Site icon Companion UA

Спасатели массового производства

В условиях экономического кризиса спрос на управленцев, способных удержать компанию на краю пропасти, а проще — антикризисных менеджеров просто зашкаливает. Их зарплаты стартуют от 10 тыс. у.е. в месяц, а максимальная планка может превысить и 200 тыс. у.е. в год. Поэтому неудивительно, что в последние годы появилось «пруд пруди» желающих получить профессию кризис-менеджеров. Где же учат таких специалистов, а главное — стоит ли работодателю покупаться на «антикризисную» корочку, или лучше искать управленцев без специального образования, зато с соответствующим опытом?


Учат в школе, учат в школе, учат в школе…


Просмотрев учебные программы большинства украинских экономических вузов можно прийти к выводу, что получить «антикризисное» образование можно чуть ли не в любом из них, и уж точно — в каждой школе MBA. Но если диплом master of business administration в сфере антикризисного управления обойдется не менее 20 тыс. у.е., то стать кризис-менеджером в каком-нибудь институте последипломного образования, где предприимчивые предприниматели от науки даже создали отдельные «специализированные» кафедры можно всего-то за 1-2 тыс. у.е. в год.


Но стоит ли даже такие деньги тратить на антикризисное образование? Эксперты однозначно утверждают — нет и еще раз нет. Например, по признанию студентов одного из экономических вузов столицы, в университете никаких эксклюзивных знаний не дают. Там преподают те дисциплины, которые могут читать работающие в университете преподаватели. Математическая статистика, философия, основы менеджмента и товароведения и т.д. По словам учащихся, научным источником для лекций по основной дисциплине служат книжки российских и западных авторов, которые можно купить за 40-60 грн. Поэтому неудивительно более чем скептическое отношение собственников бизнеса к «дипломированным антикризисникам».


Мнение об антикризисных менеджерах с дипломом MBA несколько выше, хотя бы потому, что лекции по антикризисному управлению им читали не университетские преподаватели, а собственники реальных бизнесов, которые в своей жизни пережили уже не один кризис. Однако и такая теоретическая база не дает гарантии, что придя на находящееся на грани банкротства предприятие «новоиспеченный» кризис-менеджмер сможет вывести его в прибыль. Ведь, как единогласно утверждают все без исключения эксперты по HR, антикризисный менеджер — это не профессия, а состояние души.


Эволюция КМ


Прежде чем говорить о том, каким же должен быть идеальный кризис менеджер, стоит немного вспомнить историю и рассмотреть эволюцию антикризисного управления в Украине (в общем-то, приведенная классификация и периодизация верна для всех стран СНГ).


«В начале 90-х годов стать кризис-менеджером мог чуть ли не любой, для этого нужно было только закончить курсы арбитражных управляющих. А в итоге их способностей нередко хватало лишь на то, чтобы хаотично распродать имущество в пользу отдельных кредиторов. Эра таких «могильщиков» довольно быстро сменилась другой, более организованной, но и более опасной. Банкротство стало инструментом передела собственности. В управлении предприятием особенно важен контроль над тремя составляющими: акциями, долгами и топ-менеджерами. И борьба велась на трех фронтах одновременно: пакеты размывались, эмиссии или их итоги оспаривались, долги увеличивались либо, наоборот, сокращались, топ-менеджеры перекупались. Интересанты разворачивали настоящие войны за назначение «своего» антикризисного управляющего», — рассказывает один из украинских экспертов по HR, пожелавший остаться неназванным.


Сегодня ситуация, конечно, изменилась, и отечественный кризис-менеджмент приобрел значительно более законопослушное и вполне себе европейское лицо. Но что должно скрываться за ним?


О менеджерах настоящих и фальшивых


«Возможно это и не самая исчерпывающая, но уж точно достаточно точная характеристика кризис-менеджеров. Одни должны «приструнить» свое эго в интересах компании, и слышать не только себя, но и других управленцев, а второе — они должны быть стратегами, т.е. не сиюминутно экономить деньги, а просчитывать последствия этой экономии в будущем», — уверена менеджер психологической службы «Анкор СВ» компании Executive Search Алла Коняева.


Правда, с ее утверждением согласный не все эксперты. «Отличить стиль работы антикризисного менеджера от обыкновенного достаточно просто. Приоритет он отдает тактическим сиюминутным задачам, а не стратегическим, планирование также осуществляет только на краткосрочную перспективу. Денежные средства в компании под его руководством аккумулируются также под решение узкого круга тактических задач. Фирма работает в условиях жесткой экономии, все лишние траты урезаются — например, сокращаются объемы производства, расходы на рекламу или HR-службу. Инвестиционные программы также закрываются. Осуществляются только обязательные и необходимые выплаты», — так жестко характеризует стиль антикризисных управленцев независимый эксперт по управлению Алексей Печников.


Но вот чего точно не должен делать настоящий КМ — так это обещать собственникам чуда. Только непрофессионалы, по мнению г-жи Коняевой, могут божиться выполнить все пожелания собственника. Что же случается в случае прихода такого «специалиста» на подобную должность — несложно предугадать. Но вот денег он берет столько же, сколько и действительно эффективный КМ. Как же искать кризис-менеджера и не ошибиться в выборе «Комп&ньон.Online» расскажет в следующих публикациях.







Коротко о главном:


Несмотря на то, что кафедры антикризисного менеджмента открыты сегодня почти в каждом экономическом вузе, работодатели пока не горят желанием брать «свежеиспеченных» кризис-менеджеров, предпочитая нанимать «проверенных в боях 90-х годов» специалистов. В то же время эксперты предупреждают — с антикризисными менеджерами в Украине тоже кризис, поэтому подходить к найму такого специалиста, учитывая его стоимость, рекомендуют более чем тщательно.

Exit mobile version