(повтор)
Киев. 16 декабря. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Значительный рост доходностей украинских евробондов, усилившийся после обострения в стране политической ситуации, привлек внимание к ценным бумагам игроков, специализирующихся на управлении проблемными активами, сообщили агентству "Интерфакс-Украина" инвестиционные эксперты.
УКРАИНА – "ПРОБЛЕМНЫЙ АКТИВ"
По словам главного экономиста по России и странам СНГ Barclays Владимира Пантюшина, специализирующиеся на так называемых distressed assets (проблемные активы – ИФ) компании заинтересовались украинскими евробондами после резкого роста доходностей еврооблигаций страны и ставок по страховкам от дефолта (CDS). Это последовало за эскалацией внутриполитической обстановки, вызвавшей серьезную обеспокоенность инвесторов.
В.Пантюшин отметил, что напряженная ситуация в экономике Украины наблюдается уже с начала лета – дисбаланс присутствует практически во всех экономических параметрах: рост ВВП низкий или отрицательный, текущий счет показывает серьезный дефицит, помимо этого, имеется фискальный дефицит и искусственно удерживаемый курс валюты, не позволяющий экономике адаптироваться к внешним условиям. Тогда же наблюдалось постоянное снижение валютных резервов, и прогнозировать, каким способом будет решена эта проблема, было сложно, добавил он.
"Все эти факторы совместно производили достаточно серьезный эффект", – подчеркнул В.Пантюшин. "К тому же доступ на внешний рынок заимствований оказался проблематичным после майского заявления американского центробанка (глава ФРС Бен Бернанке, выступавший в Конгрессе, признал, что ФРС может замедлить темпы приобретения активов "в ближайшие несколько заседаний" – ИФ)", – добавил он.
В.Пантюшин отметил, что серьезный всплеск обеспокоенности инвесторов в долговые ценные бумаги произошел в сентябре, вслед за снижением суверенного рейтинга. С того момента ситуация и настроения на рынке постепенно ухудшались, и многие продавали еврооблигации, а за счет появления в последние недели этой новой группы инвесторов (в проблемные активы – ИФ) сменился общий "набор" инвесторов в ценные бумаги, добавил он.
По словам В.Пантюшина, это качественно другие игроки – они начинают интересоваться еврооблигациями только с высоких уровней доходности (в районе 20% в данном случае), в ожидании дефолта эмитента. Причем эти инвесторы проявляют интерес не только к суверенным, но и корпоративным бумагам.
"В "корпоратах", в принципе, есть понимание, что они являются заложниками суверенных долгов. Помимо этого, у многих компаний-эмитентов, если убрать проблемы макроуровня, финансы находятся в гораздо лучшем состоянии, чем у государства. Однако, поскольку все они работают в Украине и привязаны к украинской банковской системе, если начнутся, например, ограничения по потокам капитала, то пострадают все", – сказал он.
Как отметил аналитик инвестбанка Nomura Дмитрий Петров, так называемые "real money инвесторы", многие из которых ожидали подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, а также связывали это с последующим возобновлением страной сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ), начали закрывать свои позиции вскоре после того, как стало ясно, что ни того, ни другого не будет.
"В настоящее время мы видим, что многие фонды еще держат украинские облигации, кто-то – полагая, что они недооценены, кто-то – из-за нежелания избавляться от еврооблигаций "на дне рынка", особенно когда благополучная развязка ситуации все еще вероятна. В то же время в последние недели значительно активизировались хеджевые фонды, которые скупают позиции у всех участников рынка евробондов", – сказал Д.Петров.
По его словам, большинство инвесторов в настоящее время расценивает краткосрочные еврооблигации Украина-14, а также "Нафтогаз Украины"-14 как преддефолтные из-за риска их реструктуризации, тогда как долгосрочные Украина-23 считаются более надежными и их можно скорее отнести к спекулятивным.
Однако В.Пантюшин оценивает среднесрочные долги как более рисковые, чем краткосрочные.
"Я все же вижу проблему больше в долгах с погашением после президентских выборов, то есть в 2015-2017гг. Дефолт в ближайшее время менее вероятен, чем выплаты в срок, тогда как последующая перестройка и реформы в экономике очень сильно будут влиять на то, как Украина будет обслуживать свои долги. "Длинные" долговые обязательства менее рисковые, потому как, даже если реформы будут недостаточно глубокими и быстрыми, все равно их придется проводить, и в два-три года экономика Украины все-таки выйдет на нормальный путь", – сказал он.
ПОЙДЕТ ЛИ УКРАИНА ПО ПУТИ PIGS?
Формальных пределов роста доходности украинских еврооблигаций, по мнению В.Пантюшина, нет.
"Можно посмотреть, что еще недавно происходило с той же Грецией", – отметил он.
В то же время В.Пантюшин считает, что ситуация в Украине в корне отлична от событий в Греции: Украина по уровню ее внешнего долга не является проблемной страной, однако, с точки зрения текущих выплат, находится в сложной ситуации – резервы тают, а в ближайшее время предстоят достаточно значительные выплаты.
Д.Петров также не усматривает схожести между кризисом в Украине и таковыми на Кипре, в Греции или Ирландии.
"В этих странах мы скорее видели банковский кризис, или кризис неплатежеспособности. В Украине мы больше сталкиваемся с кризисом ликвидности", – отметил он.
Помимо этого, по его словам, Украина переживает гораздо более глубокие экономические проблемы, связанные с внешним и внутренним дисбалансом, который уже давно не устраняется.
Д.Петров считает, что более близкую параллель можно провести кризисом в Белоруссии в 2011 году, в котором подобно ситуации в Украине вскрылась дилемма: геополитическая независимость или уменьшение давления со стороны платежного баланса, отягощенного дорогими энергоресурсами.
Аналитик Nomura Питер Аттард Монталто (Peter Attard Montalto), в свою очередь, отметил, что ситуация с валютной ликвидностью остается очень напряженной, особенно в комбинации с политической нестабильностью последних дней. Он ожидает, что Украина продолжит переговоры с МВФ, который на прошлой неделе дал сигнал о некотором пространстве для маневра касательно тарифов на энергоносители для населения.
"Когда государство получит подстраховку от МВФ, будет гораздо легче рефинансироваться на внешних рынках, а также заниматься другими вопросами, в том числе продолжением переговоров об ассоциации с Евросоюзом. Возможные экономические последствия, связанные с ассоциацией, в таком случае будут менее ощутимы", – сказал он.
По его оценкам, если сотрудничество с МВФ будет возобновлено, котировки пятилетних CDS Украины могут вернуться к уровню 750 пунктов с нынешних 1100 пунктов. Кроме того, вероятно небольшое восстановление цен долгосрочных облигаций Украина-23 – до $86-89 с нынешних $83.
В то же время аналитик Nomura подчеркнул, что усиление политической напряженности и отсутствие реакции властей на протесты грозит девальвацией валюты и связанными с этим внутренними экономическими рисками. Кроме того, в случае вероятной реструктуризации суверенных бондов с погашением в 2014 году "длинные" еврооблигации на этом фоне могут потерять еще $5-10 в цене, в зависимости от того, будет ли продолжаться выплата по купонам, считает он.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».