Чтобы сделать хороший подарок, стоит отнестись к нему как к возможности подтвердить значимость человека. А поскольку отношения между людьми – самое ценное, что есть в нашей жизни, усилия, затраченные на выбор подарка, абсолютно оправданы. «Рождественский сезон» – традиционное время для таких вложений, и в этом благородном деле существуют свои «голубые фишки» – дизайнерские предметы.
Финскую Iittala, выпускающую аксессуары для дома из стекла, фарфора и стали, можно назвать давним их поставщиком. У компании, основанной еще в конце XIX в., креативный расцвет начался в 1920-х и, судя по всему, продолжается до сих пор. На разных этапах своей истории она привлекала к сотрудничеству самых выдающихся финских мастеров: дизайнеров Алваара Аалто и его супругу Айно, Тимо Сарпаневу, дизайнера и скульптора Тапио Вирккала, знаменитого стеклодува и художника по керамике Ойву Тойкка и др. В итоге сейчас портфолио Iittala насчитывает более 50 серий предметов, среди которых – не теряющие актуальность модификации знаменитой волнообразной вазы Savoy Алваара Аалто 1936 г., а также более свежая разработка – милая «магическая» серия Taika от современных дизайнеров Хеикки Орвола и Клауса Хаапаниеми (последний известен своими принтами, сделанными для Diesel, Levis, Dolce & Gabbana, Cacharel и др.).
Еще один вариант хорошего дизайнерского подарка – штопор французской компании Forge de Laguiole. Она прославилась выпуском знаменитых лагиолей – складных ножей с элегантной ручкой, которую сравнивают с женской ножкой, и лезвием с двойным изгибом, напоминающим ятаган. Как и его «земляки» массю, донжон, пьетен и др., лагиоль своим происхождением обязан конкретному региону Франции. Этот нож стал популярен в первой половине XIX в. на юге страны, в департаменте Аверон. Его форму придумал Пьер-Жан Кальмель, мастерская которого находилась вблизи деревушки Лагиоль. В 1840 г. в конструкцию ножа было добавлено шило, а в 1880-м – штопор, в котором нуждались официанты и бармены, в поисках работы отправлявшиеся на север Франции.
Со временем лагиоли стали производиться в других местах (название не было запатентовано), включая Азию. Поэтому, когда в 1987 г. благодаря группе инвесторов в деревне, где родился знаменитый нож, появилась Forge de Laguiole, – это было не только началом хорошего бизнеса, но и культурным ренессансом. Компания сразу объявила о своих высоких амбициях, заказав проект производственного здания звездному дизайнеру Филиппу Старку, также придумавшему для Forge de Laguiole несколько ножей. Однако на благо предприятия постарался не только Старк, но и Кристиан Гион, Ора Ито, Томас Бастид, Андре Путман, Соня Рикель и другие выдающиеся персоны французского дизайна.
Производство складных штопоров тоже не осталось без внимания. В сотрудничестве с винными экспертами Forge de Laguiole создала линейку Sommeliers, в которой около десятка разновидностей откупоривающего инструментария: с костяными, алюминиевыми, деревянными (включая экзотические породы), из коровьего рога и другими ручками.
В один из таких штопоров вложился Жан-Мишель Вильмотт – дизайнер и архитектор, кроме прочего, участвовавший в разработке интерьера нескольких этажей парижского музея Орсе, создававший мемориал ООН в Южной Корее. Штопор Вильмотта – небольшое отступление от традиционных обтекаемых форм лагиолей. Ручка угловатой формы сделана из акрилового стекла. Кроме собственно штопора с пятью витками, имеется и небольшое откидное лезвие для срезания фольги с горлышка бутылки.