два момента. Первый – уровень предложения. По моему мнению, здесь мы уже практически догнали россиян. Если еще несколько лет назад в России существовали интернет-проекты, аналогов которым не было в Украине, то сейчас таких проектов практически не осталось. Второй момент – наличие спроса на отечественный контент и сервисы. Этот спрос растет вместе со становлением Украины как государства».
Перспективы
Восточноевропейский обвал маловероятен
Отказ
Уйти в себя
KPMG обнародовала результаты опроса 750 топ-менеджеров международных предприятий питания и розничной торговли, проведенного в июне 2008 г. Как выяснилось, в период нынешнего экономического спада 54,8% компаний решили отказаться от планов слияний и поглощений (M&A) в пользу стратегии органического роста. Наиболее наглядно это проявляется в Северной и Южной Америке: все тамошние бизнес-структуры решили повременить с экспансией, отдавая предпочтение созданию совместных предприятий (25% респондентов) и более активной диверсификации (18%). В Европе, на Ближнем Востоке и в Африке на сделки M&A нацелены 14%, на открытие СП – 18%, на диверсификацию – 11%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе о планах по слияниям и поглощениям сообщили 15%, о СП – 19%, о выходе в новые сегменты – 11%.
По мнению Галины Ефремовой, директора по корпоративному развитию KPMG в России и СНГ, приверженность принципам устойчивого развития стала наблюдаться не только в ритейле, но и в финансовом, девелоперском и промышленном секторах. «Это способ повышения инвестиционной привлекательности», – уточняет эксперт. Подавляющее большинство коммерческих компаний заинтересованы в более эффективном использовании уже имеющихся активов. По сути, ничего другого им не остается. Хотя капитализация компаний и стоимость активов сейчас падает, делая их привлекательными объектами для покупки, свободных средств на такого рода сделки в условиях кризиса ликвидности у компаний просто нет. Получить же кредиты на стратегические приобретения едва ли представляется возможным: даже если предположить, что у кого-то есть кэш, рисковать в условиях, когда не ясны параметры кризиса, никто не станет. Хотя, вероятно, что в 2009 г., когда ситуация на кредитном рынке прояснится, многие крупные игроки смогут пересмотреть свои стратегии.