Предвидеть. В большинстве компаний руководители следят за тем, что происходит впереди, и не смотрят по сторонам. Это может сделать компанию легкой жертвой конкурентов, которые следят и действуют, прислушиваясь к самым слабым сигналам изменений. Чтобы предвидеть это, нужно следить за новыми возможностями, которые могут изменить ваш рынок, искать за пределами своего бизнеса, создавать сеть связей, которые помогут лучше видеть горизонт.
Критически мыслить. Общепринятое мнение защищает от непонимания, однако слушаться его – значит плыть по течению, следовать за большинством и терять конкурентные преимущества. Люди, мыслящие критически, ставят все под сомнение. Чтобы приобрести это умение, необходимо заставить себя докапываться до корневой причины проблем, разоблачать лицемерие, манипуляции и ангажированность при принятии решений.
Объяснять. Неопределенность тревожит. Сталкиваясь с ней, мы хотим как можно быстрее принять решение (как правило, неправильное). Стратег не будет спешить, проанализирует информацию из нескольких источников, прежде чем сформулирует свою точку зрения. Чтобы сделать это, надо работать с множеством источников информации, поощрять других, подвергать сомнению предположения и тестировать гипотезы.
Решать. Многих лидеров парализует чрезмерный анализ. Важно разработать процессы таким образом, чтобы можно было получать достаточно хороший результат. Совершенство лучше оставить высшим силам.
Выравнивать. Консенсус – редкость. Стратег должен стимулировать открытый диалог, доверие, вовлекать ключевых стейкхолдеров, особенно, когда их точки зрения противоположны. Для этого нужно понимать, что движет людьми, включая скрытые причины; поднимать сложные вопросы на поверхность, даже если это неудобно; оценивать восприимчивость к риску и создавать поддержку.
Учиться. По мере того как растет компания, честная обратная связь становится редкостью. Важно сделать все возможное, чтобы обратная связь продолжала поступать. Это важно, поскольку успех, и особенно поражение – ценные учителя.