Украина поднялась в рейтинге привлекательности возобновляемой энергетики

Такой вывод содержится в новом исследовании EY «Индекс привлекательности стран для инвестирования в возобновляемую энергетику».

Гил Форер, руководитель глобальной практики консультационных услуг EY в сегменте чистых технологий, отмечает: "Говоря о перспективности тех или иных рынков для инвестирования, необходимо помнить о все увеличивающимся разрыве между более и менее привлекательными для инвестиций рынками. С одной стороны спектра находятся страны, пересматривающие энергетическую политику, вносящие в неё поправки и меняющие сроки ее реализации, что обусловливает нестабильность рыночной конъюнктуры. С другой – страны, привлекающие инвесторов за счёт создания условий для реализации крупных проектов и устранения препятствий, что мы наблюдаем на развивающихся рынках, например, в Бразилии и Южно-Африканской Республике".

Правительствам следует прилагать больше усилий для формирования стабильных рынков с целью привлечения инвестиций в энергетику.  Дискуссии, проведенные на Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Польше, подчеркивают значительные выгоды, которые приносит возобновляемая энергетика для экономики, общества и окружающей среды. В дальнейшем эти факторы будут способствовать более пристальному вниманию правительств к рынку возобновляемой энергетики.

Компании, работающие с возобновляемыми источниками энергии, должны переждать период  политической нестабильности

Согласно результатам исследования, которые базируются на макроэкономических показателях, состоянии энергетического рынка и уровне технологического развития, США возглавляют список стран, наиболее привлекательных для инвестиций в возобновляемую энергетику. Однако в ближайшие месяцы в этой стране сохранится неуверенность инвесторов, даже несмотря на недавнее открытие  в Нью-Йорке первого  «зелёного банка», целью которого является продвижение инвестиций частного капитала в объёме не менее $1 млрд. в реализацию проектов в сфере возобновляемой энергетики. Основными факторами, способствующими росту неопределенности на рынке, являются стоимость разработки сланцевых месторождений и отсутствие долгосрочной энергетической политики.

На остальных рынках наблюдается снижение активности инвесторов, приостановка реализации проектов и выход с рынка, вызванные интервенциями со стороны государства. Так, например, в Австралии правительство готовит законопроект, отменяющий выплаты за выбросы углекислого газа в атмосферу в 2014 году.

В Германии, занимающей третье место в рейтинге стран, привлекательных для инвестиций в отрасль  возобновляемой энергетики, федеральный канцлер Ангела Меркель испытывает давление со стороны лобби энергетического сектора, направленное на пересмотр условий субсидирования сектора возобновляемой энергетики. Тем временем в Великобритании политики, использующие рост стоимости потребляемой электроэнергии в целях политической борьбы, только усиливают неопределённость ситуации для инвесторов. В Польше смешанную реакцию вызвало предложение о переходе от торговли «зелёными сертификатами» к закупке электроэнергии, выработанной на основе возобновляемых источников, у выбранных на основе тендеров производителей.

Неопределённость в сфере энергетической политики характерна не для всех стран. В КНР продолжаются работы по выполнению амбициозного плана по наращиванию общей мощности  солнечных электростанций до 35 ГВт к 2015 году, для чего введены налоговые льготы и прочие субсидии, а также проведены мероприятия, ускоряющие консолидацию рынка. Если говорить о международном рынке, то ожидается, что решение ЕС о введении минимальной цены и квот на поставку оборудования для солнечных электростанций из КНР обусловит неопределённость развития отрасли солнечной энергетики в европейских странах в течение следующих двух лет.

Бен Уоррен, руководитель глобальной практики услуг EY по сопровождению сделок в сегменте чистых технологий, сказал: «У КНР есть амбициозные планы развития отрасли возобновляемой энергетики. Благодаря таким механизмам как снижение на 50% до 2015 года налога на продажу энергии, полученной на солнечных электростанциях, введение ограничений на расширение производства солнечных модулей и требование об отчислении 3% годовых доходов на НИОКР, правительство создает благоприятные условия для инноваций и реализации новых проектов. В то время как предложение о введении в ЕС минимальной цены на солнечные модули обусловило хороший рост прибыли производителей из Китая, гарантировав стабильность цен на следующие два года, всех интересует влияние указанной меры на европейских потребителей и разработчиков».

Виктор Коваленко, руководитель отдела услуг в области устойчивого развития и чистых технологий EY в Украине, отмечает: «Украина прогнозировано улучшила свои результаты – в рейтинге мы вышли на 4 позиции вперед. Это стало возможным во многом благодаря тому, что в стране по-прежнему сохраняется государственная поддержка сектора возобновляемой энергетики за счет достаточно высокого «зеленого тарифа». На фоне сворачивания такой поддержки, наблюдаемой во многих развитых странах, ситуация в Украине демонстрирует относительную стабильность для инвесторов отрасли».

Стабильный поток проектов в Южной Америке до 2018 года

За пределами первой десятки стран, включённых в индекс, следует отметить успешное развитие Южной Америки в области возобновляемой энергетики. В 2013 году в Бразилии распределены проекты по строительству генерирующих мощностей на 3 ГВт, зарегистрированы проекты по строительству мощностей на 40 ГВт для проведения аукционов в ноябре и декабре. Чили продолжает привлекать крупные проекты, в том числе такие как строительство крупнейшей в мире фотоэлектрической электростанции без привлечения государственных субсидий.

Правительство Чили в два раза увеличило план генерации электроэнергии за счёт возобновляемых источников, доля которых в 2025 году должна составить 20% от общего объёма.
Возобновляемая электроэнергетика развивается в таких странах как Турция и Таиланд, которые ищут возможности для удовлетворения стремительно растущего спроса. Правительство Таиланда недавно заявило об увеличении плана электрогенерации с использованием возобновляемых источников на 51% к 2021 году, которая должна составить почти 14 ГВт или 25% совокупной генерации по сравнению с 8% в настоящее время. В Турции высокие тарифы на электроэнергию и надёжность вспомогательной инфраструктуры обусловили значительное превышение предложения над спросом в рамках аукционов для реализации проектов в сфере возобновляемой энергетики. Несмотря на отсутствие в индексе России, значительная активность, наблюдавшаяся в отрасли возобновляемой энергетики в стране в 2013 году, говорит о том, что в следующем десятилетии после решения общих политических и структурных вопросов, она может превратиться в одну из движущих сил данной отрасли.

Комментирует Ксения Лещинская, руководитель отдела услуг в области чистых технологий и устойчивого развития в странах СНГ: "Следуя плану по достижению доли возобновляемых источников энергии в общем объеме генерации в 4.5% до 2020 года, в мае 2013 года Правительство РФ приняло постановление, вводящее механизм торговли мощностью квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. Поддержка «зеленой» энергетики через рынок мощности – это новая практика, поскольку в большинстве стран поддержка осуществляется с помощью «зеленых» тарифов, то есть пропорционально объему генерации. Согласно постановлению, доступ к рынку мощности осуществляется на основе конкурса проектов по строительству солнечных и ветряных электростанций и малых гидроэлектростанций. Результаты первого конкурса, подведенные в сентябре 2013 года, можно назвать позитивными. Были поданы заявки на строительство солнечных электростанций общей мощностью в 1 ГВт с 2014 по 2017 годы, из них, были отобраны заявки по  32 проектам суммарной мощностью 399 МВт. Результаты по ветряным и гидроэлектростанциям оказались более скромными. Одним из ключевых вызовов для потенциальных инвесторов остается требование по локализации на уровне 50% для оборудования, которое используется при эксплуатации объектов возобновляемой энергетики".

Разработчики технологий в области возобновляемой энергетики ищут новые формы привлечения инвестиций

Несмотря на вмешательство правительств, приводящее к возникновению неопределённых ожиданий на некоторых рынках, в этом году возросла активность компаний, работающих в сегменте возобновляемой энергетики, на рынке первичного размещения акций (IPO), причём восстановление такой активности происходило наиболее высокими темпами после 2010 года. Уверенное распространение практики IPO для компаний, владеющих объектами генерации, а также демонстрируемая ими возможность получения стабильной прибыли, указывает на то, что публичное размещения акцией – потенциально устойчивый источник финансирования инфраструктурных проектов. Это является хорошей новостью для отрасли, стремящейся улучшить показатели бухгалтерских балансов и привлечь проектное финансирование из ограниченных источников.

Комментирует Бен Уоррен: «Будущее покажет степень зависимости публичных компаний, владеющих объектами генерации на основе возобновляемых источников энергии, от государственной политики. В средне- и долгосрочной перспективе по мере достижения отраслью возобновляемой электроэнергетики сетевого паритета и устранения зависимости от изменяющихся тарифов, установленных государством, вполне вероятно, что фондовые рынки снова поверят в привлекательность цепочек поставок возобновляемой электроэнергии и быстрорастущим рентабельным компаниям, развивающим новые проекты».

Недостаточность источников проектного финансирования вынуждает компании, развивающие новые проекты в отрасли возобновляемой энергетики, искать новых инвесторов, обладающих не только долгосрочной стратегией, но и широкими финансовыми возможностями. Пенсионные фонды, управляющие совокупными активами стоимостью порядка $28 трлн., всё больше улучшают показатели прогнозируемости долгосрочной отдачи проектов, использующих такие проверенные технологии, как генерация энергии при помощи фотоэлектрических панелей и ветряных турбин. Вместе с этим, результаты последнего исследования указывают на необходимость делать больше для привлечения растущей доли пенсионных накоплений.

В заключение Гил Форер отмечает: «Инновации сохраняют критическое значение для развития отрасли возобновляемой энергетики как с технологической, так и финансовой точек зрения. Дальнейшую эволюцию возобновляемой энергетики может серьёзно сдерживать политическая неопределённость и удовлетворённость уже созданными технологиями. Вместе с этим, несмотря на затруднения в развитии возобновляемой энергетики в некоторых странах, будущее сектора представляется весьма многообещающим в тех из них, которые обеспечат стабильную энергетическую политику и доверие инвесторов».

Залишити відповідь