Онлайн-обучение – не новинка на рынке. Последние 10-15 лет компьютерное обучение волнами соперничает с живыми преподавателями и тренерами. Компании многократно и с различной степенью успешности пытались подсаживать сотрудников в компьютерные классы, организовывать внутренние онлайн-академии, а консалтингово-тренинговые провайдеры создавали видеокурсы и продавали видеодиски.
Сегодня, когда компьютеры и интернет прочно вошли в наш быт, кто попадает в первые ряды потенциальной группы риска потери работы на рынке краткосрочного бизнес-обучения? Какие виды обучения можно перевести в онлайн-формат, и почему это нельзя сделать со всеми методами?
Почему не стоит опасаться всем
Для начала имеет смысл определиться с преимуществами и недостатками онлайн-обучения в целом.
- Ура! Индивидуальное обучение!
- Какой кошмар – как же его проверять?
- Ну и что? Зато один раз записали и больше не тратим время и деньги – экономия!
- А что мы будем делать, если что-то изменится или кто-то сменится?
- Зато мы сможем обучать всех сразу и в разных местах – и никаких дополнительных расходов!
- Ага, как раз – а ты хоть раз пробовал их всех вместе собрать?
Как видите, даже на первый, весьма поверхностный взгляд проблем выявляется больше, чем преимуществ. Это отнюдь не означает, что онлайн-обучение – бесперспективное направление, а говорит лишь о том, что, если кто-то считает, будто такое обучение избавит его от проблем, то он должен знать: вероятнее всего, у него просто изменится их тип.
Теперь стоит поговорить о перспективах для провайдеров рынка краткосрочного бизнес-обучения. Начну с таких форм обучения, как лекции, семинары, мастер-классы, практические занятия и тренинги. Какие из них могут быть переведены в онлайн-режим?
Во-первых, конечно же, лекции. Не имеет значения, является «говорящая голова» живым телом, которое стоит на сцене, либо это голограмма или изображение на экране. Эффект одинаков. Возможно даже, что такая голова в формате видеозаписи более предпочтительна, потому что можно точно рассчитать продолжительность занятия. Ремарка: в словосочетание «говорящая голова» я не вкладываю никакого негативного значения, кроме прямого: трансляция информации. Поэтому лекторам, любящим выступать на сцене или за кафедрой, имеет смысл задуматься о том, каким образом можно повысить ценность своего живого выступления. Те же, кто публичных выступлений не любит или ленится их проводить, уже давно распространяют свои видеоклоны.
Семинары как форма обучения, во время которого учащиеся представляют различные виды информации своим коллегам по обучению, также могут быть переведены в онлайн. Главное – иметь хорошего модератора.
Что касается обучения, предполагающего выработку умения что-либо делать, то таким провайдерам не стоит бояться за свое будущее, так как ни одному разумному человеку не придет в голову, что можно по интернету и на тренажере действительно научиться водить автомобиль. Сразу вспомнилась фраза из фильма «Поднять перископ»: «Вы когда-нибудь слышали о героически погибшем экипаже тренажера?».
Конечно, краткосрочное бизнес-обучение – не погружение подводной лодки, но нельзя не осознавать, что, например, публичным выступлениям по интернету не научишься. Можно обучиться тому, как делать слайды, строить презентацию, но пока нельзя с помощью компьютера научиться правильно стоять перед аудиторией, руководить группой людей так, чтобы они в ограниченный срок стали командой, управлять обстоятельствами и принимать решения в критической ситуации.
Настоящее практическое обучение может беспокоиться только по поводу разумности и образованности заказчика, а не по причине своей востребованности. Ну а тут уж как повезет: не во всех компаниях на ответственных постах стоят по-настоящему ответственные люди.
Чему реально можно научиться
Теперь поговорим о том, чему принято краткосрочно учиться. Тематика краткосрочного бизнес-обучения распределяется на следующие группы: коммуникационные умения (продажи, переговоры, конфликты, общение, презентации, публичные выступления и т. п.); лидерство (различные уровни планирования, управление людьми, командная работа, личностный рост, кризисное управление и проч.); повышение квалификации по различным профессиональным направлениям. Сразу сделаю оговорку: я уверена, что получить профессиональную квалификацию в процессе краткосрочного обучения невозможно, поэтому считаю заявления типа «пришлите нам сырого человека, и мы за два дня сделаем из него маркетолога» – не более чем рекламные лозунги.
В краткосрочном обучении все, что касается получения знаний, может быть переведено в онлайн. Если же речь идет о практическом применении, то тут трудно обойтись без живого обучения «на кошках», потому что цена вопроса слишком высока. Посмотрите на это с точки зрения инвестиций: во сколько вам обойдется обучение сотрудника на тренинге по планированию, где он будет учиться разрабатывать цели с учетом рисков, а также находить и исправлять свои ошибки в учебном зале, по сравнению с получением такого понимания в реальном бизнесе, в поле, где, кроме него, еще сотни конкурентов ждут и надеются на то, что этот человек совершит ошибку в их пользу?
Что же касается использования онлайн-технологий в обучении практическим умениям, то использование их возможно только в том случае, если будет создана грамотная комбинация: знания по интернету, а тренировки – в учебном классе. Правда, стоит учесть тот факт, что в таком случае значительно возрастет длительность периода обучения, так как появятся временные разрывы между практическими занятиями, а помимо этого, возникнет вероятность того, что одни не смогут успевать изучить соответствующий теоретический раздел к очередному практическому занятию, другие уедут в командировки, кто-то предпочтет встречаться с клиентами или болеть. Из-за этого супервайзер учебного класса вынужден будет постоянно заботиться о том, как обеспечить равнозначного партнера для парных занятий или обеспечить наличие свободных от работы сотрудников, чтобы изучающий программу лидерства руководитель мог потренироваться в каком-либо важном умении.
Так стоит ли тренинговым компаниям бояться эры онлайн-обучения? Нет, не стоит. Правда, за одним маленьким исключением: если это действительно тренинговая компания, обеспечивающая краткосрочное обучение практическим умениям. Если же под видом тренингов продаются лекции, консультации или творческие встречи, то имеет смысл задуматься над перспективами не такого уж далекого будущего и вовремя изменить позиционирование.
Дистанционное обучение Аргументы "за" • Каждый участник проходит обучение по месту работы или жительства • Не нужно собирать группу
• Однократные затраты на создание курса Аргументы "против" • Изменения корпоративного стиля, символики, процедуры, руководства может потребовать корректировки материалов курса |