«Мы застряли, имея $600 млрд. в год»

После почти 20 лет работы Фонда Билла и Мелинды Гейтс, направленной на улучшение системы образования США, Билл Гейтс все еще полон грандиозных планов и амбиций. Его цель в ближайшие 20 лет – вдвое увеличить количество выпускников колледжей, вывести Соединенные Штаты на лидирующие позиции в международных рейтингах стран с лучшими системами образования и сделать это, не выходя за рамки существующего бюджета. Возможно, к системе образования он хочет применить закон Мура, гласящий о том, что количество транзисторов, помещающихся на интегральной схеме, удваивается каждые два года.

Гейтс признает, что США испорчены репутацией мирового лидера. В то же время, не обучая сотрудников, специалистов в разных сферах, невозможно создать жизнеспособную экономику. По его мнению, в долгосрочной перспективе человеческий капитал – главный источник конкурентоспособности любой страны. Показателем того, где она окажется через 20 лет, является уровень ее системы образования сегодня.

Фонд активно инвестирует в развитие технологий для учителей, позволяющих им повышать свой профессионализм. Еще одна мечта Гейтса – революционные изменения в системах самооценки для студентов, которые позволили бы оценивать уровень знаний по каждому предмету и понимать, чем еще им необходимо овладеть. Нужно создать понятную и заслуживающую доверия систему оценки умений, чтобы работодатели рассматривали ее как достойную альтернативу школьным аттестатам (институтским дипломам). Такая система даст возможность перейти от вопроса «где вы учились?», к вопросу «что вы знаете?». Ведь уже сейчас нередки ситуации, когда молодой человек приносит написанный им компьютерный код и говорит: «Я написал его, и какая вам разница, какие оценки у меня были в школе и окончил ли я колледж?». Как утверждает Гейтс, возможность оценивать умения молодежи создаст более прозрачные условия в сфере высшего образования.

Создание прозрачной системы оценки было и остается сложной задачей. Существует ряд примитивных систем, которые люди просят внедрять сейчас. Тем не менее Гейтс уверен: добиться прогресса в системе образования можно, используя даже неидеальную методику оценивания, поскольку она включает в себя не только тесты и баллы, но и наблюдение за учениками в классах и работу в форме вопросов и ответов.

В связи с этим возникает еще один вызов: даже по мере улучшения методики оценивания, вряд ли получится добиться полного согласия в целях: «Насколько рисование важнее музыки,  физкультуры или программирования? В конце концов на какие-то компромиссы придется пойти. Если у нас будет профессиональная система кадров и отличные технологии, мы сможем получить намного больше отдачи от любых вложенных ресурсов».

По мнению Билла Гейтса, сегодня наступили золотые дни для любознательных, самомотивированных студентов и школьников, стремящихся к знаниям: «Жаль, что я взрослею не сейчас, завидую своему сыну. Если мы обсуждаем что-то, чего до конца не понимаем, то просто смотрим видео и читаем статьи – все это дает нам для дискуссии больше информации».
Гейтс любит слушать онлайн-курсы, активно развивающиеся сегодня. В особенности он рекомендует курсы Big History Девида Кристиана; Тимоти Тейлора по экономике; курсы по биологии и метрологии: «У меня зависимость от таких вещей. Я постоянно слушаю их в дороге».

Конечно, не все лекции, предлагающиеся в онлайне, высокого качества. Поэтому перед системой образования стоит еще одна цель – сделать онлайн-обучение качественным, чтобы все могли смотреть и слушать лучшие в мире лекции. Они должны эволюционировать так же, как семейные песнопения вокруг рояля со временем могут стать концертами высокого класса.

Залишити відповідь