Site icon Companion UA

Премьер-министр Гренландии стремится к политической и экономической независимости от Дании

Премьер-министр Гренландии Алека Хаммонд считает разрешение добычи урана на территории острова огромным шагом на пути к экономической и политической независимости от Дании.

Кроме того, это решение позволит Гренландии оспорить лидерство Китая на мировом рынке редкоземельных металлов, заявила она в интервью Financial Times в кулуарах проходящего в Осло саммита Северного совета.

Как сообщалось, на прошлой неделе законодательное собрание Гренландии отменило действовавший 25 лет запрет на добычу урана. За отмену проголосовали 15 депутатов, против – 14. Запрет на добычу урана не давал компаниям добывать редкоземельные металлы, так как в этих металлах зачастую есть примеси урана.

С 2009 года Гренландия получила право самоуправления в составе Королевства Дании, однако не менее трети (3,3 млрд датских крон, или чуть больше $600 млн) гренландского бюджета по-прежнему покрываются за счет субсидий из Копенгагена. В число основных доходных статей Гренландии также входят рыбная ловля – рыба составляет более 80% гренландского экспорта – и туризм.

"Экономика, зависящая от одного источника дохода, к тому же столь уязвимого, никогда не сможет привести нас к экономической независимости. У нас высокая безработица, и мы хотим создать рабочие места для следующего поколения", – заявила FT А.Хаммонд.

Добыча полезных ископаемых позволит Гренландии существенно увеличить валовой продукт, считают в правительстве территории. Однако "зеленые" и защитники традиционного образа жизни эскимосов, которые составляют 90% местного населения, выступают против. Многие требуют проведения референдума по вопросу о добыче урана.

Кроме того, на освоение месторождений в условиях Арктики уйдет не один год, и Гренландии потребуется финансовая и технологическая помощь из-за рубежа.

Отмена запрета привела к дальнейшему охлаждению Гренландии и Дании.

"Гренландия – самоуправляемая территория, где решения принимает гренландское правительство и госорганы. Мы всецело уважаем эту позицию. Однако также ясно, что в случае начала добычи урана будут применяться определенные правила, а эти правила устанавливает Королевство Дания", – заявила FT в Осло премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмидт.

Право на добычу урана в Гренландии уже получила британская компания London Mining. Она обещает создать от 1 тыс. до 3 тыс. рабочих мест, что будет крайне существенным вкладом в экономику острова, численность населения которого – всего 56 тыс. человек.

"Компания рассчитывает на оборот в 9 миллиардов крон. Это означает, что ВВП Гренландии, составляющий сейчас 12 миллиардов, почти удвоится", – отметил министр промышленности Гренландии Йенс-Эрик Киркегор.

Самое известное месторождение в Гренландии – Kvanefjeld, расположенное на юге острова. Залежи оксидов редкоземельных металлов Kvanefjeld считаются вторыми по величине в мере, урана – шестыми (около 27 тыс. тонн).

Австралийская Greenland Minerals and Energy (GME) намерена активно участвовать в освоении Kvanefjeld. По словам ее гендиректора Родрика Макилри, разработка месторождения позволить увеличить валовой продукт Гренландии на 25%. Компания ведет переговоры о лицензии с гренландским правительством, однако строительные работы начнут не раньше 2015 года, добыча – не раньше 2017 года.

Кроме того, недавно власти одобрили разработку железорудного месторождения близ столицы острова Нуук. Для строительства инфраструктуры месторождения потребуется около 3 тыс. рабочих, ожидается, что их завезут из Китая, что вызывает крайнее недовольство местного населения.

Редкоземельные металлы – группа из 17 элементов, включающая лантан, скандий, иттрий и лантаноиды. Несмотря на название, с точки зрения природных запасов редкоземельные элементы не являются редкими: по суммарной распространенности они в десятки раз превосходят, например, молибден и вольфрам. Однако капитальные затраты на их добычу считаются более значительными (порядка $40 тыс. на тонну – по данным Roskill Information Services Ltd.).

Редкоземельные металлы используют в радиоэлектронике, атомной технике, машиностроении, химической и стекольной промышленности. В частности, они нашли применение в гибридных автомобилях, например, в модели Prius компании Toyota Motor, и музыкальных проигрывателях, например, в iPod от Apple.

Китай производит более 95% мировых объемов редкоземельных металлов, и любые ограничения на экспорт из этой страны оказывают существенное влияние на мировые цены. Крупнейшим мировым потребителем этого вида сырья является Япония.

По оценке Геологической службы США, разведанные мировые запасы редкоземельных металлов составляют около 110 млн тонн, они находятся преимущественно в Китае, России и других бывших республиках СССР, а также в США.

Нынешняя фактическая монополия Китая на добычу редкоземельных металлов позволила Пекину приостановить их поставки в Японию в 2010 году во время обострения территориального спора между двумя странами.

КНР уже несколько лет ужесточает ограничения на экспорт редкоземельных металлов, ссылаясь на соображения экологии и рационального природопользования. Однако ограничительные меры вызывают резкий протест большинства развитых стран, включая США, Евросоюз и Японию.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version