Корпорация «Эталон» презентовала новую маркетинговую стратегию, ключевым моментом которой стало «цветочное» обозначение всех моделей, выпускаемых на Бориспольском и Черниговском автозаводах.
Начали с автобусов
Движение корпорации «Эталон» к возможности производить широкий ассортимент автомобильной продукции начался не так давно. Первое предприятие по производству автобусов – ЗАО «Бориспольский автомобильный завод», один из самых молодых заводов подобного профиля – было создано практически с нуля в 2002 г. В то время нынешних вездесущих «Богданов» (производятся с 1999 г.) было совсем немного, поэтому к остановкам часто подъезжало нечто, скрипящее, дымящее, чему давно было место в музее или на свалке. У автопроизводителя, имеющего, кроме производственных площадок, серьезный научный потенциал по разработке автобусов (в состав корпорации входит научно-исследовательский институт автомобилестроения, в котором работают около 60 конструкторов), были все шансы на успех. Основной целью создания нового производства стало изготовление наиболее востребованных рынком автобусов особо малого, малого и среднего классов, которые могли обеспечить отечественных перевозчиков приемлемыми по цене и комфортабельными для пассажиров транспортными средствами. Уже в октябре 2002 г., через пять месяцев после официальной регистрации завода, с конвейера сошли первые два автобуса. В настоящее время это современное самостоятельное производство площадью 19 тыс. кв. м, ежемесячно выпускающее около 170 автобусов, на котором работает почти 1 тыс. человек. В сентябре нынешнего года Бориспольский автозавод преодолел эпохальный рубеж – выпустил десятитысячный автобус.
Продолжили грузовиками
Однако, несмотря на возможности, заработать на полную мощность двум заводам корпорации «Эталон» пока не удалось. Коррективы в планы внес рынок, а именно проблемы с реализацией автомобильной продукции, начавшиеся летом нынешнего года. Компания снизила план выпуска автобусов в 2008 г. на двух автозаводах до 3,4-3,5 тыс. ед. (ранее планировалось выпустить не менее 4 тыс. автобусов). «Сейчас у нас на складах стоит около 400 автобусов, проданных клиентам, по ним получена 10%-я предоплата, но кредит на остальную сумму покупателям не дают. В связи с этим было принято решение о снижении объемов производства до лучших времен», – подчеркнул Александр Остапчук. Такой же стратегии придерживаются и на втором предприятии. Валерий Купцов, директор Черниговского автозавода: «На черниговской площадке весной текущего года в связи со снижением спроса был приостановлен выпуск автобусов особо малого класса «Дельфин», но уже в июле их выпуск был возобновлен, поскольку это один из самых дешевых автобусов, и частным перевозчикам легче получить кредит на небольшую сумму».
Корректировка коснулась не только объемов производства, но и модельного ряда выпускаемой продукции. С осени 2008 г. «Эталон» осваивает новую нишу – производство грузовых автомобилей, проинвестировав в это направление около $1 млн. В результате на базе производственных площадей в Чернигове был организован цех сборки грузовых автомобилей, который арендует Бориспольский автозавод. Уже в сентябре с конвейера сошли первые два автомобиля TАТА «Подорожник». В настоящее время аналогичные грузовики выпускает Запорожский автозавод. Несмотря на прямую конкуренцию и наличие на рынке грузовиков Isuzu от «Богдана» и других моделей, руководство завода пророчит своему детищу светлое будущее. Конкурировать эталоновцы планируют прежде всего в цене.
Александр Остапчук: «Принцип нашего ценообразования на грузовые авто очень прост. Мы берем прайс других поставщиков аналогичной продукции и делаем свою дешевле – по шасси на 1 тыс. грн., по навесному оборудованию – на 2-4 тыс. грн.». Кроме цены, у «Эталона» есть и другие козыри. Например, продукции корпорации придется столкнуться с российским «Бычком», который находится в том же ценовом диапазоне, что и украинские автомобили. Тогда, по словам руководства корпорации, на первое место по значимости выйдет качество агрегатов, применяющихся при сборке в Чернигове и Борисполе: индийской компании TATA Motors и китайской FAW. «Наши автомобили «задавят» «Бычок» качеством, потому что они до капитального ремонта проезжают около 1 млн. км, а российские – около 100 тыс. км», – заверяет г-н Будко. Кроме хорошего качества и приемлемых цен, по словам руководства «Эталона», существенно повысить конкурентоспособность продукции на внешних рынках поможет запуск в серийное производство в начале 2009 г. пассажирских автобусов на платформе Евро-3. Согласно планам производственные мощности в Чернигове позволят выпускать порядка 100 автобусов в месяц, причем на индийской платформе будут производиться городские автобусы длиной 7 м и междугородные длиной 8,2 м, на китайской платформе – длиной 8,6 м. Как отметил руководитель международного отдела компании TATA Motors Limited г-н Шанкар, первая партия агрегатов для производства автомобилей, соответствующих стандарту Евро-3, находится на пути в Украину. Подобные машины компания сможет экспортировать в Россию.
Из банкиров в автопроизводители Днем рождения корпорации «Эталон» считается 29 июня 1995 г. Тогда был основан одноименный коммерческий банк – родоначальник корпорации. Но после финансового кризиса 1998 г. акционеры решили переориентировать банк на инвестиционную деятельность. В 2002 г. банк «Эталон» присоединился к банку «Аваль», и с этого момента корпорация «Эталон» стала чисто производственной компанией. В настоящее время в корпорацию входит 21 предприятие, в частности, Бориспольский, Черниговский и Галицкий автозаводы, Черниговский кузнечный завод, «Украинский кардан», склады в городах Вишневом, Николаеве, Одессе. |